План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Шадорина Татьяна Юрьевна

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Лиса и тетерев" понаблюдать над фонетическими изменениями парных согласных в конце слова. Звуки-обманщики,как лиса-обманщица в сказке,должны научить нас быть всегда начеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_nablyudeniya_nad_parnymi_soglasnymi.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Наблюдения над звонкими согласными в конце и середине слова»  или  

«Сказка – ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»  

2 «А» класс

Цель: формирование умения определять парные согласные по глухости – звонкости  на основе лексики народной сказки «Лиса и тетерев», формировать  умение анализировать слово по звуковому составу

Задачи:

образовательная:

  • выявить  отличительные признаки произношения парных  звонких  согласных звуков в конце и середине слова;
  •  продолжать формировать  умение анализировать звуковой состав слова;
  • Учить полно отвечать на вопросы по тексту; 
  • учить оценивать персонажи  по  особенностям речи и давать оценку поступкам героев сказки;
  • работать над совершенствованием техники чтения, навыков  осознанного чтения (ролевого);

 Коррекционно-развивающие:

 развивать речь, пополняя словарный запас, коррекция мышления на основе упражений в сравнении, обобщении, выделении главного.

       Воспитывающие: 

            Способствовать нравственному воспитанию учащихся,

воспитывать положительную мотивацию в обучении; воспитывать интерес и любовь к русскому языку, коррекция поведения через занимательные задания и смену видов деятельности на уроке.

       Здоровьесберегающая:   

                создать условия для психологического комфорта и снятия усталости учащихся. 

       Оборудование:  учебник «Чтения»,  презентация, И.Д , индивидуальные карточки;

       Приёмы активизации познавательного интереса: ресурсы И.Д., дидактическая игра;

        Тип урока: интегрированный (письмо, чтение и развитие речи)

Ход урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Психологический настрой

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем

-- Давайте хором прочитаем девиз нашего урока 

Читают  хором

  1. Проверка д.з.

 Что такое сказка? Почему это произведение можно отнести к сказке? . Посмотрите на эти иллюстрации, что помогает понять волшебные свойства сказки? Что волшебного, сказочного в сказке «Лиса и тетерев»?

- Могут ли птицы, звери разговаривать, понимать насмешку, иронию?

Какие сказки о лисе вы знаете?

Ответы детей

звери одеты в старинные русские костюмы – сарафан, кафтан 

Ответы детей:

 совершают поступки как люди, могут обманывать.

«Волк и лиса» «Колобок»,»Лиса и заяц»,», «Лиса и журавль»

  1. Актуализация знаний

  • Сообщение темы урока

   

  • Буквенный диктант на основе картинного плана.

  • Дидактическая игра: «Назови парный звук»

  • Слоговой   диктант

  1. Изучение нового
  • Словарная  работа

(Учимся четко произносить звуки, читать целыми словами, расширяем словарный запас)

  • Списывание с печатного варианта данных слов

Физкультминутка.

  • Закрепление нового знания

  • Анализ текста для дальнейшего ролевого чтения

 проверка понимания

(Учимся воспринимать и перерабатывать содержание текста на основе речи персонажей)

Фронтальная беседа:

Выборочное чтение

Индивидуальная работа по карточкам

Работа на ИД.

Вывод

Мы будем наблюдать за словами в народной сказке и анализировать их с точки зрения произношения, а ещё попытаемся понять урок, который она нам даёт

Иллюстрации к сказкам о лисе: « Кого обманула лисица»

За-са, во-фо, пе-бе, ко-го, де-те

Жи-ши

За-са, во-фо, пе-бе, ко-го, де-те ,жи-ши

С какими незнакомыми словами мы столкнулись?

Кто такой тетерев?

 Объясните значение слов: сказка;2.указ  3.добыла, 4.плутовка. 

 

Указ, плутовка, добыла, тетерев, сказка, город, луг

Под диктовку слова: луг, город.

Характеристика лисы

Учитель. Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Подтвердила ли Лиса своё звание плутовки? Поддался ли тетерев на ласковые слова лисы? Как лиса называет тетерева?

   

Найдите строки, говорящие о содержании указа, прочитайте.

- Как думаете, поверил тетерев, что такой указ появился?

- Прочитайте слова.

Ласково, спокойно, грубо, нежно, тихо, громко, медленно, торопливо.

- Как говорит лиса? Тетерев?

- Выберите подходящие слова.

- Какой была лиса?

- А какой был тетерев?

Составляем предложение. Какая лиса?

Лиса- плутовка. Тетерев умный

Пишут в тетради начальные буквы (прописную и строчную)

Отвечают правило о парных согласных, ловят мяч, дают ответы

Пишут под диктовку слоги.

Объясняют, вспоминая прошлый урок:

1.Тетерев — птица крупная, Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Ночуют на деревьях.  Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят.

2.Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться-

3.узнать ,6.обманщица Списывают с печатного варианта, переводят в рукописный, выполняют задание: подчеркнуть звонкие согласные в конце и середине слова.

Пишут. Схемы

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети. Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.

Отвечают:тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть

Терентий (льстиво)

Дети находят в тексте предложение об указе. 

Выбирают слова на И.Д.

Записывают в тетрадь. Составляют схемы слов: лиса,тетерев

 

6. Чтение по ролям

-  Теперь давайте попытаемся передать характер зверей? Прочтём нашу сказку по ролям

Дети читают самостоятельно, затем  у доски

Обобщение по урокуhttp://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/41/40035/40035_html_m6807cd06.jpg

Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке? 
Правда, как ни прячь, наружу выйдет
Делу время, потехе час. 
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

Учитель. Почему план Лисы не удался? Чему учит сказка?

Учитель. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.

Собирают пословицы на И.Д.

Пишут пословицу в тетрадь. Составляют схему предложения(если останется время)

Отвечают на вопросы.

15.Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

Дети делают выводы:Что узнали?

 Что понравилось?…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)

Внеклассное мероприятие по внеклассному чтению для учащихся 1-2 классов.Обобщение  знаний учеников по известным народным и литературным сказкам....

Внеклассное мероприятие "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок" игра - конкурс для 1 - 2 классов

Данный материал можно использовать в качестве занимательного материала при изучении сказок, так и во внеурочной деятельности....

Тема Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)

Урок в форме КВН поможет :1. Развивать творческие способности, речевые умения, память, внимание, наблюдательность к слову.2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.3.Формировать н...

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс  УМК "Школа России"...

Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор".  В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...

Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

           Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого...