Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Баранова Анна Викторовна

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.68 КБ
Microsoft Office document icon algoritm_samootsenki.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon rabota_v_gruppakh.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon slovar.doc28 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией.

Методы:

  • словесный (слово учителя);
  • исследовательский (творческие работы);
  • практический (чтение текста);
  • частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
  • репродуктивный (беседа по прочитанному);
  • проблемно – поисковый.

Технологическая карта изучения темы

Цели: 
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

 • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Формирование УУД, ТОУУ(технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Форма работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.

Материально-техническое обеспечение  

Проектор, интерактивная доска, презентация, клип, раздаточный материал, таблица.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. «Фотография доски».

I. Оргмомент

(1 мин.)

- Доброе утро, ребята!

Давайте поприветствуем друг друга и гостей. Надеюсь, мы сегодня плодотворно поработаем и узнаем много интересного. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Приветствие.

Слайд 1(1)

II. Актуализация знаний.

(3 мин.)

Введение в тему урока.

 Внимательно прочитайте слова в каждом столбике. - Что их объединяет?

- Установите соответствие между словами первого и второго столбика.

- Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока. 

- Прочитайте полностью название темы. Как вы думаете, почему в названии темы выделены два слова?

- Какой возникает вопрос?

- Автор, название.

- К. Паустовский «Кот-ворюга».

- В них противоречие. Ворюга ворует, нарушает порядок. Милиционер напротив, следит за порядком.

- Почему (как) произошло превращение?

Слайд 2 (2)

И. Дик                  

К. Паустовский    

Ю. Ким                  

С. Голицын            

«Сорок изыскателей»

«Отважный охотник»

«В дебрях Кара-Бумбы», «Кот-ворюга»

Слайд 3(3)

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

III. Развитие умений.

(36 мин.)

IV. Подведение итогов.

Рефлексия.

(5 мин.)

V. Домашнее задание

2 4 1 2 1 2 3

I. Работа с текстом рассказа.

1. Работа с текстом до чтения (5 мин.)

Работа с заглавием и ключевыми словами, с иллюстрацией.

а) Вопросы:

– Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

– Как называет его автор? Что означает слово ворюга? (Сравните: вор, воришка, ворюга; хитрюга – о ком так говорят.) Какой оттенок у этого слова?

б) Чтение ключевых слов на доске.

– Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа?

– На какие группы по смыслу можно разделить эти слова?

Предположите: что произойдёт в рассказе.

в) Рассмотрим иллюстрацию.

– Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу.

– Предположите, почему такая напряжённая поза у кота.

- Как нам проверить свои предположения?

- В тексте будут встречаться непонятные слова, поэтому у каждого на парте есть словарик произведения, к которому мы будем обращаться.

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (вслух, комбинированное).

Часть 1 читает учитель, вместе с детьми ведёт диалог с автором (5 мин.)

Открываем рубрику «Хочу спросить» 

(5 мин.)

Составьте в группах по 1 вопросу по содержанию 1 части для других групп.

Физ. мин (2 мин.)

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

- У него бесшумная походка.

- Прекрасный нюх.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

 Найдите кота в стороне окна – спрячьтесь от него (присядьте). Найдите кота около доски - помашите ему рукой.

Часть 2 – комментированное чтение учителя (2 мин.)

Часть 3 читают дети вслух (короткие комментарии учителя, цель которых – помочь детям эмоционально «прожить» ситуацию) (4 мин.)

Часть 4. Комментированное чтение учителя, диалог с автором. При чтении нужно интонационно выделять подчёркнутые слова (3 мин.)

2. Выявление первичного восприятия.

Свободный микрофон. Поделитесь своими впечатлениями (2 мин.)

Работа в группах. Составление портрета главного героя.(6 мин.)

В рассказе описание кота даётся в разных местах. Эти описания называются детали. Предлагаю вам поработать в группах и составить общий портрет главного героя.

Дать оценку работы группы (алгоритм).

3. Обобщающий вопрос (2 мин.)

– Как вы думаете, почему кот перестал воровать и превратился из Ворюги в Милиционера?

В чём секрет столь чудесного перевоплощения?

 

- С каким произведение мы работали сегодня? - Ответили мы с вами на вопрос, который возник  в начале урока?

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

У каждой группы на столах лежат котята. Напишите на обратной стороне, к чему бы вы хотели призвать людей по отношению к животным. Поместите котят в лукошко. Озвучьте свой призыв.

Хочется надеяться, что вы будете помнить свои советы и советы своих товарищей и руководствоваться ими.

Спасибо за урок!

Приготовить выразительное чтение текста.

Нарисовать портрет кота из 1, 3 или 4 части.

-Кот.

- Наглый, хитрый, изворотливый.

- Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора.

Предположения детей.

Предположения детей.

Ответы детей.

Предположения детей.

- Прочитать

- Зачем герои хотели поймать кота? Как выглядел кот? Сколько времени было потрачено на выслеживание кота? Как попался кот? Найдите фрагмент о том, как кот стащил колбасу, прочитайте его.

-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту. Сначала мы были возмущены поведением кота. Потом появилось желание наказать кота за его поступки. Но потом – сочувствие, жалость.

- Внешний вид

- Действия и поступки

- Авторская оценка

- Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным и перевоплотился. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Ведь человек довёл его до такого состояния. Но когда кота накормили приютили, он ответил добротой. Кот перестал воровать. Стал сам наказывать других за воровство. Стал проявлять благородство в поступках. Стал хозяином и сторожем. Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же.

Бережно относиться к животным.

Быть в ответе за тех, кого приручили.

Относиться к питомцам доброжелательно.

Быть терпеливым и внимательным.

Быть милосердными.

Относиться к животным с добротой.

Не должно быть беспризорных животных.

Слайд 4, 5(4)

кот

воровал                      

хозяин и сторож

потерял совесть                                                                          

накормили                                      

перестал воровать

Мне кажется

Впечатление произвело

В душу запало

Был поражён

Слайд 6 – 9 (5)

рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе

обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался

кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж среди бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот-беспризорник

Слайд 10 (6)

Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …                                                                          

Я научился …

Я смог …



Предварительный просмотр:

Алгоритм самооценки

Алгоритм самооценки

  1. Что нужно сделать (цель работы).
  2. Удалось ли сделать (достигнута ли цель).
  3. Всё сделано верно или есть недочёты.
  4. Сделал всё сам или с чьей-то помощью.
  5. Каким умением пользовался.
  6. На каком уровне успешности выполнено задание.
  1. Что нужно сделать (цель работы).
  2. Удалось ли сделать (достигнута ли цель).
  3. Всё сделано верно или есть недочёты.
  4. Сделал всё сам или с чьей-то помощью.
  5. Каким умением пользовался.
  6. На каком уровне успешности

    выполнено задание.    



Предварительный просмотр:

ВНЕШНИЙ ВИД

ДЕЙСТВИЯ И ПОСТУПКИ

АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА



Предварительный просмотр:

Словарь

Словарь

  • Бандит – участник разбоя
  • Беспризорник – бездомный, лишённый присмотра
  • Бродяга – бездомный, скиталец
  • Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу
  • Лаз – узкое отверстие
  • Отчаяние – безнадёжное положение, безысходность
  • Плотица - небольшая плотва (рыба)
  • Погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов
  • Подполье – пространство под полом
  • Припадок – судороги, потеря сознания
  • Прорва - название реки
  • Шиворот – за ворот

  • Бандит – участник разбоя
  • Беспризорник – бездомный, лишённый присмотра
  • Бродяга – бездомный, скиталец
  • Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу
  • Лаз – узкое отверстие
  • Отчаяние – безнадёжное положение, безысходность
  • Плотица - небольшая плотва (рыба)
  • Погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов
  • Подполье – пространство под полом
  • Припадок – судороги, потеря сознания
  • Прорва - название реки
  • Шиворот – за ворот


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Мастер - класс "Исследовательская деятельность"

На МО учителей начальной школы предлагаю провести мастер-класс по исследовательсеой деятельности. Организуя работу в группах, учителя проводят исследовательскую работу над одним словом....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Классный час "Букет для мамы"

Для учащихся начальной школы предлагаю разработку классного часа, целью которого является: воспитание чувства уважения и любви к самому близкому человеку. Одним из этапов занятия является работа в гру...

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Классный час "Дом дружбы"

Классный час для учащихся начальной школы целью которого является: воспитание добрых качеств, умение дружить и бережно относиться друг к другу. Классный час построен в форме проблемного диалога....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Урок русского языка. Сочинение: "День моей мамы" (подготовка)

Сочинение, которое можно провести для учащихся 3 - 4 классов как на уроке, так и во внеурочное время. Можно предложить детям эту работу в канун 8 марта или ко Дню матери....