Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
методическая разработка (3 класс)

Ушатова Татьяна Васильевна

             Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\К АТТЕСТАЦИИ нужные доки\CAM01780.jpg

                               Ушатова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №27.

                               

               

                 Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

       

             Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.

Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети работают с большим объёмом  информации, ищут описание и т.д. и т.п. Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проекты могут классифицироваться:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде рефератов, газет, драматизации. Так на уроках окружающего мира учащиеся получали задания: найти материал «О растениях нашей родной Якутии», «О животных Якутии»; на уроках литературного чтения «О писателях»; по внеклассной работе «Здоровый образ жизни» и т.д. Нужно было найти информацию о растениях, о животных; о писателе, его творчестве; информации о ЗОЖ. Дети совместно с родителями или сами находили материал. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа  или по отдельности создавались стенгазеты, альбомы.

             ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).  Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения.

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);  

творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. 

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).

Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

              

             Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Задания в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть и активизировать свои способности. Неуверенным учащимся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.                    

             Сказки – неразлучный спутник детства. Ребенок любит сказку за живость и выпуклость образов, за четкость и определенность характеров, за простоту сюжета, за поэтический народный язык.

Упражнения со сказочным сюжетом усиливают интерес к самому заданию, побуждает ребёнка решить проблему, вызывает желание помочь литературным героям. Нередко именно сказочная форма позволяет удачно ввести детей в мир знаний, через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча со сказочными героями на уроках побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение. Придумать своё продолжение или немного пофантазировать и изменить сюжет, глубже поразмышлять о нем.

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение  русских народных сказок, привить  любовь к чтению, подготовка коллективного творческого дела.

Задачи проекта:

Обучающие: 

  • Научить школьников различать виды русских народных сказок.
  • Расширить знания о художниках, рисующих иллюстрации к русским народным сказкам.
  • Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
  • Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской  деятельности

Развивающие: 

  • Развивать у учащихся познавательный интерес.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные: 

  • Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
  • Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
  • Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Гипотеза:

Изучение русских народных сказок  позволит обучающимся начальной школы в игровой форме познакомиться с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.

Информационный проект направлен на сбор информации с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

По характеру контактов между участниками:  проект - внутриклассный.

По продолжительности:  недельный.

Возраст учащихся: 3 класс

Руководитель проект: Ушатова Татьяна Васильевна - учитель начальных классов

Сроки реализации проекта: 3 недели (2 четверть)

Этапы проекта

 

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность руководителя проекта

Подготовительный

3 дня

Определение темы и целей проекта

1)Обсуждение русских народных сказок . Деление на группы для работы над отдельными проектами.

2) Гипотеза проекта.

3) Постановка целей в группах.

1)  Мотивация учащихся. Помощь в постановке целей и задач.

2) Помощь в определении выбора проекта каждым обучающимся.

3) Организация работы групп

Исследовательский

2  недели

Сбор информации.

- Словарная работа с устаревшими словами.

- Изучение положительных и отрицательных образов в русских народных сказках».

- Иллюстрации героев сказок.

-Создание костюмов.

- Написание сценария сказки.

- Подготовка инсценирования сказки.

1) Работа с устаревшими словами.

2) Сравнение.

3) Иллюстрации к русским народным сказкам.

4) Создание эскизов костюмов сказочных героев.

5) Написание сценария сказки для постановки.

6) Подготовка  текстов сказок учащимися.

Наблюдает, советует, косвенно руководит и контролирует деятельность учащихся.

Готовится  к проведению итоговой презентации.

1 неделя

Проведение презентации проекта

Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ.

Представление результатов работы в группах.

Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении.

Слушает, задает вопросы.

Оценивает работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов.

Проекты для работы в группах:

1. Инсценирование сказки собственного сочинения.

2. «Портреты сказочных героев».

3. «Стихотворения в сказках».

4. «Прочитай и угадай».

План работы в группах:

1 группа

2группа

3 группа

4 группа

Проект № 1  Инсценирование  «Сказка собственного сочинения»

Проект № 2

«Портреты сказочных героев»

Проект № 3

«Стихотворения в сказках»

Проект № 4

«Прочитай и угадай».

1 неделя

Общее занятие: «Виды русских народных сказок»

Планирование работы  групп

2 неделя

Подготовка  презентаций команд.

Общее мероприятие: «Презентации команд»

3 неделя

-Подготовка сценария

-Подготовка костюмов

-Подготовка декораций

-репетиции  постановки

-Совместная работа с группой № 1 по подготовке костюмов и декораций

-Подготовка выставки рисунков «Портреты сказочных героев»

-Подготовка альбома  с творческими работами учащихся

-Совместная работа с группой № 1 по подготовке  сценария

-Подготовка  текстов стихотворения в   сказках

-Сочинение своих сказок

-Издание  сказок

-Сбор материалов с помощью Интернет-ресурсов,  ресурсов школьной и  районной библиотеки

-Подготовка реферата «Прочитай и угадай».

-Издание реферата учащихся

-подготовка к презентации реферата

Презентация проекта «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

План проведения  презентации проекта

Мероприятие

Ответственный

Выставка рисунков «Портреты сказочных героев».

группа  № 2

Защита реферата «Прочитай и угадай».

группа  № 4

Публичные чтения и обсуждения  текстов «Стихотворения в сказках».

группа  № 3

Инсценировка «Сказка собственного сочинения».

группа № 1

Подведение итогов проекта

классный руководитель, родители

 

       Представление  проекта и подведение  итогов  работы  над  ним  позволяют  утверждать, что:

  1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой  могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
  3. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  4. Учитываются  индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)

Внеклассное мероприятие по внеклассному чтению для учащихся 1-2 классов.Обобщение  знаний учеников по известным народным и литературным сказкам....

Игра-викторина "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Игра-викторина "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".  Литературоное чтение, 2 класс....

Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок

Чему учат сказки? Справедливости, находчивости, дружбе, скромности, желанию чего - то добиться, умению ждать, доброте, уважению к старшим, почтению к родителям, трудолюбию, любви к родной земле, умени...

Внеклассное мероприятие "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок" игра - конкурс для 1 - 2 классов

Данный материал можно использовать в качестве занимательного материала при изучении сказок, так и во внеурочной деятельности....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Тема Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)

Урок в форме КВН поможет :1. Развивать творческие способности, речевые умения, память, внимание, наблюдательность к слову.2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.3.Формировать н...

Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор".  В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...