План-конспект урока по кубановедению "Апшеронский район - земля казачья"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Федорченко Наталья Анатольевна

Основными целями данного урока является: знакомство с историей и культурой Апшеронского района,    бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;   развитие словарного запаса; интереса к прошлому родного района, края;  воспитание любви к родному району, краю, через познание её истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apsheronskiy_rayon_-_zemlya_kazachya.doc233 КБ
Office presentation icon podsolnukhi.ppt976 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

           

Муниципальный конкурс на лучшую разработку уроков кубановедения посвящённых 150-летию образования г. Апшеронска

Номинация:                         

                                                                                          Выполнила работу

                                                                          учитель начальных классов

                                                  МБОУСОШ №2

                                                            Федорченко Наталья

                                                                              Анатольевна ( 8 918 234 32 21)

г. Апшеронск -2012г.

Урок по кубановедению                                        

Учитель: Н.А.Федорченко

Класс: 2 «А»

Тема: «Апшеронский район – земля казачья»».

Цели: знакомство с историей и культурой Апшеронского района,    бытом

          кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;

          развитие словарного запаса; интереса к прошлому родного района, края;

           воспитание любви к родному району, краю, через познание её истории.

Формирование УУД

Познавательные УД: оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УД:  работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: учиться ставить цель урока, контролировать свою работу  и  работу своего товарища по эталону,  планировать работу в парах, группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация к уроку, «карта-схема», карточки с новыми словами, иллюстрации по теме, раздаточный материал.

                                                                    Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

  (Звонок)

 Вот звонок нам дал сигнал:

 Поработать час настал.

 Так что время не теряем

  и работать начинаем!

       О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном  нашем крае –

     Где мы все живём. 

2. Актуализация знаний.                                                                                      

   -Разгадайте кроссворд, и узнаете, о чем сегодня пойдёт речь на уроке кубановедения.

1

     

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. В каком помещении мы сейчас находимся?
  2. За чем сидят дети?
  3. Где находится класс и парты?
  4. как называют детей в школе?
  5. Ими пишут ученики?
  6. В чем ходят ученики?
  7. В чём хранят ручки?
  8. У девочек на голове?

            9) В классе на стене?

- Какое слово получилось? (Апшеронск)

- А кто знает, какой праздник будет отмечать город в 2013 году? (150-летие со дня образования)

3. Сообщение темы урока.

   -Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях быта и традициях родного района. А для этого мы совершим путешествие в историческое прошлое.

             Любили казаки свой край

             И превратили его в рай.

             Пахали, строили, служили.

             Обычаи и веру сохранили.

             Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

             Дом казака увидим и в него войдём.

             О том, как жили, многое узнаем.

             Итак, готовы? Мы начинаем.

4. Проверка ранее изученного.

  1. Подберите подходящее по смыслу слово:

Апшеронская

Деревня – корень «дерево», т.е. «место очищенное от леса». А казаки обживались в степи.

Село – ср.р.

Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.

  1. Дом казака – это…

            Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные

Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата -  постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.

       - Я знаю, что на прошлом уроке Кубановедения вы познакомились со способами построения казачьей хаты.

       -В ходе урока мы будем работать со страничкой из «Казачьего словарика». Она понадобится нам, чтобы выполнить 3-е задание.

       -  Прочитайте первую строчку в словарике. (Кирпич из глины с примесью соломы.)

О каком строительном материале идёт речь?

(саман) Запишите, диктуя по слогам.

Прочитайте вторую строчку (частокол, плетень обмазанный глиной.) О чём говорится здесь? Это …Запишите:  турлук.

  1. Мы с вами вспомнили эти понятия, для того, чтобы сравнить два текста. Прочитайте.

Саманная хата

Турлучная хата

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили. Входя в хату, человек крестился повернувшись к иконе. Главным местом в доме был «Красный угол».

   

- Поднимите карточку, где описывается хата из самана?

  Докажите словами из текста.

- Поднимите карточку, где описывается турлучный способ построения хаты. Почему вы так решили? Прочитайте слова из текста.

Что нового вы узнали из текста? Прочитайте.

  1. Открытие новых знаний.

     -   Мы с вами сегодня представим, как выглядела  хата казака внутри.  Нам помогут в этом карточки – путеводитель.

  «Красный угол» был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой».В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами.Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога.

Откройте тетради на стр.42  (2-ой абзац)

 - Какое слово встретилось впервые?

 -  Найдите в словарике, что называют «божницей»?

- Прочитайте. Запишите.

- Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)

 

Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в угол хаты? Выберите. (Икону)

 -   Чем  украшены иконы?

Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось – рушник.

 

- Разные рушники имели разное значение.

Давайте посмотрим на другие рушники.

Для чего они были нужны, почему так назывались?

«Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату.

«Утирач» - им вытирали лицо.

«Зеркальные» - ими украшали зеркала.

«Церковные» украшали иконы.

 - Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники.

  Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла.

     Работа с тетрадью стр.44 (1 абзац)

- Давайте украсим нашу комнату предметами рукоделия.

Молодцы! Как преображается наша комната.

    Найдите в «Кубанском словарике» значение слова «рушник». Прочитайте.

Запишите.

   Физминутка. 

- А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

 Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

       Если работает она,

       Не будет голодная семья.

        Можно на неё прилечь,

   А зовётся она …печь.

       

 Работа с тетрадью стр.42  (1 абзац)

Ученик 1.

     В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Ученик 2.

    Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились».

- Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?

   Это место так и называется - «лежанка».

 - Найдите в словарике значение слова «лежанка».

-  Покажите, где в печи готовили еду?

   Посуду ставили в «устье».

Отгадайте загадки и узнаете какой посудой пользовалась казачка.

          Книзу узок, верх широк,

          Не кастрюля … (чугунок)

         Круглая, глубокая,

         Гладкая, широкая,

         Гончаром кручённая,

         В печи обожжённая,

         От кувшина – низка

         Глиняная …(миска)

         Стоит толстячок,
        Подбочинивши бочок,
        Шипит и кипит,
        Всем пить чай велит.(Самовар)

Работа с тетрадью стр.44 (3 абзац)

- Как называлась посуда изображённая у вас в тетради?

   Все ли названия знакомы?

- Объяснение какого слова записано у вас в словарике?

Записали.

- Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы)

- Давайте расставим посуду на полки.

- Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок)

-  А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:

      « Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель».

Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?

Давайте расставим мебель в нашей хате.

   Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной.

-Для чего в доме сундук?

-Для чего нужна лавка?

- Найдите в словаре объяснение слову – лавка.

До широкого распространения кровати, люди спали на сундуках, лавках и на полу.

6. Итог.

- Помните, как описал  М.Ю.Лермонтов хату казака? А можем мы, оказавшись сегодня в казачьей хате рассказать, что   увидели?

       ( Ответы  учащихся.)

Выставление оценок.

7. Рефлексия.

-Ребята, мы воссоздали  картину из прошлого района. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями.

 -Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке.

Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма уже есть.

Привет!

   Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я узнал ___________________. 

Продолжите.

-Закончить наш урок я хочу словами нашего земляка Е.Редько

Кубань – жемчужина России,

И ты – частица той земли,

Мой город Апшеронск любимый,

Ты – город счастья и мечты.

8. Домашнее задание

-Дома,  вы вспомните, о чём мы говорили на уроке, и нарисуете казачью хату


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект занятия на тему "Природа-дар Земли" Кривова И.Ю. ГБОУ СОШ №493

Цели занятия по теме: «Природа – дар Земли»  :        Углубить представления учащихся  о ценности природы для человека и роли человека в сохранении...