Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Конспект урока по кубановедению 3 класс "Промыслы и ремесла на Кубани"

    Митенко Ольга Вячеславовна

     1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами.

     2.Приобщить ребят к историческим и духовным ценностям родного края; воспитывать уважение к культурным и национальным традициям;

     3. Развивать образное мышление и память.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon promysly_i_remesla.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кубановедение 3 кл

    Тема «Промыслы и ремесла на Кубани»

    Цель: 1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами.

            2.Приобщить ребят к историческим и духовным ценностям родного края; воспитывать уважение к культурным и национальным традициям;

            3. Развивать образное мышление и память.

    Ход урока.

    Содержание урока

    № слайда

    I.Организация начала урока.

    Послушайте старую притчу (краткий поучительный рассказ):

    «В двух соседних станицах жили два мудреца: один – злой, другой – добрый. К доброму мудрецу много приходило людей за советом и помощью, а к злому никто не приходил. Решил злой мудрец отомстить доброму и думает: поймаю  мотылька, буду держать между ладонями. Приду к доброму мудрецу и спрошу: «Скажи, между ладонями у меня живой мотылёк или мёртвый?» Если мудрец скажет: «Живой», то  сожму ладони и раздавлю мотылька, покажу, что мотылёк мёртв. Если мудрец скажет: «Мёртвый», то  открою ладони, и мотылёк улетит. Добрый мудрец окажется не прав, люди перестанут к нему ходить.

            Так он и сделал: поймал мотылька и пришёл к доброму мудрецу. Спрашивает у него: «Живой мотылёк у меня в руках или мёртвый?» А добрый мудрец сказал: …

    Как вы думаете, что ответил мудрец?

    Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!»

    Чему учит эта притча?

            А как говорят о руках, которые хорошо выполняют свою работу?( РУКИ – золотые руки (очень умелый, искусный, способный в своём деле человек); умелые руки не знают скуки; глаза боятся, руки делают;)

    II.Введение в тему урока.

    -Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды (на доску вывешивается табличка РЕМЕСЛЕННИКИ).

    - Скажите, ребята, что такое ремесло.А кто из вас знает значение этого слова? Посмотрим в  толковый словарь.( Ремесло – профессиональное занятие (изготовление изделий ручным, кустарным способом) или вообще профессия, занятие.)

    А что такое промысел?

    Промысел — это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.

    Природа Кубани всегда была богата. Птица, зверь, рыба  в изобилии водились в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши с вами предки охотой, рыбной ловлей, добычей мёда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно.

    А вот, например, гончарное ремесло развивалось там, где было много глины. Глиняная посуда станицы Холмской, откуда родом Хрисанф и Алёна Шаройченко, славилась на всю Кубань.

    Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий, которое в результате своего развития и занятия им целого коллектива перерастает в промысел. Эти два понятия взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим это на примере.

            Занимается человек плетением корзин. Эта традиция передаётся в его семье из поколения в поколение. Этого мастера можно назвать ремесленником. Но как только вокруг него собираются такие же мастера, решают открыть предприятие по плетению различных изделий, их изделия пользуются спросом среди людей, их деятельность превращается в промысел.

    Ремёсла

    Промыслы

    Вышивка

    Бортничество (добыча мёда)

    Вязание

    Охота

    Плетение из лозы

    Рыбный промысел (тарань, белуга, осётр)

    Гончарное ремесло
    (изготовление глиняной посуды)

    Сбор лесных ягод и орехов

    Оружейное ремесло

    III.Работа по теме урока.

    -Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, хуторов. городов и посёлков, окружают столицу нашего края . А чем знаменит любой населённый пункт?(людьми).

    -Конечно, жителями, которые прославляют своим трудом свой край и свою страну.

    -Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

    1. Знакомство с ремеслами.

    Кубанские народные ремёсла насчитывают около 24 видов народных ремёсел. Можно выделить наиболее распространённые виды ремёсел на  Кубани:

    • гончарное
    •  резьба по дереву
    • лозоплетение
    •  ткачество
    •  вышивка
    •  ковань
    • плетение из соломы и из листьев початков кукурузы.

    Гончарное ремесло.

    Было распространено в местах, где   поблизости залегала хорошая вязкая глина, пригодная для изготовления керамики,  в станицах Пашковской,   Отрадной, Мостовской и других.  

    Выделывалась простая посуда («глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники), незатейливые игрушки для детей, черепица. Часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

    - Это была большая, трудоёмкая работа, требующая огромного терпения. Без неё не подпускали ученика к гончарному кругу. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный  круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранились сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой – то ели.

    Резьба по дереву

           Резьба по дереву была распространенным видом народного промысла Кубани. Часто можно было встретить резьбу на различных предметах быта. Сейчас почти все вещи в наших домах из магазина, а во  времена наших прадедушек каждую вещь в своём доме мастерил сам да и дом возводил своими руками. Из дерева изготовляли деревянную  посуду (бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы), мебель, резные зеркала, наличники окон, сундуки с росписью Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил.  Крышу избы украшал деревянный конёк.

            - Почему именно конь?

            - Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

    Физминутка . ( по группам: кузнецы – куют на наковальне, вышивальщицы – разминают спину и пальцы, гончары – поработать ногами и погреть ладошки, а резчики – потереть пальцы и поработать глазами).

    Ковань на Кубани

                  Кованые изделия, выполненные мастерами  в прошлом веке, можно ещё встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Краснодаре. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решётки. Причудлив орнамент, состоящий из завитков, розеток, медальонов. 

    -Часто в него вплеталась и дата изготовления изделия.

    Вышивка.

            Кубанская вышивка формировалась на основе двух традиций: украинской и южнорусской. Внутри жилища особое место занимали атрибуты «святого угла», праздничные скатерти, рушники, одежда. Эти вещи хранились в специально отведённых местах, за ними особо тщательно ухаживали.Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил, поэтому располагалась на груди, у ворота, подоле, рукавах. Каждый знак вышивки имел свой смысл. Цвета вышивки рассматривали как символ смерти (чёрный) и жизни (красный), и красный в вышивке преобладает над чёрным.

            - Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников (к каждому семейному событию: свадьбе, постройке дома, рождению детей и др.)

    IV.Итог урока. 

            - Посмотрите, ребята, как богата наша Кубань на мастеров – умельцев. И мы сегодня с вами окунулись в истоки тех ремёсел, которые почитались на Кубани. Мы говорили с вами о ремёслах и промыслах нашей малой родины. И, я надеюсь, поняли и запомнили, что ремесленники – это люди, изготавливающие предметы первой необходимости для себя, а со временем и на продажу. А промысловики — это люди, которые добывали то, что щедро дарила природа Кубани.

    -И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..

    мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

    -Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…

    V.Домашнее задание.

    - Ребята, а кто из вас помнит –сколько ремёсел насчитывают кубанские ? (24). С какими из них мы сегодня познакомились? А на дом вам задание – подобрать материал по другим кубанским ремёслам и сделать на следующем уроке сообщение.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».

    Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей  принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...

    Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

    Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

    Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

    Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность....

    Конспект урока по кубановедению 3 класс "Грибы съедобные и несъедобные . Правила сбора."

    ·         Познакомить учащихся со строением грибов.·         Учить различать съедобные и несъедобные грибы.·...

    Конспект урока по кубановедению 3 класс "Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных"

    Формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана; познакомить с разнообразием почв; выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами; вызвать у дете...