Главные вкладки

    План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Захарова Надежда Михайловна
    В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rybka.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока литературного чтения во 2 классе

    учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М.

    Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».

    Урок  №2.

    Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

     Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2-й класс («Маленькая дверь в большой мир»). В 2-х ч. Ч.1.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. 

    Цели:

    – формируем умение ориентироваться в содержании прочитанного текста; преобразовывать информацию, делать выводы;

    – формируем умение высказывать своё отношение к героям, событиям , оценивать  их поступки  . Развиваем  умения аргументировать свою точку зрения на основе текста произведения;

    выразительно читать произведение благодаря пониманию его замысла и сопереживанию. 

    Задачи:

    -формирование активной читательской позиции;

    -развитие коммуникативных навыков школьников.

    -воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся посредством русской классической литературы

    Тип урока: комбинированный. 

    Оборудование урока:

    -А. С. Пушкин- сказочник. Дополнительный иллюстрированный материал для фронтальной работы. Карточка ресурса. ЕКЦОР;

    -«Расставь кадры в верном порядке» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .  Карточка ресурса. ЕКЦРО;

    -карточки с отрывками из произведения писателя А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

    -детские рисунки  для оформления доски, цитата;

    -экран, проектор.

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                  Что за прелесть эти сказки!

                                                                                                                                                                                                               А.С.Пушкин      

                                                               

    Этапы урока

    Ход урока

    1.Введение в тему урока

    2. Актуализация знаний.

     Работа с эпиграфом.

    -Прочитайте слова, записанные на доске.

    -Этими словами я хочу начать наш урок. Как вы думаете , почему?

    -(А. С. Пушкин- сказочник. Дополнительный иллюстрированный материал для фронтальной работы. Карточка ресурса. ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ )

    Проверка домашнего задания.

    Работа в группах.      ИСТОРИЯ,РАССКАЗАННАЯ ПО ОЧЕРЕДИ.

    1. Ребята делятся на две группы.

    Каждая группа получает набор карточек(4 штуки) с отрывками из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».                                                                               Приложение №1.

    -Вы получили 4 карточки. Послушайте задание.

    1.Восстановите последовательность событий и договоритесь, кто будет выступать от вашей группы, но не читать текст, а пересказывать его.

    2.Определите, какой частью сказки является ваш отрывок. (Вступление- завязка или концовка- развязка).

     

    3.Подведение итогов работы в группах.

    -Чьё выступление понравилось? При оценивании учитывайте правильность, точность, выразительность, эмоциональность.

    3. Развитие умений.

     

    I. Характеристика героев персонажей сказки. Работа в парах.

    1. Постановка проблемы (темы) урока .Беседа.

    – Вспомните, какая задача у волшебной сказки. (Вызвать восхищение добрым и смелым, осудить злодея, выразить уверенность в победе добра.)Работаем с основной  частью произведения.

    – Назовите героев сказки. Кто же из них похож на героя волшебной сказки? (Золотая рыбка – герой-помощник, который встречается только в волшебных сказках.)

    – Есть ли в сказке Пушкина смелый герой, совершающий добрые поступки? (Таких героев нет.)

    – А зло хочет осудить автор? Среди героев сказки – один явно отрицательный, осуждается автором. Кто это? (Старуха.)

    – За что её осуждает автор? (За жадность, глупость.)

    – Но похожа старуха на героя – злодея волшебной сказки? (Нет, в волшебной сказке злодеи страшные, владеют колдовством – Кощей, Баба-яга. А старуха просто ругается. Она обычная, никакой сверхъестественной силы у неё нет. Она совсем не страшная. Старик и старуха – обычные люди, не похожи на волшебных героев.)

    • А старик? Что можно сказать о нём? (Старик хоть и ласков, беззлобен, добр, простоват, не может быть отнесён к положительным героям: он безволен, выполняет все приказы старухи, чем провоцирует ещё большее зло.)

    Продолжим  составлять характеристику героев  в парах. Предлагаю вам составить СИНКВЕЙН (Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это маленькое стихотворение, всего пять строчек:

        1.Первая строчка содержит одно слово - герой; вопросительное слово -  КТО?

    1. Вторая строчка состоит из двух слов – признаки героя ; вопросительное слово – КАКАЯ?
    2. Третья строчка - из 3 слов;  вопрос – ЧТО ДЕЛАЕТ?
    3. Четвёртая строчка- 4 слова; они показывают  ОТНОШЕНИЕ АВТОРА  к этому герою.
    4. Пятая строка – одно слово-ВЫВОД (СЛОВО-синоним) для первой строки.

    (Работаем в тетради)

    -Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

    1.Кто?                                                                   РЫБКА

    2.Какая?                                                                ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

    3.Что делает?                                                     СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

    4.Отношение автора?                                        ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

    5.Слово-вывод.                                                     ДОБРОТА

    -А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

    (Более точные варианты синквейна записать на доске)

    СТАРИК                                                                                                СТАРУХА

    ласковый, добрый                                                                                 жадная, сердитая

    отпустил, поклонился, выполнил                                                       ругается, командует, злится

    выполняет любые приказы старухи                                                 осталась у разбитого корыта

    простоват                                                                                           глупая

     Обсуждение выполненной работы, оценивание.

    Вывод.  

    Среди них нет положительного героя. И старик, и старуха больше напоминают героев из других, неволшебных сказок, таких как «Каша из топора».  

    ФИЗМИНУТКА-игра. «Доскажи словечко»

    Задание  1 группе

    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою …                                         (пряжу).

    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три …                                 (года).

    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтобы рыба …                            (говорила).

    Задание  2 группе

    Отпусти ты, старче, меня в море!
    Дорогой за себя дам …                                       (выкуп).

    Приплыла к нему рыбка, спросила:
    “Чего тебе надобно, …                                        (старче)”.

    Воротился старик ко старухе, 
    У старухи новое …                                              (корыто).

    1. Мы сейчас работаем с основной частью сказки. Какую роль МОРЕ  выполняет? Можно ли назвать его героем сказки?

    («Расставь кадры в верном порядке», карточка- ресурс, ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/)

    -На экране вы видите иллюстрированные отрывки из сказки, касающиеся состояния МОРЯ. Надо расставить их последовательно и доказать словами из текста.

    Вывод.  Море показывает настроение рыбки.(Синее море, слегка разыгралось, помутилось, неспокойно, почернело, на море буря)

     

    II. Выразительное чтение.        Работа с учебником.

    1. Подготовительная работа.

    – Итак, в сказке Пушкина есть что-то от волшебной сказки, есть что-то от бытовой сказки. Как же тогда читать сказку? Таинственно или так, чтобы старуха смех вызывала?

    Предложения детей.

    – Действительно, старуху автор высмеивает, и чтецу необходимо это передать голосом, интонацией.

    – А основное настроение в сказке какое – волшебное или нет? (Волшебное. Встреча с золотой рыбкой – настоящее чудо. Да и выполнение рыбкой всех прихотей старухи тоже чудеса. Значит, основная интонация при выразительном чтении будет таинственная.)

    – Найдите и выделите в тексте пушкинской сказки такие слова, которые являются самыми выразительными для передачи волшебного (в) и бытового,жизненного (ж) настроения. (Эту работу можно выполнить не на всём тексте, а на любой его части.)

    Например:

    Вот пошёл он к синему морю. (в)

    (Помутилося синее море.)

    Стал он кликать золотую рыбку, (в)

    Приплыла к нему рыбка, спросила: (в)

    «Чего тебе надобно, старче?»

    Ей старик с поклоном отвечает: (в)

    «Смилуйся, государыня рыбка, (в)

    Ещё пуще старуха бранится, (ж)

    Не даёт старику мне покою:

    Избу просит сварливая баба». (ж)

    Отвечает золотая рыбка: (в)

    «Не печалься, ступай себе с Богом, (в)

    Так и быть: изба вам уж будет».

    Пошёл он ко своей землянке, (ж)

    А землянки нет уж и следа;

    Перед ним изба со светёлкой,

    С кирпичною, белёною трубою,

    С дубовыми, тесовыми вороты. (в)

    Старуха сидит под окошком, (ж)

    На чём свет стоит мужа ругает: (ж)

    «Дурачина ты, прямой простофиля! (ж)

    Выпросил, простофиля, избу! (ж)

    Воротись, поклонися рыбке:

    Не хочу быть чёрной крестьянкой,

    Хочу быть столбовою дворянкой».

    Вывод о непростой задаче для чтеца: волшебное и обычное, бытовое в сказке переплетаются.

    2. Подготовка к выразительному чтению  по ролям отрывка из основной части.

     -Как будем читать? Определите тон чтения.(Распределяем роли  к отрывку).

    Пошёл  старик к синему морю

    (Неспокойно синее море).

    Стал он кликать золотую рыбку.

    Приплыла к нему рыбка, спросила:

    «Чего тебе надобно , старче?»

    Ей с поклоном старик отвечает:

    «Смилуйся, государыня рыбка!

    Пуще прежнего старуха вздурилась,

    Не даёт старику мне покою:

    Уж не хочет быть она крестьянкой,

    Хочет быть столбовою дворянкой»,

    Отвечает золотая рыбка:

    «Не печалься, ступай себе с Богом».

    3. Самостоятельно готовим  чтение (шёпотом).

    4. Упражнение в выразительном чтении вслух группой «артистов». Обсуждение. Оценивание.

    – Что мы делали? (Читали текст,  средствами выразительности выказывали своё отношение к героям.)

    – Какое умение формировали?

               

    4. Итог.

    – Чем необычны герои сказки Пушкина? Как это нужно учитывать при чтении сказки?

    – Прочитав сказку, вы, наверное, поняли, когда так говорят: остался у разбитого корыта? (Всё потерял, что было. Остался ни с чем.)

    5. Домашнее задание.

    1. Подготовить выразительное чтение другой части сказки (на выбор).

    2. Ответить на вопрос №5 учебника (с. 40).

                                                 

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

     Карточки для  группы №1.

    Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    Старик ловил неводом рыбу,

    Старуха пряла свою пряжу.

    Раз он в море закинул невод.-

    Пришёл невод с травою морскою.

    В третий раз закинул он невод,-

    Пришёл невод с одною рыбкой,

    С непростою рыбкой – золотою.

    Как взмолится золотая рыбка!

    Голосом молвит человечьим:

    «Отпусти ты, старче, меня в море!

    Дорогой за себя дам откуп:

    Откуплюсь чем только пожелаешь».

    Удивился старик, испугался:

    Он рыбачил тридцать лет и три года

    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

    Отпустил он рыбку золотую

    И сказал ей ласковое слово:

    «Бог с тобою, золотая рыбка!

    Твоего мне откупа не надо;

    Ступай себе в синее море,

    Гуляй там себе на просторе».

    Карточки для группы №2.

    Приплыла к нему рыбка, спросила:

    «Чего тебе надобно, старче?»

    Ей с поклоном старик отвечает:

    «Смилуйся , государыня рыбка!

    Что мне делать с проклятою бабой?

    Уж не хочет быть она царицей,

    Хочет быть владычицей морскою:

    Ничего не сказала рыбка,

    Лишь хвостом по воде плеснула

    И ушла в глубокое море.

    Долго у моря ждал он ответа,

    Не дождался, к старухе воротился –

    Глядь: опять перед ним землянка;

    Чтобы жить ей в Окияне-море,

    Чтобы ты сама ей служила

    И была бы у ней на посылках».

    На пороге сидит его старуха,

    А перед нею разбитое корыто.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "Гимназия №12"за 2011-2012 учебный год

    Один из вариантов анализа работы школьного методического объединения учителей начальных классов....

    Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

    Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

    План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

    Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

    Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов МБОУ "Гимназия № 5 г. Буинска РТ" Павловой Нины Петровны

    Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов МБОУ "Гимназия № 5 г. Буинска РТ"...

    Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

    Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....