Главные вкладки

    Конспект урока по кубановедению "Природа Краснодарского края" 1 класс
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Ступченко Ирина Николаевна

    Методическая разработка конспекта урока-экскурсии по кубановедению для 1 класса. Конспект содержит: сведения о зонах края, загадки, правила поведения в лесу, сомостоятельные задания для учащихся. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                             

    «ПРИРОДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. Природа Кубани».

    Конспект урока-экскурсии по Кубановедению  для 1 класса

    Автор:  Ступченко Ирина Николаевна,

    учитель начальных классов МБОУ СОШ №19, город Краснодар

     

    Цель: определяется как развитие гражданина своей Родины средствами предмета «Кубановедение».

    Задачи: сформировать у учащихся представления  о богатстве и красоте родного края; познакомить  с природой Краснодарского края; учить любить и беречь природу, растения, животных; знать правила поведения в лесу; воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

    Оборудование: презентация, мультимедиа, карта Краснодарского края, выставка книг по природе Кубани, выставка детских работ (рисунки по теме)

    ХОД УРОКА

    1. ОРГМОМЕНТ.

    Велика и красива Россия! Есть в её наряде жемчужина, которая зовётся Кубанью.

    1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

    Даль степей сквозная, гор простор орлиный –

    Сторона родная, край наш тополиный!

    - Ребята, как называется край, в котором мы живём? А наш город? Скажите, а есть у нас в крае горы, леса, моря, поля? А как всё это можно назвать, одним словом? (Природа).

    1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.

    -Сегодня  мы познакомимся с природой нашего края и тема нашего урока  «Природа Краснодарского края».     СЛАЙД

    - У нас не простой урок,  а экскурсия.

    1. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
    • Знакомство с картой Краснодарского края.     СЛАЙД

    -Посмотрите внимательно – это карта нашего края.

    Природа нашего края уникальна тем, что у нас есть и горы, и равнины, и степи, и моря.   СЛАЙД

    - Отгадайте загадку: Носит бабка снежную шапку.

                                        Каменные бока закутаны в облака.      (Горы).

    -Начнём нашу экскурсию с гор. Кавказские горы – самые величественные и живописные горы России. В горах буйная и разнообразная флора и фауна, много рек, озёр, пещер. Верхушки некоторых гор покрыты снегом, толщина которого составляет 2-4 метра, а в ущельях 10-16 метров.

    Предгорные и горные леса разнообразны. Это смешанные леса, сосновые, лиственные. Из деревьев преобладают: дубы, клёны, буки, пихты, ели, сосны, дикие плодовые деревья, кизил, много кустарниковых.

     Предгорья покрывают альпийские луга. Это ковры из растений – лилипутов. Рост этих растений 5-10 см. Очень яркие, сочные цветы.  СЛАЙД.

    - А какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей).

    -Назовите животных, которые обитают в лесах? (Ученики читают сообщения о животных)  СЛАЙДЫ

    -Ребята, вы много знаете о пользе леса. Что это за польза? Молодцы! Значит, понимаете, что он является нашим богатством и его надо беречь. Давайте прочитаем правила, которые вы должны соблюдать в лесу:

    * Не ломай ветки деревьев и кустарников;

    * Не повреждай кору деревьев;

    * Не срывай зря цветы;

    * Собирая грибы, не повреждай грибницу;

    * Не лови насекомых;

    * Не разоряй муравейники и гнёзда насекомых;

    * Не разоряй птичьи гнёзда;

    * Не лови диких животных;

    * Не шуми в лесу;

    * Не разжигай костры.        СЛАЙДЫ

    ФИЗМИНУТКА.

    Мы немножко отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.

    Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

    Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.

    Вот так, вот так.

    А потом они плясали, выше ноги поднимали,

    Вперевалочку ходили.

              А теперь вернёмся в класс. И загадку разгадаем сейчас.

    1. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

    -Отгадайте загадку: Шириною широко, глубиною глубоко.

                                      День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся.

                                      Потому что не вкусна – и горька, и солона.    (Море).

    -В Краснодарском крае есть два моря – Чёрное и Азовское.     СЛАЙДЫ

    Чёрное море – одно из самых глубоких внутренних морей России.

    Чёрное море называют двухэтажным: нижний этаж состоит из солёной воды, заряженный сероводородом и лишённый жизни. Верхний слой опреснен, то есть вода не настолько солёная, как в нижнем слое, насыщен кислородом и заключает разнообразный растительный и животный мир.

    Азовское море – самое маленькое и мелкое море нашей страны. В 11 раз меньше Чёрного моря.

    -Чем отличается Чёрное море от Азовского?

    -Кто обитает в море? А какие морские растения вы знаете? (Ответы детей).    СЛАЙДЫ

      Рядом с Азовским морем много лиманов и плавней. Лиманы – затопленные устья рек. Мелководные, овальной формы, отделённые от моря песчаными косами. Плавни – это лиманы, которые полностью заросли камышом и тростником. Это такие водоёмы, в которых очень много рыбы, а на берегах водится много водоплавающих птиц.: гусей, уток, лысух, пеликанов, куликов, лебедей, цапель.    СЛАЙДЫ

    Отгадайте загадку: Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня.

                                     Издалека по песенке узнаете меня.  (Река).    СЛАЙД

    - В Краснодарском крае много рек, но главная – Кубань «истинная дочь Кавказа». Длина реки 907 км. Кубань пересекает альпийские луга, чащи лесов, степные просторы равнин, низины.       СЛАЙД

    -А какие реки нашего края вы знаете?  (Уруп, Ея, Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс, Афипс, Синюха и много других).

    -В реках водится много животных. Каких? (Ответы детей).

    ФИЗМИНУТКА.

    Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть.

    Прочь прогоним лень и скуку, разомнём сначала руки.

    Покрутили головой и усталость вся долой.

    А теперь мы приседаем. Это важно сами знаем.

    А потом ходьба на месте, 1-2, 1-2, 1-2-3.

    Нам учиться интересно! Сядь за парту и замри.

    1. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСКУРСИИ.

    –Продолжим нашу экскурсию по равнинам.       СЛАЙДЫ

    В Краснодарском крае самые плодородные в стране черноземные степи – хлебные поля, яблоневые и вишнёвые сады. Равнины занимают более двух третей поверхности края. Самая большая из них Азово-Кубанская низменность. Растительность: разные травы –  ковыль, типчак, мятлик узколистый, осока приземистая, кустарники, акация, орешник. Деревья: дуб, клён, ясень, береза, тополь, и др.     СЛАЙДЫ

    Животные: зайцы, лисы, еноты, многие виды птиц, насекомые.   СЛАЙДЫ

    1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

    -А теперь задания по парам: выполнить предложенные задания на листках.

    Листок №1 – насекомые: раскрасить насекомых, найти различия у бабочек.

    Листок №2 – рыбы: раскрасить рыб, угадать, кто поймал какую рыбу?

    Листок №3 – обитатели моря: раскрасить обитателей моря по предложенным цветам.

    Листок №4 – птицы: раскрасить птиц, соединить части и прочитать названия птиц.

    Листок №5 – деревья: раскрасить деревья, указать, чем отличаются клён и сосна.

    Листок №6 – ягоды: раскрасить ягоды, догадаться какая картинка лишняя и зачеркнуть её.

    1. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

           ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СЛАЙД

    - Понравилась ли вам наша экскурсия? Что понравилось больше всего?

    -Сколько морей в нашем крае? Как они называются?  

    - Идёт рассвет, ступая по курганам.  Навстречу солнцу встали тополя…

     Как ты мила и как ты дорога нам, Кубань, Кубань – родимая земля!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

    Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

    Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

    План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

    В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

    Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."

    Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

    Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...