Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Кулишова Елена Сергеевна

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_hramy.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО

ОБЩЕГО  И  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

государственное казенное  общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Зерноградская специальная

 школа-интернат»

 (ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»)

347740, Ростовская область, г. Зерноград, ул. Мира, 10,

               телефон: (86359) 41-2-36, факс: 34-4-23

    № 407 от 04.08.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа – интернат»

/_________________/ Л.Ю.Решетняк

41574.2.8.2023

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ»

Срок реализации: 1  год

Возраст детей: 9-10  лет

Разработчик:

учитель начальных классов, логопед

высшей квалификационной категории

Кулишова Елена Сергеевна

г. Зерноград

Волгодонская епархия

Донская митрополия

ski_zernograd@rostobr.ru

8 (86359) 41236

2023 г.

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

 «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

- Обучающие:

1.Актуализация знаний о православном храме.

2.Содействовать усвоению знаний о назначении православного храма и его устройстве.

3.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

- Развивающие:

1.Развитие умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; интерес к изучению храмов и православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

2.Содействовать развитию умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

3.Формировать умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогии, отнесения к известным понятиям.

- Воспитательные:

1. Воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

2. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

3. Содействовать воспитанию лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты.

Предполагаемый результат: развитие чувства преданности и любви православной вере, к храму, его  истории и культуре, его традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; повышение познавательного интереса к предмету,  развитие коммуникативных способностей.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- с гордостью относиться к православной вере;

- на основе художественных  произведений определять основные духовные ценности (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь).

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные:

- формировать  вместе с учителем учебную задачу к уроку в соответствии с целями и темой;

- понимать учебную задачу урока;

- коллективно создавать буклет, фиксировать полученные знания к ходе урока;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

  • Познавательные:

- отвечать на вопросы учителя;

- создавать небольшое высказывание по теме урока;

- соотносить понятие с его содержанием;

- понимать прочитанную и полученную информацию и зафиксировать ее.

  • Коммуникативные:

- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

- создавать связное высказывание из простых предложений по предложенной теме;

- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.

Предметные результаты:

- через самостоятельную работу с информационными источниками путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: виртуальная экскурсия в храм.

На уроке использовались ИКТ средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, которые в ходе урока сменяют друг друга.

Методы обучения:

1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с буклетами).

2. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)
  • проектный метод.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, буклет, карточки.

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

(звучит колокольный перезвон)

- Добрый день уважаемые гости, дорогие ребята! Присаживайтесь.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения, слаженной и плодотворной работы на уроке.

  1. Актуализация знаний учащихся.

– Ребята, посмотрите на слайд. Как называются эти здания? (многоэтажные дома, жилые постройки) Что их объединяет? (они однотипные, стены и плоские крыши, окна)

- А какое здание выделяется, и не похоже на все остальные? (храм, церковь)

- Чем оно привлекло ваше внимание? Почему оно не похоже на остальные здания на слайде? (белые не обычные стены с плавными линиями, а крыша не плоская, а похожа на свечу тянется к небу)

- Ребята как  вы думаете,  о чем пойдет речь на нашем уроке? (о храме)

- Совершенно верно. Мы сегодня на уроке поговорим о православном храме.

- А в нашем городе есть храм? Кто был в нем с родителями или бабушками и дедушками? А кто посетил храм с воспитателем интерната? Какие чувства вы испытали? Что больше всего понравилось? (дети отвечают, делятся своими впечатлениями)

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы узнаем:

1.Как устроен православный храм?

2.Как нужно себя вести в храме?

3. И ответим для себя на вопрос, для чего же храмы стоят на земле?

Сегодня мы попробуем создать памятку для себя и своих близких и знакомых, которые хотят, посещая православный храм, знать его архитектурные особенности, понимать назначение основных частей, чувствовать себя в храме увереннее.

Ребята, я предлагаю вам создать буклет «Устройство православного храма». КАК ВЫ НАЗОВЁТЕ СВОЙ БУКЛЕТ?

- Работать на уроке мы будем в парах.

- Вспомните, как нужно работать в парах (дружно, сообща, разговаривать и советоваться можно, но тихо)

 - Вспомните что такое буклет? («книжечка» на одном листе в виде ширмочки или тетрадки – показываю как будет выглядеть наш буклет).

-Напомните тему урока.

- Вклеим ее в окно №1. Это и будет название нашего буклета.

–Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? (Нет) Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Выбирали самое красивое место и на возвышенности.

- Ребята, когда вы переступаете порог дома, кто Вас встречает? (мама, папа и т.д)

- А когда вы переступаете порог храма, кого Вы встречаете? (Бога)

- Следовательно, храм – это место встречи с Богом.

-Вклеим это определение в окошко №2  нашего буклета.

- Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений (предлагается рассмотреть храм).

- Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. Давайте перенесёмся в храм на некоторое время, и совершим экскурсию.

- Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? (Здороваемся.)

- Поэтому, перед воротами храма прихожане, все пришедшие в храм,   на мгновение останавливаются, для того чтобы перекреститься (изобразить на себе крест) и кланяются, таким образом  они здороваются с Богом.

- Ребята осмотритесь по сторонам. Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.

- Посмотрите, мы проходим по двору храма, какой он ухоженный, чистый.

- Остановитесь ребята, посмотрите на храм. (включаю презентацию) Белизна его стен удивительно точно вписывается в русский неброский пейзаж, а закомары — (полукруглое завершение наружного участка стены) подчеркивают волнующую линию небес.

- Золоченые купола подобны земному солнцу, блеск которых словно луч прожектора, притягивает людей.

- Что по своей форме напоминает купол? (Купол напоминает пламя свечи)

- Спокойно и величественно высятся кресты на неугасимых свечах куполов.  

-Как вы думаете, что символизирует крест? ( Крест – главный знак христианства, крест – это символ победы над  смертью)

-Вклеим в окно №3  Внешний вид православного храма.

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

( Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.)

- Верно. Сейчас колокольный звон нужен  для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

- Вот мы поднимаемся по ступенькам, давайте  остановимся  на этой площадке, она  называется папертью. На паперти бедные и люди попавшие в сложную ситуацию просят милостыню.

 - Открываем двери и проходим в небольшую комнату, которая называется  притвор. Что означает «перед дверями».

 - В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению, а так же  люди которые просили прощение перед Богом за свои «ошибки».

 - Войдем в храм,  в самую большую центральную  часть – четвери/к, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

- Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

- Осмотритесь, что мы видим. В православном храме людей встречают иконы, свечи. И конечно их встречают,  священники. Они здесь служат.

- А что это за служба? – спросите   вы.

- Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Так же священник носит на груди крест.

 - Посмотрим  на эту свечу. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

- Слева мы видим Распятие Христа. Обратите внимание на взгляд Христа. Он как бы спрашивает как вы живете? По справедливости? Христос завещал «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Запад отвернулся от Христа! Но русские люди верны тем взглядам, молитвам, которые передались от предков. Доброта, справедливость и всемирная отзывчивость – вот  что свойственно русскому человеку!

- В передней части четверика находится перегородка, на которой размещаются иконы. Это – иконостас.

 В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти рядов икон. Эти ряды связаны в единое целое.

Нижний ряд, называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, находятся Царские врата. Стоя перед Царскими вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Ещё правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Слева от Царских врат, как правило, помещается икона Божией Матери.

- Давайте подойдем поближе к этой иконе. Просмотрите ребята, глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века называли как « радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что предначертано ...  Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаилась тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

-Вот рядом с иконой Николая Чудотворца  мы видим человека в военной форме с остриженной головой, наклоненной к груди, плечи его согнуты. Что привело его сюда? Несчастье, неудачи? Мы не знаем. Но это была его дорога к храму, он сам сюда пришел, веря в надежду.

- Есть много других икон. Русские святые Матрона, Соловецкие чудотворцы – которые построили храм  на Севере и  молились, что бы пришло добро.

- Все святые изображены неподвижно, строго, но чувствуется,  что они смотрят в душу.

-За иконостасом расположен – алтарь. Алтарь символизирует собой Царство Небесное. В алтарь входят священники через специальные двери, устроенные в иконостасе. Главные из них называются Царскими вратами.

-Кто же  мне скажет, на какие три части разделен храм? (притвор, четверик, алтарь)

- Вклеим название частей храма в буклет, во внутреннее строение храма ( показываю).

- Ребята как вы поняли, что такое иконостас? (Иконостас — это перегородка, отделяющая алтарь от остальной части храма. На ней помещают иконы в несколько рядов) – вклеиваем чуть ниже.

-Как называется центральная дверь, ведущая в алтарь? (царские врата)- вклеиваем.

- Какое самое главное место в храме? (алтарь)

- У  вас на столах лежит  чертеж внутреннего устройства храма, вклейте его в окно № 4

VI.Физминутка «Строим храм» ( проговаривают заранее выученное стихотворение и  повторяют движения за учителем)

-Предлагаю отдохнуть и выполнить физминутку. Встаньте в круг.

Мы с друзьями строим храм

Помогают люди нам.

Мы кирпичики кладем

Выше, выше, Божий дом!

Славно спорятся дела,

Вот такие Купола!

Самый главный купол нужен?

Нужен!

Мы сомкнем все руки дружно!

Колокол дремавший
         Разбудил поля,
         Улыбнулась солнцу
         Сонная земля.

-Улыбнитесь друг другу! Присаживайтесь.

(пение церковного хора)

- Ребята прислушайтесь, что вы слышите?

- В православном храме звучат красивые молитвенные песнопения. Певцы (певчие)  стоят на специально отведенном для них месте – клиросе. Красота церковной музыки  рассказывает о красоте жизни и Царствия небесного.

- Ребята,  что же чувствует человек, присутствуя в храме?  (спокойствие, радость, умиротворение…)

- Чтобы не нарушать это спокойствие в храме необходимо соблюдать ряд правил.

- Обратите  внимание, как ведут себя люди вокруг? (тихо) Верующим людям говорить громко нельзя.

- Мужчины без головных уборов, у женщин головы покрыты платками.

- Сотовые телефоны отключают при входе в храм.

Чтобы не забыть, эти правила предлагаю записать их  в наш буклет   (показываю)

- Вот и закончилась служба. Выйдем из храма.

- Посмотрите верующие люди выйдя из храма на мгновение останавливаются, для того чтобы перекреститься (изобразить на себе крест) и кланяются, таким образом  они благодарят Бога за помощь.

- Ребята, вот мы с вами побывали в храме и многое о нем узнали. Как вы думаете для чего же храмы стоят на земле?

(ответы детей)

 - Молодцы.

- Наш буклет  готов. Как вы думаете, где он нам может пригодиться и чем мы можем в будущем его дополнить?

- Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его   внутренних особенностях.

Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам.

    V. Рефлексия: 

- Ребята! У вас на партах лежат фигурки голубей. Голубь - символ мира, любви и согласия.

(на доске висит изображение храма)

-Если на уроке Вам все было понятно, и вы создали буклет и знаете где его применить, приклейте своего голубя на купол храма.

- Если на уроке Вам что то было не понятно и вы не смогли разобраться,  приклейте своего голубя на стены храма.

- Если Вам было сложно на уроке  и Вы многое не поняли, приклейте своего голубя на паперть.

- Я помню свою первую дорогу к храму, к нашему небольшому сельскому храму в проселке Целина. Был яблочный Спас, и меня шестилетнюю девочку бабушка за руку, привела в храм.

- И вспоминаю свою первую ОСОЗНАНУЮ дорогу к храму в 18 лет. Я помню этот особенный день, день прихода в православную веру. Вчетвером мы стояли возле купели: папа, я и две мои сестры, и конечно же совсем рядом стояла моя бабушка, это она убедила моего отца (он был из семьи молокан) решиться найти истинную дорогу к храму. И теперь мы уже всей семьей идем дорогой истиной веры – православной.

Я еще не знаю всей сложности жизни, но понимаю, что она будет непростой. Я очень надеюсь, хочу верить, что устоять поможет обретенная мною дорога к храму. КАК И ВСЕМ ТЕМ, КОМУ ОТКРЫЛАСЬ И ОТКРОЕТСЯ ЭТА ДОРОГА!

И сейчас мы готовы ответить на вопрос, который звучал в начале урока: для чего же храмы стоят на земле? (храм – это память народа, это красота, украшение городов и сёл, прийти в храм – это значит встретиться с Богом)

Спасибо вам за ответы, на этом наш урок окончен. Благодарю Вас за плодотворную работу!

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...

Тезисы к уроку№ 26 курса ОРКСЭ "Отношение христианина к природе" 4 класс

Основные положения,которые должны быть рассмотрены в ходе урока....

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло". 4-й класс

Урок проводится в 4 классе. Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,             обусловленного в общест...

Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК. Урок №27 Тема: Христианская семья.

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК.  Урок №27 Тема: Христианская семья....