Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Асташова Анастасия Витальевна

 Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта

пробного урока по окружающему миру,

проведенного Асташовой Анастасией Витальевной

в 4 «Б» классе

МБОУ « Гимназия № 25 »
г. Ростова-на-Дону

Дата: 06.04.2023г.

Учитель: Скиданова Г.П.

Методист: Аванесян И.Э.

Допуск к уроку:

Оценка:


Тема урока: Золотой век театра и музыки

Класс: 4

Цель урока (содержательная и деятельностная): формирование представления у обучающихся о развитии театрального и музыкального искусства России XIX в. и первичное закрепление учебного действия по ознакомлению с творчеством великих деятелей искусства XIX века, культурных достижений признанных во всем мире.       

Задачи урока:

Дидактические:

  • актуализировать знания о Золотом веке театра и музыки, творчестве и открытиях М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна, Н.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина;
  • научить характеризовать развитие театрального и музыкального искусства;
  • сформировать понятие об отечественной культурной составляющей;
  • расширить представление у обучающихся о великих русских композиторах.

Развивающие:

способствовать развитию:

  • самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы при изучении новой темы урока «Золотой век театра и музыки»;
  • умения планирования и самоконтроля при изучении новой темы урока «Золотой век театра и музыки»;

содействовать развитию:

  • мыслительных операций (умение выделять главное; обобщение изученных фактов; формулирование выводов или вопросов);
  • развитию речи в области окружающего мира (оперирование терминами «консерватория», «плеяда»);
  • психических процессов (воображения при прослушивании муз. произведений великий русских композиторов, мышления, внимания);
  • эмоций учащихся при обсуждении новой темы урока – «Золотой век театра и музыки».

Воспитательные: 

содействовать:

  • проявлению интереса к предмету окружающий мир;
  • формированию мировоззренческих понятий при изучении новой темы урока – «Золотой век театра и музыки»;
  • воспитанию личностных качеств (чувства ответственности, уважения, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений) при работе в парах;
  • нравственному воспитанию, обеспечение в ходе урока по изучению темы урока - «Золотой век театра и музыки», раскрытия следующих понятий: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения; •
  • убедить обучающихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного открытия, изобретения.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

Сформированность представлений о Золотом веке театра и музыки;

Знакомство с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода;

Умение давать определение понятию консерватория, плеяда, различать изученные объекты.

П:

1) базовые логические действия:

  • объединение части объекта (объектов) по определенному признаку (указать, каких в соответствии с темой);
  • установление причинно-следственных связей в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту («Золотой век театра и музыки»);

2) базовые исследовательские действия:

  • формулирование целей урока с помощью учителя;
  • формулирование выводов о культурном наследии России в XIX в.  и подкрепление их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (изучения текста);

3) работа с информацией:

  • выбор источника получения информации при изучении новой темы урока;
  • согласно заданному алгоритму нахождение в предложенном источнике представленной в явном виде информации по теме урока.

Сформированность основ российской гражданской идентичности при изучении темы «Золотой век театра и музыки»;

Готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению по теме урока - «Золотой век театра и музыки»;

Сформированность ценностных установок и социально значимых качеств личности (самосознание, самооценка, социальная активность, жизненная позиция, ответственность.) при изучении темы урока - «Золотой век театра и музыки».

Р:

1) самоорганизация:

  • планирование действий по решению учебной задачи для получения результата при изучении темы урока «Золотой век театра и музыки»;
  • выстраивание последовательности выбранных действий при изучении темы урока «Золотой век театра и музыки»;
  • 2) самоконтроль:
  • определение причин успеха/неудач учебной деятельности при изучении темы урока «Золотой век театра и музыки»;

К:

1) общение:

  • формулировка суждений по теме урока «Золотой век театра и музыки»;
  • проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдение правил ведения диалога при работе в паре, группе в процессе изучении темы «Золотой век театра и музыки»;
  • подготовка небольших публичных выступлений по теме урока;

2) совместная деятельность:

  • умение формулировать цели на основе предложенного формата планирования при изучении темы урока «Золотой век театра и музыки»;
  • проявление ответственности при выполнении своей части работы в паре, группе при изучении темы урока «Золотой век театра и музыки»;
  • умение оценивать свой вклад в общий результат при работе в паре или группе при изучении темы «Золотой век театра и музыки».

Тип урока: открытия нового знания

Характеристика этапов урока:

Этапы

урока

Методы и приемы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающегося

Форма организации УД (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля и взаимоконтроля

Организационный момент

Методы: словесный

Приемы: демонстрация слайдов

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Внимательно слушают учителя.

Готовятся к уроку.

Ф

Слайды мультимедийной презентации

Фронтальный, устный

Мотивация к учебной деятельности

Методы:

Приемы:

Для начала нашего урока, я зачитаю вам стихотворение:

Культура русская богата, животворна,

Духовностью пропитана насквозь,

Как русская душа она бездонна,

Понять её нельзя пытаться вскользь.

Культура русская щедра и многолика,

Разнообразна, как природная краса,

Талантами и мудростью велика,

И необъятна словно небеса.

Итак, ребята, вы внимательно прослушали стихотворение, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

- Верно, ребята, о русской культуре, а точнее о самом красивом и плодотворном периоде подъёма русского искусства.

Внимательно слушают

Отвечают на вопрос

Ф

Слайды мультимедийной презентации, учебник

Фронтальный, устный

Актуализация и пробное действие

Методы: словесный, наглядный

Приемы опрос, демонстрация слайдов:

- Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним,

что вы изучали ранее. Кто мне скажет, какая была тема прошлого урока? (Великий путь)

- Итак, ребята, сейчас мы проверим знание текста.

Опрашивает нескольких детей.

- Итак, ребята, молодцы. Сейчас мы вместе с вами закрепим уже изученный материал, отвечая на вопросы. Откройте стр. 59, посмотрите, внизу есть графа «Проверим себя».

Вместе с учениками закрепляет изученный материал.

- Ребята, вы молодцы.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Великий путь

Желающие рассказывают содержание текста.

Читают, отвечают на вопросы, закрепляют знания по пройденной теме.

Ф

Слайды мультимедийной презентации, учебник

Фронтальный, устный

Выявление места и причин затруднения

Метод: словесный

Прием:

Решение ребусов, демонстрация слайдов

- А теперь давайте узнаем все-таки какова тема нашего урока?

- Для этого мы посмотрим на слайд, и попробуем отгадать ребус:

ТЕАТР

МУЗЫКА

- Итак, ребята, вы отгадали ребусы, это театр и музыка, именно с этими составляющими будет связана наша тема, А ИМЕННО

- «Золотой век театра и музыки».

Отгадывают ребус.

Ф

Слайды мультимедийной презентации

Фронтальный, устный

Построение проекта и решение проблемы

Методы:

Приемы:

- Ребята, а какие мы поставим перед собой цели? Чтобы разобраться с этим вопросом, давайте посмотрим на слайд, видите, у нас разлетелись части от наших целей. Кто сможет правильно соотнести их?

Цели:

1. Узнать почему этот век называют «золотым»?

2. расширить представление о вкладе  русских деятелей искусства в отечественную культуру периода « Золотого века ».

- Ребята, молодцы! У нас получилось определить цели нашего урока.

Дети определяют вместе с учителем цели урока.

Ф

Слайды мультимедийной презентации, учебник.

Фронтальный, устный

Реализация сформированной модели

Методы:

Приемы:

А теперь, мы с вами попробуем прикоснуться к этой эпохе и почувствовать атмосферу того времени. Я вам буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и запоминайте, так как в ходе урока вам эта информация пригодится.

Учитель рассказывает материал из учебника, транслируя на слайдах информацию соответствующую содержанию текста.

Параллельно рассуждает с детьми, что такое «консерватория» и «плеяда».

Консерватория – это классическое музыкальное высшее учебное заведение.

Плеяда – это 1. Группа выдающихся деятелей в каком-либо виде искусства.

ПлеядЫ – это рассеянное звёздное скопление в созвездии Тельца, видимое невооруженным глазом.

Внимательно слушают учителя.

Запоминают информацию.

Ф

Слайды мультимедийной презентации

Фронтальный, устный

Первичное закрепление с проговариванием вслух

Практический, упражнение

РАБОТА В ПАРАХ    

А сейчас ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Я раздам вам сейчас карточки пока вам раздают карточки, мы вспомним правила работы в парах:

Итак, на каждой парте сейчас лежат карточки, переверните их. У каждого разная информация на них. Посмотрите. У вас на карточках указан какой-то факт о каком-либо известном композиторе XIX века. Ваша задача – прочитать этот факт внимательно, посовещавшись со своим соседом по парте ответить на два вопроса, а когда вы будете готовы, мы обсудим ваши ответы вместе.

ГОТОВНОСТЬ ПО ПОДНЯТОЙ РУКЕ

Молодцы, ребята. вы очень хорошо справились с этим заданием.

Продолжаем нашу работу.

ФП

Слайды мультимедийной презентации

Фронтальный, устный

Самостоятельная работа с самоконтролем

Методы:

Приёмы:

- Ребята, сейчас мы с вами проверим насколько хорошо вы усвоили материал. У вас на столах, в перевернутом виде, лежат листы. У каждого свой. В правом верхнем углу подпишите свою работу – фамилия, имя. - У вас 5 вопросов, внимательно прочтите про себя вопрос, подумайте и отметьте выбранный вами вариант ответа.

- А после выполнения работы, мы с вами вместе проведём проверку.

- Приступайте! На выполнение у вас ограниченное время.

Итак, проверим давайте вместе проверять

И

Слайды мультимедийной презентации, листы с самостоятельной работой

Индивидуальный, письменный

Включение в систему знаний и повторений

Методы:

Приёмы:

Какие цели мы с вами поставили в начале урока?

Цели:

1. Узнать почему этот век называют «золотым»?

2. расширить представление о вкладе русских деятелей искусства в отечественную культуру периода « Золотого века ».

- Верно, а как вы считаете мы достигли первую цель?

- Давайте проверим.

- Кто может ответить почему XIX век называют «золотым» веком русской культуры?

- Правильно, потому что это время небывалого подъёма театрального и музыкального искусства, а также литературы, оставившей ценное художественное наследие.

- Ребята, а со второй целью мы тоже справились?

Кто из композиторов внес наибольший вклад в развитие русской культуры XIX века?

(композиторы)

- Верно, ребята, молодцы. Наиб. вклад внесли в развитие рус.культуры 19 века композиторы….

Ответы детей

Ответы детей

Называют фамилии деятелей, внесших вклад.

Ф

Слайды мультимедийной презентации

Фронтальный, устный

Рефлексия учебной деятельности

Методы:

Приемы:

Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги:

Откройте страницу 63 в учебнике. Опустите глазки вниз, и желающий сейчас прочитает нам вывод.

Русские композиторы и исполнители многому учились в странах Западной Европы. Освоив европейский опыт и соединив его с российскими традициями, они создавали собственные школы балета, драматического и музыкального искусства. Произведения российских музыкантов стали мировым достоянием, а имена российских исполнителей вписаны в историю мирового музыкального искусства.

А теперь предлагаю вам поднять глазки на слайд, выбрать и продолжить любое утверждение:

●        На сегодняшнем уроке я узнал…

●        На этом уроке я похвалил бы себя за то …

●        Сегодня я сумел …

На этом я с вами прощаюсь. Мне было очень приятно с вами работать. Желаю вам успехов. До новых встреч!

Подводят итоги урока

Ф

Слайды мультимедийной презентации, учебник

Фронтальный, устный



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя: ________________________

Самостоятельная работа

по теме урока: «Золотой век театра и музыки»

1. Первое в России музыкальное учебное заведение создал:

        •        А.Г. Рубинштейн

        •        П.И. Чайковский

        •        М.И. Глинка

        •        Н.А. Римский-Корсаков

2. Первое в России музыкальное учебное заведение было создано в:

        •        Москве

        •        Санкт-Петербурге

        •        Нижнем Новгороде

        •        Киеве

3. Консерватория в Санкт-Петербурге получила имя композитора:

        •        Н.А. Римского-Корсакова

        •        П.И. Чайковского

        •        М.И. Глинки

        •        С.В. Рахманинова

4. Московская государственная консерватория получила имя композитора:

        •        Н.А. Римского-Корсакова

        •        П.И. Чайковского

        •        М.И. Глинки

        •        С.В. Рахманинова

5. Как называли певца, который овладел мастерством, учась у Ф.И. Шаляпина?

        •        "Русский бас"

        •        "Русский тенор"

        •        "Русский баритон"



Предварительный просмотр:

1

Антон Григорьевич Рубинштейн

Он являлся основателем Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Родился в селе Подольской губернии (ныне Приднестровье) в состоятельной еврейской семье, принявшей православие. Был первым русским музыкантом, получившим всемирную славу. Им создано 13 опер, 5 духовных опер, 6 симфоний и другие оркестровые сочинения.

  1. Где родился Антон Григорьевич Рубинштейн?

_____________________________________________________

  1. Сколько духовных опер создал Антон Григорьевич Рубинштейн?

_____________________________________________________

2

Михаил  Иванович Глинка

М.И.Глинка считается основателем русской классической музыки. Он написал три оперы. Именно его оперы во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Писал Глинка и романсы.

  1. Основателем чего является М.И.Глинка?

_____________________________________________________

  1. Что было отличительной чертой произведений Глинки ?

_____________________________________________________

3

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Уроки музыки он получал от случайных людей, т.к. в маленьком городе не было хороших педагогов. Н.А. Римский-Корсаков – автор пятнадцать опер. Окончив кадетский корпус, на 3 года отправился в кругосветное плавание, а затем началась интенсивная работа: занятия самообразованием, служба инспектором духовых оркестров Морского ведомства, работа дирижёром, директором.

  1. Куда отправлялся Н. А. Римский-Корсаков, окончив кадетский корпус?

_____________________________________________________

  1. Почему уроки музыки получал от случайных людей?

_____________________________________________________

4

Пётр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский родился в г. Воткинске. В 1858 г. написал свою первую оперу – «Воевода». Свободно владел тремя иностранными языками. Музыку Чайковского любят не только в России, но и во всём мире, особенно в Японии. Самое известное его сочинение – балет «Лебединое озеро». П.И. Чайковский был не только гениальным композитором, но и пианистом.

  1. Где родился Пётр Ильич Чайковский?

_____________________________________________________

  1. Самым известным сочинением П.И. Чайковского является..?

_____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОСCИИ"

Образовательная: создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России; расширения кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.Развивающая: способс...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: рефлексии Цель урока: создание условий для повторения и закрепления по теме «Золотое кольцо России»Задачи урокаДидактические:1.      Повторить определе...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Проект - Золотое кольцо России"" - 3 класс

Тема урока: Проект «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся знаний о городами входящие в «Золотое коль...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Путешествие по Золотому кольцу России" - 3 класс

Тема урока: Проект «Путешествие по Золотому кольцу России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся знаний о некоторых городах Росси...