Главные вкладки

    Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Валентина Николаевна Олейникова

    Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Olejnikova.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Олейникова В.Н., учитель начальных классов МОУ ООШ №2 г.Котовска

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа № 2»

    города Котовска Тамбовской области

    Курс ОРКСЭ

    Модуль «Основы православной культуры»

    Урок №14

    Тема «Православный храм»

    4 класс

    Оленикова Валентина Николаевна

    учитель начальных классов

    МОУ ООШ №2

    города Котовска Тамбовской области

    2010 г.


    Тема: «Православный храм»

    Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

    Задачи:

    1. Познакомить с понятием «православный храм».
    2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
    3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
    4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
    5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    1. Приветствие.

         Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

    2. Сообщение темы занятия.

    Воды тихой речки отражают

    Окруженный деревцами Храм.

    Годы и столетья пролетают –

    Каждый день молитвы слышны там.

    Свечи здесь пылают и лампады,

    Блики их на образах горят,

    Девы Пресвятой святые взгляды

    Прямо в душу ласково глядят.

    Так отрадно плакать и молиться,

    И так близко Небо там к земле,

    Что потом печально возвратиться

    В грешный мир, лежащий весь во зле.

    Но душа опять будет вновь стремиться

    В чудный мир, обратно, к тишине,

    В мир святой, где может возродиться

    Та любовь, что спит еще во мне.

         Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

         Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

    II. Актуализация знаний учащихся

       Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

    (учащиеся дают определения слову «храм») 

    -  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

    - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

    - В храме много икон.

        Зачем люди посещают  храмы?

    - В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

    III. Изучение нового материала. 

         Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

    1.Беседа с учащимися.

        На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

         Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

          Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

        Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

    - У него есть купол, на котором находится крест. 

        Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

         Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

         Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

         Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

         Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

        Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

    - Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

         Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

        Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

    (предположения детей)

    -две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

    -три главы (три Лица Святой Троицы);

    -пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

    -семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

    -девять глав (девять чинов Ангельских);

    -тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

         Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

        Как вы думаете, зачем нужны колокола?

    - Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

         Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

    1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
    2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
    3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

        Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

    2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

         Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

    - Мысли о храме, церкви, России…

    3. Изучение устройства храма.

         Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

         Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

    (предположения детей)

         Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

         Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

         В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

         Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.

         Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

       Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

    4. Творческие работы учащихся.

        А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Тамбова.

        Спасо-Преображенский собор.

    В 1677 году главная, Спасо - Преображенская, церковь Тамбова была преобразована в соборную. Величественное  здание собора торжественно поднимается над берегом Цны, привлекая внимание человека, подъезжающего к Тамбову со стороны Рассказовского шоссе. Строительство и перестройка этого крупнейшего в Тамбове храма продолжались более двухсот лет. Возведение собора было задумано и начато епископом Тамбовским и Козловским, святителем Питиримом.

       Покровский собор.

    Согласно исторической справке, в Покровской слободе, расположенной к югу от крепости, находились две церкви: первая – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и вторая - во имя Великомученицы Параскевы Пятницы. Обе церкви располагались в одном деревянном здании. Во время  сильного пожара в 60-х годах XVIII столетия деревянная постройка была полностью уничтожена. До наших дней сохранилось двухэтажное здание каменного Покровского собора, строительство которого началось в 1763 году, - лёгкое,

    стремительно взметнувшееся ввысь.

      Казанский Богородичный мужской монастырь.

    Более трёх столетий назад за чертою Тамбова был основан Казанский Богородичный мужской монастырь. Его архитектурный облик многократно менялся из-за частых пожаров. Каменное строительство в Казанском монастыре началось в последние десятилетия ХVIII века. Исключением было только строительство колокольни. Её построил над святыми воротами

    епископ Феодосий в последние годы своего служения в Тамбове.

     V. Коллективная работа.

           Часто ли вы бываете в храме?

           Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

           Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

    (Учащиеся читают стихотворение по ролям)

    Памятка мальчику:

           Прежде чем зайти в собор,

           Головной сними убор,

           Злые мысли отгони:

           Не нужны тебе они...

    Памятка девочке:

            Скромную надень одежду,

            В брюках в храм идёт невежда,

            Голову платком покрой

            И тихонько в храме стой.

    Мальчику и девочке:

             Никого не осуждай,

             Помощь нищему подай,

             Поставь свечку и потом

             Осени себя крестом.

             Богомыслие храни,

             Лень подальше прогони,

             Душой с Богом примирись,

             И со всеми ты молись.

              Богомольцев не толкай,

              К чину в храме привыкай.

              Не гляди по сторонам —

              Неполезно это нам...

              Хоть старушка, хоть девица

              Не посматривай на лица,

              Глазки в землю опусти,

              О грехах своих грусти.

      Учитель:        

             И скажу я от души:

             Выйти с храма не спеши,

             Стой на службе до конца,

             Слушай проповедь отца.

            Приложись потом к кресту,

            Обещание дай Христу,

            Что исправиться намерен,

            Слову своему будь верен.

            Даром время не губи,

            Службу Божию полюби.

            Воскресенья подожди,

            На молитву приходи.

    О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

    Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

    Как мы заходим в храм?

    Как мы стоим во время богослужения?

    Как оканчивается божественная литургия?

    VI. Итог занятия.

    Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

    VII. Домашнее задание.

    Общее:

    - рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

    - узнать, какие храмы есть в нашем городе

    - прочитать стр.48-51 учебника

    - ответить на вопросы стр.51

    Индивидуальное:

    -  нарисовать храм вашей мечты

    -  подобрать  и выучить стихотворение о храме

    - составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»

    Учебно-методическое обеспечение

    1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
    2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

         3.   http://old-rus.narod.ru/prav.html

         4.   http://www.rus-sobori.ru/info/

         5.   http://www.rustrana.ru/

         6.   http://www.eparhia-tmb.ru/ 

         7.   http://www.predanie.ru/muz/kolokola/ 

    7

    Resource id #270

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по ОРКСЭ (ОПК) "Храм"

    Урок по "ОРКСЭ" спланирован по программе А. Я. Данилюка и  по учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры», на уроке используется электронное приложение, интерактив...

    Урок - экскурсия "Отвори двери храма......"

    Основная цель данного урока - экскурсии: развивать интерес и знания о храмах;  мотивацию к изучению православной культуры; активизировать историко-культурный словарь учащихся....

    Урок по ОПК "Православный храм"

    Материал предназначен для проведения уроков ОПК в 3 классе....

    Методическая разработка и презентация к уроку "Войдем в буддийский храм"

    Урок распользованием учебника "Основы духовно-нравственной культуры  народов России". На уроке получены ответы на вопросы: Что такое буддизм? Кто такой Будда? Что такое пагода? Рассказывается о п...

    Технологическая карта урока с дидактической структурой урока. "Войдем в буддийский храм"

    Знакомство учащихся с буддийским храмом, его значением в духовной культуре бурятского  народа; правилами поведения в храме....

    Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

    Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...


     

    Комментарии

    Жабина Нина Анатольевна

    Большое спасибо за конспект.Всеговам самого доброго, Валентина Николаевна.

    Валентина Николаевна Олейникова

    Спасибо за комментарий Нина Анатольевна. Рада, что ресурс пригодился.