Конспект урока по кубановедению: « Свято-Покровский храм города Апшеронска».
план-конспект урока (3 класс) по теме
Цель:
- Познакомить учащихся с историей возникновения Свято-Покровского Храма. Помочь осознать значимость материала, развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательном объекте, коммуникативные способности, интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать любовь и гордость за свою малую Родину, прививать уважение и бережное отношение к историческим памятникам.
Задачи:
-актуализировать знания учащихся о истории родного города, познакомить с историей Свято-Покровского храма и поклонного креста.
-формировать умения в активно- поисковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_nachalnyh_klassov_mbousosh.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУСОШ №18
Машина Ирина Александровна
Апшеронск 2012 год.
Тема урока:
История основания Свято-Покровского храма в городе Апшеронске.
Цель:
- Познакомить учащихся с историей возникновения Свято-Покровского Храма. Помочь осознать значимость материала, развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательном объекте, коммуникативные способности, интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать любовь и гордость за свою малую Родину, прививать уважение и бережное отношение к историческим памятникам.
Задачи:
-актуализировать знания учащихся о истории родного города, познакомить с историей Свято-Покровского храма и поклонного креста.
-формировать умения в активно- поисковой деятельности.
Ход урока:
Орг. Момент:
-Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.
-На фоне музыки « Колокольный звон» показ слайдов «Храмы России».
Дети читают стихи:
1 ученик:
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
2 ученик:
Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор - монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапкой той, что носил Мономах.
3 ученик:
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
4 ученик:
Начинается Родина с мыслей,
Чистых, светлых, душевных, простых,
Искрометных и творчески быстрых,
Дерзновенных, красивых, своих.
5 ученик:
И с мечты начинается Родина,
Сокровенной в основе своей,
Окрыленной, восторженной, радужной,
Яркой жизни, твоей и моей!
6 ученик:
Начинается Родина с песни
Про великую Древнюю Русь,
С той земли, на которой живу я
И своею Россией горжусь!
Работа с новым материалом:
Мы живем в живописном уголке Краснодарского края, наш городок расположен в котловине древнего океана. На прогулке в горах можно среди отложений известняка найти древние раковины. Если свернуть с главной улицы Ленина, то вдалеке за рекой видны горы, поросшие густым лесом. Ведь недаром наш район называли «Медвежьим углом» из-за непроходимых лесов. А еще мы гордимся Гуамским ущельем – памятником природы, который посещают туристы и скалолазы со всего мира. Кроме того, в горном поселке Апшеронского района проходят слеты бардов России.
А что же было раньше? Хотите узнать историю нашего города? Мы непростительно мало знаем об истоках своей малой Родины, о его важнейшем периоде, в котором складывалась основа национальной культуры народа, много определившей его дальнейшую судьбу. В России только что поднят вопрос об улучшении быта духовенства, поэтому изучение материала мы начинаем со знакомства с Свято- Покровским храмом.
Первые поселенцы (202 чел.) прибыли сюда в середине мая 1863 года. К концу года уже насчитывалось 1010 жителей. В 1890 г. Открыли первую церковно- приходскую школу. Многое было сделано по устройству жизни в станице Апшеронской за год и четыре месяца, где первым командиром 26 полка был подполковник А.С. Пистолькорс. Подполковник Пистолькорс возглавлял Апшеронский полк недолго – до 30 сентября 1864 года, но оставил о себе добрую память многочисленными благими делами для казаков и населения. В его приказе от 30.09.1894г. значится: «…По распоряжению начальства я сдаю 26-й полк и отправляюсь к новому месту служения… Теперь, однако же, благодаря Богу, беднейшие из вас живут в просторных хатах, подобных которым и наполовину не имеется у жителей старых станиц… Почти во всех станицах устроены молитвенные дома, и колокольный звон их раздаётся в самых отдалённых ущельях, где несколько месяцев назад слышны были выстрелы…»
Там, где сейчас в городе расположен сквер «60-летия Победы» издавна располагался Церковный сад. В год основания станицы Апшеронской (нынешнего города Апшеронска) – в 1863 году именно на этом месте первые поселенцы-казаки возвели церковь. В ней происходили все значимые действа: венчания, крещения, пасхальные праздники, проводы казаков на службу. А вокруг церкви были посажены липы, в воскресенье и по праздникам, жители гуляли по аллеям церковного сада.
Сейчас несколько вековых лип до сих пор стоят в центре парка. К сожалению, во времена разрушения храмов и преследования священнослужителей в 1934 году церковь снесли. Из ее досок соорудили мост, который в скором времени рухнул. На ее месте одно время находился памятник Сталину, затем – просто громадная клумба, на которой в 1999 году на месте снесенной церкви все-таки установили поклонный крест.
А с августа 1942 года по январь 1943 года командование немецкой дивизии, воевавшей в нашем районе, организовало в сквере своё воинское кладбище.
В послевоенные годы был устроен парк с большим фонтаном: девочка с лебедем и это было любимое место жителей города, у многих сохранились фото тех лет, именно у фонтана. Кроме того, был установлен обелиск –братская могила погибшим во время оккупации города Апшеронска (тогда еще станицы), позже в 1975 году братская могила была перенесена к Вечному огню.
Парковую ограду разобрали, фонтан снесли, установили памятник Карлу Марксу и доски почета труженикам города, плакаты с социалистическими лозунгами. Сейчас парк совсем другой и носит имя «60-летия Победы», но старожилы по-прежнему его называют сквером.
( слайд Поклонного креста.)
История существования Свято - Покровского храма ведёт нас к дореволюционным временам. Церковь была основана в 1867 году в станице Апшеронской. Храм был образован в 1867 году, разрушен в 1932 году, а воссоздан в 1952 году. В станице Апшеронской власть была в руках самочинного атамана Андрея Архиповича Галкина. А в феврале 1919 г. прошло общее собрание станичников, которое приняло резолюцию о признании Советского правительства и избрало станичный совет. В его составе был и священник Православной церкви Михаил Ржевский. Однако в Советский период истории в годы гонения на Православную церковь, храм, находящийся в центральном сквере, в станице Апшеронской подвергся разрушению. Сейчас на этом месте установлен Поклонный Крест. А на месте ныне действующего храма, когда-то находилась ветхая хата, которую в 1952 году приобрели на средства прихода для здания церкви и впоследствии реконструировали. В настоящее время неподалеку от действующего Свято-Покровского храма строится еще один, нареченный в честь св. Тихона – Свято-Тихоновским.
( слайд Свято-Покровского храма.)
Учитель:
- Какую музыку мы слышали в начале урока?
(Колокольный звон)
-Что напомнил вам колокольный звон?
( Религия, служба, праздники, церковь)
Вы сказали церковь, или храм. А что такое храм?
( Это место, предназначенное для молитвы, для общения каждого человека с Богом.)
-Какими были первые храмы?
( Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов.)
-Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди строить город, сначала строили храм, а затем начиналось строительство города.
- Скажите, когда люди еще строили церкви?
(Во время: голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили: в честь военных побед, в память о близких)
- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?
( Почти все храмы имеют форму корабля, но они также имеют форму креста, круга, восьмиугольника. Кто может объяснить, что это обозначает? Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)
- Что было отличительной чертой русских храмов?
(многокупольность)
- Какую форму имели купола?
(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой, Форму «маковок» - символ горящей свечи)
- Какого цвета были храмы?
(Белые. А белый цвет обозначает чистоту, ясность)
- Какую роль играл храм в жизни людей?
(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Всегда храмы строили на возвышенности, в красивом месте)
Слово учителя:
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что церкви играли очень важную роль в жизни людей. Возводя храм, русские мастера вкладывали в это святое дело свое художественное мастерство, природный талант, свою душу. Ещё мне бы хотелось прочитать отрывок из стихотворения А. Толстого «Благовест»:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Гудит так дивно
И так уныло…
- Как вы понимаете эти строки?
Итог урока:
Ребята, давайте нарисуем с вами святое святых- наш Храм.
Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание- подготовить рассказ о Свято-Покровском храме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по кубановедению "Апшеронский район - земля казачья"
Основными целями данного урока является: знакомство с историей и культурой Апшеронского района, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты...
Конспект урока по ИЗО (3 класс). Тема: "Город чудный, город славный" (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: развитие у учащихся композиционного видения на примерах художественных произведений, изображающих памятники народного зодчества; формирование у детей образное...
Конспект урока по ОРКСЭ ОПК "Православный Храм"
Разработка конспекта урока "Православный Храм"...
Конспект урока по кубановедению "Главный город Краснодарского края"
Конспект урока для 1 класса...
Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе.
Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве....
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Храм"
Цель урока: создание условий для формирования представлений о православных храмах....