Главные вкладки

    Конспект урока по кубановедению - Кубань-степная дочь России
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    Ильенко Татьяна Васильевна

    Конспект урока по кубановедению

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

    муниципального образования

    ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

    Сценарий урока кубановедения  на тему

    «Кубань – степная дочь России»

    Автор: Ильенко Татьяна Васильевна, учитель начальных классов  МБОУ СОШ №9 хутора Незаймановского, Тимашевского района, Краснодарского края, стаж работы 37 лет.

    О себе: «Отличник народного просвещения».  Награждена дипломом победителя  регионального этапа  в номинации «Лучшая методическая разработка проведения урока письма» -2010г, лауреат краевого конкурса лучших классных руководителей 2009г. В номинации на лучшую разработку цикла Уроков качества  моя работа «Качественная продукция – залог здоровья» признана лучшей в районе и направлена на краевой этап  конкурса в 2009г.

    Цели:

    1. познакомить с зерновыми культурами родного края;
    2. расширить и углубить знания детей о данных культурах;
    3. развивать умение определять географическое положение объекта на карте;
    4. развивать умения самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой;
    5. воспитывать любовь к родному краю, уважение и чувство гордости к людям, работающим на полях.

    Оборудование: мультимедио, карта Краснодарского края, гербарий зерновых культур, серп, зернышки, портреты ученых, иллюстрации, с изображением полей, колоски зерновых, записи спокойной музыки.

    Ход урока.

    I Организационный момент

    Эмоциональный настрой.

    1. Ребята, перед вами «Лесенка настроения». Она состоит из желтого цвета, который показывает, что настроение будет у вас радостное, светлое, хорошее; а так же из зеленого, который означает, что вы успокоитесь, настроитесь на плодотворную работу. Поднимитесь по лесенке, задерживаясь ненадолго на каждой ступеньке.

    1. Молодцы! Можно приступать к работе.

    II Сообщение темы урока

    1. Эпиграфом к нашему уроку хочется взять такие слова:

                                      «Как хороша Кубань! Какое чудное приволье!

                                      И жизнь здесь шире, и лето длиннее, и народ

                                      удалее... Кубань – ты царство зерновых полей».

    1. Сегодня мы отправимся по бескрайним полям Кубани, познакомимся с растениями, которые нас кормят – с зерновыми.

    III Знакомство с новым материалом

    1. Беседа (читают под тихую музыку).
    1. Ребята приготовили для нас отрывок из стихотворения кубанского поэта Виктора Стефановича Подкопаева «Утро в степи».

    Нивы нежно звенят

    Чистым золотом.

    Колоски ячменя

    Пахнут солодом

    На пшенице –

    Роса изумрудная

    Ой, степная краса

    Чудо-чудное.

    Хорошо проходить

    Полем-полюшком

    Как по роще бродить подсолнушкам

    У подсолнушков стать лебединная...

    Как же нам, не кохать

    Диво-дивное.

    1. Какие особенные, неповторимые черты родного края удалось подметить автору? (ответы детей).

    Словарная работа: - Как вы понимаете слово «НИВА»? Нива – это засеянное поле.

    Работа с картой.

    1. Обратите внимание на карту. Северная часть – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поле. Только море может поспорить с его величавой красотой. Ну-ка подумайте, что здесь выращивают?

    Дети: пшеницу, рожь, ячмень, просо, гречку, кукурузу, подсолнечник. (обратить внимание, что подсолнечник – масленичное растение).

    1. Доклады детей и работа с картой.

    Дети выходят в «шапочках», на которых нарисованы растения, о которых они будут рассказывать. Одновременно с рассказом показывают на карте где выращивают данные зерновые. Вывешивают карточку с названием культуры.

    а) – Угадай,  кто я:

        Широко, а не море,

        Золото, а не деньги.      (пшеница

               Я – основная зерновая культура. Бываю яровой, так как сеют весной, а урожай собирают летом или осенью. Бываю озимой, потому

    что сеют осенью, а урожай убирают летом следующего года. Меня, кубанскую пшеницу, считают по качеству самой лучшей в России. А сеют меня в северной зоне и центральной. (на карту прикрепляет колоски в тех местах, где растет пшеница).

    б) – Ну а я, две недельки отцветала,

        Две недельки колосилась,

        Две недельки поливалась,

        Две недельки подсыхала! Кто я? (рожь).

    1. Правильно я рожь, я тоже очень ценная культура. Я не боюсь мороза, быстро расту, хорошо переношу засуху. Сеют меня в северной и центральной зонах.

    в) – Эй, сестрицы, а за нас... вы не забыли? (выходят ячмень и овес).

    1. Ребята, почему ячмень и овес называют пшеницу и рожь сестрицами?.

    Дети: - Потому... что это хлебные растения. Из их зерен получают муку, а из муки пекут хлеб.

    Учитель: - Молодцы! Это самые главные зерновые. Ведь каравай теплого душистого хлеба ничем не заменить. Недаром на Кубани говорят: «Нэ дэржи гроши в узлу, а дэржи хлиб в углу». (кубанская пословица).

    г) – Ну а я мышка в золотой кубышке. Догадались, кто? Правильно, просо. Я – крупяная культура. Из моего зерна получают пшено. Я люблю тепло и мне не страшна засуха. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в кубанскую игру «Просо».

    Физминутка.

        Дети выходят вперед, взявшись за руки, и подняв их чтоб под ними можно было пробежать. Водящий («жгутчик») подходит к первому в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать?» - «А большое просо?» - «Вот такое!» - «Спины не согну!» (если показал низкое) – «Не достану!» (если показал высокое). После этих слов ответчик бежит под поднятыми руками, а «жгутчик» его преследует. Если догнал, то становится последним, а «жгутчиком» становиться пойманный.

    1. Вот в такую игру играли наши бабушки и дедушки. А кто может сказать, кто такой жнец? (словарная работа).

    Дети: - Это человек, который убирает урожай.

    Учитель: - А что значит жать и чем жали в старину?

    Дети: - Жать – убирать урожай, а убирали серпом.

    Учитель: - У нас в школьном музее есть это орудие труда вот оно. (демонстрирует серп).

    1. Когда убирали хлеб вручную, собирали в снопы, красиво собранный сноп подвязывали свислом – соломенным жгутом. На его основе делали традиционные крестьянские игрушки. Мы с вами

    сегодня попробуем сделать такую игрушку. У вас на столе лежат заготовки для изготовления игрушки из соломы.

    1. Соберите солому в пучок и сложите ее пополам.
    2. Отступив немного от верха, свяжите его – получится головка.
    3. Более тонкий пучок перевяжите вблизи от торцевых срезов – это ручки.
    4. Разделите пучок, предназначенный для туловища, и вставьте «ручки», перевяжите, обозначив куколку.
    1. Молодцы, ваша куколка готова, повесьте ее на кухне, пусть она оберегает вас и ваших родных.

    д) – Взгляните на карту Краснодарского края. На десятки километров простираются плавни. Здесь теплый климат и обилие влаги, для меня люди построили специальные оросительные системы. Кто я? Правильно, я - рис. Выращивают меня в западной зоне. Славянский район – основной рисовозделывающий район (прикрепляет колосок на карту).

    е) – Я люблю свет и тепло. Сеют меня широкими рядами. Из меня делают вкусное масло, хлопья, кормят скот. Кто же я? (кукуруза). Сеют меня в северной зоне и в центральной (прикрепляет на карту початки кукурузы).

    ж) – А я солнышко, только лучи у меня не горячи (подсолнечник). Я -масляничная культура. Я люблю свет, тепло и влагу. Из моих семечек получают ценное подсолнечное масло. А ведь раньше, пока люди не узнали какое я полезное растение, меня выпалывали с полей, как сорняк. Выращивают меня в основном в центральной и предгорной зонах (прикрепляет на карту изображение подсолнечника)

    .

    Учитель: - Посмотрите на карту. Теперь мы убедились, что не зря говорят: «Кубанская земля, мать – кормилица».

    1. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).

    Учитель: - Мне хочется проверить, внимательно ли вы слушали своих товарищей. Я предлагаю выполнить вам небольшую проверочную работу. Перед вами кресс-кроссворд. Здесь зашифрованы названия растений, о которых мы говорили. Нужно найти их и обвести.

    1. Молодцы! С первым заданием справились. Теперь вам надо соединить стрелками, что из чего получают.

    МАСЛО                               РОЖЬ

    ПШЕНО                               КУКУРУЗА

    ХЛОПЬЯ «ГЕРКУЛЕС»                    РИС

    МАННАЯ КРУПА                              ПОДСОЛНЕЧНИК

    МУКА                                                   ПРОСО

    РИСОВАЯ КРУПА                              ОВЕС

        ЯЧНЕВАЯ КРУПА                        ПШЕНИЦА

                                                    ЯЧМЕНЬ

    Учитель: - Умнички! Вы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть.

    Физминутка.

    (выполняют под тихую спокойную музыку).

    1. – Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю.
    2. Пригрело солнышко и из зернышка вырос колосок.
    3. Потянулся колосок к солнышку, ветерок тихо покачает его.
    4. Колоску тепло, радостно. Улыбнулся он солнышку.
    1. Практическая работа. Работа с гербарием.

    Учитель: -  Рассмотрите хлебные растения. Обратите... внимание на стебель, корни, листья, зерна, посчитайте зернышки. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель – соломина, наличие зерен). А чем отличаются эти растения?

    Дети: - Отличаются по высоте, по форме зерна, у овса зерна не в колоске, а в метелке.

    Учитель: - У вас на столе есть мешочки с зернышками. Если внимательно посмотреть, можно сказать, зерна каких растений там находятся. (Дети рассматривают зернышки, называют растения).

    Физминутка для глаз.

    Учитель: - Я предлагаю вам расслабиться и отдохнуть. Сядьте поудобнее, переложите зернышки из руки в руку. Внимательно смотрите за тем, как они струятся. При этом старайтесь думать о чем-нибудь приятном. (Выполняют под тихую музыку).

    1. Знакомство с жизнью людей, работающих в поле, создавших новые сорта зерновых.

    Учитель:  - Бескрайние просторы родных полей. Они словно портрет родного края, его богатства и плодородия. Глядя на эти поля, невольно  думаешь о тех, кто сделал их такими - щедрыми, сильными, красивыми. Назовите, люди каких профессий работают в поле. (ответы детей).

    Учитель: - Как вы считаете, кто такой агроном? (словарная работа).

    Агроном – это человек, который знает все о сельскохозяйственных растениях, об их возделывании.

    Учитель: - Очень часто можно услышать такое выражение: «Битва за урожай». Как вы можете его объяснить? (ответы детей).

    1. А чем вы можете помочь взрослым?

    Дети: - Можно собирать колоски, помогать в уборке кукурузы, подсолнечника.

    Учитель: - Но есть на Кубани и были люди, на которых говорят: «Соль земли кубанской». Их имена известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Они родились в крестьянских семьях, с детства узнали цену куска хлеба. Они всю свою жизнь посвятили тому, чтобы сделать родную ниву еще богаче и щедрее. Послушайте об этих людях небольшие сообщения. (одновременно демонстрируются портреты ученых).

    1. – Что такое «хороший сорт пшеницы»? На этот вопрос в течение всей своей долгой жизни пытался ответить Павел Пантелеймонович Лукьяненко. Он создатель всемирно известных сортов. Кубанцы называли его «хлебный батько». Умер Павел Пантелеймонович прямо в поле, среди выращенных им колосьев. Но его труд дает все новые и новые всходы.
    2. – Известным стало имя Василия Степановича Пустовойта. Любимым его растением был солнечный цветок – подсолнечник. Он вывел 42 сорта подсолнечника.
    3. – Есть люди которые строили наше прошлое, делают настоящее, создают будущее. На них – вся надежда. К таким людям относится Михаил Иванович Хлепиков. Ему установлен памятник в Усть-Лабинском районе. Он явился инициатором борьбы за высокую культуру земледелия.

    Учитель: - Вглядитесь в эти лица. Именно их называют старинным русским словом «радетель». Радетель – бескорыстный человек, который трудится не ради славы, а ради счастья и процветания других.

    1. – Учитель: - Да, умеют на Кубани трудиться, но умеют и отдыхать. Когда закончились полевые работы, устраивали кубанцы народное гулянье. Со всех сторон слышались шутки, припевки, песни. Сегодня наши девочки приготовили для нас частушки, в которых говорится о полях, людях, работающих на них.

    Исполняются кубанские частушки, взятые из сборника Ивана Бойко «Полевые припевки Кубани».

    Мы – кубанские девчата,

    На Кубани мы живем.

    Мы кубанские припевки

    По-кубански поем.

    На Кубани хлеба много, -

    Сеют рожь и сеют рис.

    На Кубани девок много

    Нигде таких ты не найдешь!

    Хоть петь, хоть плясать, -

    Лучше нас не отыскать.

    Хоть пахать, хоть молотить, -

    Лучше наших не найти.

    Кругом – поле, кругом – поле...

    Ой, какая красота!

    Сколько глазом не окинешь, -

    Пшениченька золота.

    За Кубанью за рекою

    Пашут наши трактора.

    Мы кончаем петь припевки, -

    Нам домой идти пора.

    Мы частушки вам пропели

    И старались от души.

    Хороши наши частушки,

    Чем же мы не хороши?

    IV Итог урока

    Учитель: - Закончить наш урок хотелось бы пожеланием, которое приготовили дети:

    Дети: - Желаем...

    1. – чтоб пахари в поле натерли мозоли.
    2. – чтоб сладким от соли был пот на лице.
    3. – чтоб небо сначала поля согревало.

    1. – чтоб пахоте их ничего не мешало.
    2. – чтоб нивы тучнели, хлеба зеленели.
    3. – колосья звенели, касаясь стремян.
    4. – чтоб жатвы дождались, не осыпались.
    5. – чтоб все было снято!

            Чтоб все было сжато!

            И было б зерна

            Со снопа по мешку!

    1. – Чтоб пересыпалось

           и переливалось

           и не умещалось

           зерно на току.

           (хором) Да будет так!

    1. А теперь оцените свою работу. Выберите кружок того цвета, как вы оцениваете урок.

    «зеленый» - поучительный.

    «желтый» - интересный

    «красный» - скучный.

    Литература:

     Гринь «Природа родного края»

                           Краснодар, 2003

    И.В.Лотышев «Путешествие по родному краю»

                           Краснодар. 2003

    «Нетрадиционные уроки в начальной  школе»

                        ТЦ  «Учитель», 2002

    Сборник Ивана Бойко «Полевые припевки  Кубани»

    И.Горлова, А.Манаенков, В.Лях «Культура кубанских станиц», Краснодар, 1993


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по кубановедению: « Свято-Покровский храм города Апшеронска».

    Цель:- Познакомить учащихся с историей возникновения Свято-Покровского Храма.  Помочь осознать значимость материала, развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательн...

    конспект урока по кубановедению "Казачья хата"

    конспект урока по кубановедению "Казачья хата" 2 класс...

    План-конспект урока по кубановедению "Апшеронский район - земля казачья"

    Основными целями данного урока является: знакомство с историей и культурой Апшеронского района,    бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты...

    Конспект урока по кубановедению "Природа Краснодарского края" 1 класс

    Методическая разработка конспекта урока-экскурсии по кубановедению для 1 класса. Конспект содержит: сведения о зонах края, загадки, правила поведения в лесу, сомостоятельные задания для учащихся....

    Конспект урока по кубановедению на тему: «Радетели земли кубанской».

    Разработка урока по кубановедению для 4 класса. Прививает чувства гордости за свой край и его жителей....

    Конспект урока по кубановедению по теме «Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох». 4 класс. УМК "Школа России".

    Конспект урока по кубановедению по теме «Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох». 4 класс. УМК  "Школа России".Краткое описание: изучение и первичное закр...