Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "Гимназия №12"за 2011-2012 учебный год
статья по теме

Рязанова Ирина Станиславна

Один из вариантов анализа работы школьного методического объединения учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_mo_nach.kl_za_2011-2012g.docx85.39 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

работы   методического объединения учителей  начальных классов  

за 2011-2012 учебный год

         В 2011-2012 учебном году школьное методическое объединение учителей начальных классов работало над темой:  «Методическое обеспечение работы начальной школы в соответствии с образовательными стандартами второго поколения». 

Основная цель работы ШМО – развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов, воспитателей группы продлённого дня в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

На этот учебный год были определены задачи:

1.Содействовать созданию условий для перехода начальной школы  на новый ФГОС.

2.Содействовать формированию умений проектировать и конструировать образовательный процесс в начальной школе в соответствии с современными требованиями.

3.Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию содержания образования, внедрению новых образовательных технологий.

4.Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.

5.Совершенствовать формы и методы работы с высокомотивированными и со слабоуспевающими детьми.

6. Содействовать совершенствованию системы  мониторинга качества

образования в начальной школе

7.  Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.

8.Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС

Анализ условий.   Кадровый состав методического объединения

№ п/п

Ф.И.О.

Год  рождения

Образование

Стаж

Квалиф. категория/ разряд

Класс

УМК, по которому преподает

общий

Педагогический

В данной должности

1

Аулова С.И.

1974

высшее

16

16

16

1/13

 1«а»

Система Занкова

2

Агафонова С.В.

1970

высшее

17

17

17

1/13

 1«б»

 -″ -   -″ -

3

Солнцева Е.И.

1988

высшее

1

1

1

9  разряд

1 «в»

-″ -   -″ -

4

Толмачева В.В.

1967

высшее

24

24

24

Высш./14

 2 «а»

-″ -   -″ -

5

Летошникова С.А.

1983

высшее

9

8

8

2/12

2 «б»

-″ -   -″ -

6

Бассараб С.Н.

1973

высшее

17

17

10

1/13

2«в»

-″ -   -″ -

7

Курмачева Н.С.

1982

высшее

8

7

7

2/12

3 «а»

-″ -   -″ -

8

Ерохина И.И.

1958

высшее

31

29

29

Высш./14

3 «б»

-″ -   -″ -

9

Петрушенко Н.А.

1967

высшее

27

25

16

1/13

3 «в»

-″ -   -″ -

10

Рязанова И.С.

1969

высшее

22

22

22

Высш./14

4 «а»

-″ -   -″ -

11

Александрова Н.В.

1966

высшее

26

26

26

Высш./14

4 «б»

-″ -   -″ -

12

НестеренкоЛ.Г.

1952

высшее

36

10

4

9  разряд

1

воспитатель  ГПД

13

Тогушева Е.А.

1950

высшее

44

39

2

Высш./14

1

воспитатель  ГПД

Анализ данных, приведенных в таблицах,  позволяет сделать вывод о том,  что в начальной школе работают в основном опытные учителя, работающие в школе более 15 лет. Все учителя  имеют высшее образование, 30,7% - первую  квалификационную  категорию, 38,4 % - высшую категорию, 15,4% без категории;  77 %  педагогов имеют стаж работы свыше 15 лет, 7,7% имеют стаж работы до 3 лет.  В 2011-2012 учебном году  кадровый состав пополнился молодым специалистом, не имеющим опыта работы. В сентябре 2011г. были  выявлены проблемные зоны и организовано наставничество  учителя – практика Ауловой С.И. с молодым специалистом-Солнцевой Е.И.

С  введением ФГОС (в 1 классах) потребовалась большая работа: прохождение курсовой подготовки учителями, посещение семинаров по данной проблеме, обмена опытом лучших учителей города, проведение МО, часа педагогической теории по изучению отдельных вопросов нового стандарта.

Данные проблемы в течение 2011-2012 учебного года решались через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня педагогов.

    Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:

  1. прохождение плановой курсовой переподготовки в Белгородском региональном институте ПКППС;
  2. участие в заседаниях МО учителей начальных классов, городских и областных семинарах, конференциях, педагогических чтениях,  конкурсе профессионального мастерства; в работе ГМО (жюри городских предметных олимпиад, независимого муниципального мониторинга учащихся по литературному чтению в 3 классах, регионального мониторинга по математики и русскому языку в 4-х классах);
  3. взаимопосещение уроков;
  4. работа над индивидуальной методической темой;
  5. изучение опыта работы лучших учителей гимназии, города, области, России.

Работа по повышению квалификации ведется в системе, учителя регулярно проходят переподготовку, где совершенствуют свое педагогическое мастерство. Так в  2011 -2012 учебном году прошли курсовую переподготовку в Бел РИПКППС  учителя :

ФИО

Тема  курсов

Где, объём

Аулова С.И.

«ФГОС: нормативные документы, содержание, технологии»

ГОУ ДПО БелРИКППС, с 17.10.2011 по 28.10.2011г.. 72 часа

Солнцева Е.И.

Нестеренко Л.Г.

«Организация воспитательного процесса в группе продлённого дня при переходе на ФГОС второго поколения»

ГОУ ДПО БелРИКППС с10.10-21.10.2011г.,72часа

Летошникова С.А.

«ФГОС начального общего образования и его реализация в системе Л.В. Занкова»

ГОУ ДПО БелРИКППС,

с14.11.-09.12.2011г.,144часа

Бассараб С.Н.

«Реализация требований ФГОС начального общего образования средствами системы Л.В.Занкова»

ГОУ ДПО БелРИКППС,

с 02.04- 27.04 2012г.,144часа

Вывод: В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта учителя начальных классов своевременно прошли курсы повышения квалификации. Анализ прохождения курсов за 5 лет показал – в начальной школе нет учителей, которые в течение 5 лет не посетили курсы повышения квалификации.

В течение 2011-2012 учебного года прошли аттестацию:

Александрова Н.В.учитель начальных классов (высшая категория), Толмачёва В.В.учитель начальных классов (высшая категория).

Большую роль в педагогической практике учителей играет работа по темам самообразования, которые изучают педагоги, накапливая различный материал, реализуя его в практической деятельности. У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО учителей начальных классов, педсоветов, семинаров, творческих отчетах.

В 2011-2012 учебном году учителя работали по следующим темам самообразования:

№п/п

ФИО

Класс

Тема самообразования

Результаты  работы за год

1.

Аулова С.И.

1 «А»

Развитие творческих способностей младших школьников через исследовательскую деятельность

Выступление на заседании МО учителей  начальной школы по теме «Реализация ФГОС средствами  УМК системы Л.В. Занкова».(28.03.2012г.)

2.

Агафонова С.В.

1 «Б»

Развитие познавательных способностей младших школьников через исследовательскую деятельность

Выступление на педсовете по теме :

«Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(26.10.2011г.)

Выступление на педсовете по теме: «Суть взаимодействия школы и семьи»(29.03 2012г.)

3.

Солнцева Е.И.

1 «В»

Духовно-нравственное воспитание школьников через урочную и внеурочную деятельность

Изучение литературы, подбор мультимедийных средств.

Открытое внеурочное занятие по теме «Путешествие в страну Вежливости»(11.05.2012г.)

4.

Толмачёва В.В.

2 «А»

Создание ситуаций комфорта в реализации проблемного обучения

Мастер-класс «Роль учителя в создании психологического комфорта как цель  повышения мотивации учения»(11.2011г.в рамках конкурса «Учитель года -2012»)

5.

Летошникова С.А.

2 «Б»

Использование мультимедийных дидактических средств для повышения эффективности урока

Изучение литературы, , статей по данной теме

Выступление на заседании МО учителей начальной школы по теме «Основы современного урока в начальной школе в условиях ФГОС»

6.

Бассараб С.Н.

2 «В»

Формирование информационно-поисковых компетенций на уроках в начальной школе

Выступление на заседании МО учителей начальной школы по теме: «Формирование информационных поисковых компетенций как   средство саморазвития личности».(28.03 2012г.)

Выступление на  региональном семинаре с мастер-классом по теме: «Формирование информационно-поисковых компетенций на уроках в начальной школе»(26.04.2012г)

7.

Курмачева Н.С.

3 «А»

Комплексное использование здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе как условие сохранения здоровья младших школьников и подготовки к здоровому образу жизни

8.

Ерохина И.И.

3 «Б»

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для формирования положительной учебной мотивации учащихся

9.

Петрушенко Н.А.

3 «В»

Использование развивающих игр на уроках в начальной школе для повышения эффективности урока

10.

Рязанова И.С.

4 «А»

Использование ИКТ для повышения мотивации учения и развития творческого потенциала младших школьников

Апробирование практического материала в работе с обучающимися.

Выступление на заседании МО учителей начальных классов  по теме: «Основные направления деятельности начальной школы в условиях введения ФГОС НОО».

Выступление на заседании МО учителей начальных классов  по теме: «Реализация ФГОСсредствами УМК «Перспектива»(28.03.2012г.)

11.

Александрова Н.В.

4 «Б»

Формирование познавательной деятельности младших школьников через использование развивающих технологий как необходимое условие эффективной и качественной работы в школе

Выступление на заседании МО учителей начальных классов  по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке»

12.

Нестеренко Л.Г.

Восп.

ГПД

Творчество-образовательная среда в воспитании ученика начальной школы в группе продлённого дня

Мастер- класс «Творчество-как образовательная среда воспитания ученика начальной школы»(21.10.2011г.. для слушателей курсов повышения квалификации)

13.

Тогушева Е.А.

Восп.

ГПД

Игровые занимательные задачи в развитии мыслительной деятельности школьников

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что работа учителей над самообразованием носит практический характер, соотносится с общей методической темой гимназии и МО и направлена на совершенствование  профессионального мастерства педагогов. Результатом деятельности становится повышение качества образования в начальной школе, развитие личности, повышение уровня воспитанности младших школьников.

Среди проблем, связанных с работой над самообразованием, следует выделить  следующие:

  1. неумение части учителей рационально спланировать работу над самообразованием;
  2. недостаточно активная работа МО учителей начальных классов по обобщению лучшего опыта.

           Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании методического объединения необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над темой самообразования. Учителям начальных классов следует активнее принимать  участие по распространению своего педагогического опыта не только в своем учреждении, но и на уровне города и области.

В этом учебном году было проведено 5 заседаний школьного методического объединения. На заседаниях МО учителями были рассмотрены следующие темы: «Основные направления деятельности начальной школы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ШМО 29.08. 2011 года); «Формирование новых компетентностей учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС второго поколения» (ШМО 26.10.2011 года); «Структура и анализ урока, в основе которого системно-деятельностный подход»(ШМО 10.01.2012г.); «Учебно- методическое обеспечение реализации ФГОС второго поколения.Реализация ФГОС средствами  УМК системы Л.В. Занкова  и УМК  «Перспектива»».(ШМО 28.03. 2012года). Тематика заседаний методического объединения  определялась задачами методической работы гимназии на 2011-12 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников,  актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний методического объединения  уделялось вопросам  введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

   Повысилась активность учителей. В течение 2011-2012 учебного года учителя начальных классов посетили следующие научно-практические семинары:

.

Тема семинара

Уровень/место проведения

дата

ФИО учителя

«Обеспечение преемственности в реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольных образовательных учреждений и ФГОС второго поколения начального общего образования»

Муниципальный

МОУ-СОШ №7

10.10.2011г.

АлександроваН.В.

Рязанова И.С.

«Организация и содержание работы группы продлённого дня в условиях перехода на ФГОС»

Региональный

МБОУ_лицей №10

19.10.2011г.

Нестеренко Л.Г.

«Формирование ключевых компетенций младших школьников в условиях реализации развивающей системы Л.В. Занкова»

Региональный

МОУ «Гимназия №1»

29.11.2011г

Летошникова С.А.

«Реализация требований ФГОС НОО средствами системы Л.В.Занкова»

Областной

ГОУ ДПО Белгородский институт ПКППС

06.12.2011г.

Летошникова С.А.

Бассараб С.Н.

«Реализация деятельностного подхода в занковском уроке»

Региональный

МОУ «Лицей №9»

07.12.2011г.

Летошникова С.А.

«Реализация потенциала системы Л.В.Занкова в условиях модернизации начального общего образования»

Региональный

МОУ»Гимназия№22»

Летошникова С.А.

«Системно-деятельностный подход как необходимое условие реализации ФГОС НОО второго поколения: суть, результаты, средства диагностики»

Муниципальный

МБОУ-СОШ№41

25.01.2012г.

Бассараб С.Н.

Летошникова С.А.

«Развитие исследовательской культуры школьников как необходимая составляющая ФГОС начального образования

Региональный

МОУ_СОШ№47

16.02.2012г.

Солнцева Е.И.

«Современные образовательные технологии как условие реализации требований ФГОС»

Региональный

МБОУ-лицей №10

27.02.2012г.

Солнцева Е.И.

«Создание условий для всестороннего развития личности каждого ребёнка через организацию внеурочной деятельности»

Региональный

МБОУ-лицей №10

28.02.2012г.

Солнцева Е.И.

 «Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении младших школьников: содержание, технологии,результаты»

Муниципальный

МБОУ «СОШ №45»

14.03.2012г.

Рязанова И.С.

АлександроваН.В.

«Создание на уроке ситуации успеха как фактора саморазвития личности в системе развивающего обучения Л.В. Занкова»

Областной

МОУ «СОШ№37»

16.03.2012г.

Петрушенко Н.А.

Толмачёва В.В.

«Модернизация российского образования. Проектное обучение как способ формирования УУД»

Межрегиональный

МАОУ «Лицей №38»

06.04.2012г.

Аулова С.И.

Рязанова И.С.

«Реализация требований ФГОС НОО посредством УМК «Школа России» и «Перспектива»

Областной

Белгородский институт ПКППС

11.04.2012г.

Першина О.В.

АлександроваН.В.

Рязанова И.С.

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в условиях реализации системы Л.В. Занкова»

Муниципальный

МБОУ-СОШ№18

11.04.2012г.

Бассараб С.Н.

 «Реализация системно-деятельностного  подхода средствами УМК для начальной школы: «Школа России»и «Перспектива»

Всероссийский вебинар  издательства «Просвещение»

12.04 2012г.

Рязанова И.С.

Александрова Н.В.

«Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС НОО второго поколения»

Региональный

МБОУ «СОШ №41»

17.04.2012г.

Бассараб С.Н.

«Организация образовательного процесса в условиях реализации требований ФГОС НОО (система Л.В. Занкова)

Региональный

МБОУ «СОШ №31»

18.04 2012г.

Бассараб С.Н.

«Научно-исследовательская работа учащихся младших классов в системе внеурочной деятельности школы»

Региональный

МБОУ «СОШ №47»

Бассараб С.Н.

     Участие в  подобных мероприятиях  дает учителям  возможность глубже изучить теоретические вопросы, связанные в организацией образовательного процесса в начальной школе, познакомиться с опытом работы коллег из различных общеобразовательных учреждений города, что способствует повышению уровня их профессионального мастерства,  переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.

В 2011-2012 учебном году Толмачёва В.В.приняла участие в городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». На конкурсе успешно представила свой опыт работы, показала способы и методы организации учебной и внеклассной работы. В рамках конкурса учитель провела: мастер-класс по теме «Роль учителя в создании психологического комфорта как цель повышения мотивации учения», беседу с учащимися МОУ-СОШ№41 на тему «На кого я хочу быть похожим», открытый урок  русского языка во 2 классе МОУ-СОШ№4по теме «Прилагательное как часть речи».

Учителя начальной школы делятся опытом своей работы на семинарах для слушателей областных курсов БелРИПКППС, учителей города. В этом учебном году учителя начальных классов приняли участие в семинарах (на базе МБОУ «Гимназия №12») :

Тема семинара

Дата/место проведения

Форма участия

ФИО учителя

Особенности конструирования современного урока

14.02.2012гМБОУ-«Гимназия№12».

Открытый урок окружающего мира в 4классе по теме «Развитие науки и техники»

Рязанова  И.С.

Александрова Н.В.

Открытый урок окружающего мира  в 1 классе по теме «Растительноядные и хищные животные, их отличительные признаки»

Аулова С.И.

Агафонова С.В.

Реализация требований ФГОС второго поколения средствами Л.В.Занкова

04.2012г.

Белгородский институт ПКППС

Мастер-класс «Формирование информационно-поисковых компетенций на уроках в начальной школе»

Бассараб С.Н.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

25.04.2012гМБОУ-«Гимназия№12».

Открытый урок математики во 2 классе по теме: «Умножение натурального числа на ноль»

Летошникова С.А.

Открытый урок окружающего мира во 2 классе по теме «Животные:моллюски,насекомые,паукообразные»

Бассараб С.Н.

Открытое внеурочное занятие в 1 классе по теме «Оригами. Город моей мечты»

Аулова С.И.

Открытое внеурочное занятие в 1 классе по теме: «Дружбой дорожить умейте!»

Агафонова С.В.

Публикации учителей начальных классов

(2011-2012гг)

№п/п

ФИО учителя

публикация

Сборник/ год

1.

Аулова С.И.

Организация рефлексивной деятельности на уроке

Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г.

2.

Агафонова С.В.

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства

Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г.

3.

Бассараб С.Н.

Интеграция познавательной и двигательной активности на уроке в начальной школе

Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г.

4.

Бассараб С.Н.

Использование ИКТ как средство повышения эффективности урока в начальной школе

Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области Выпуск №4 Серия «Информационные технологии в образовании»,2012г.

5.

Летошникова С.А.

Тестовый контроль в начальной школе

Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №7,2012г.

6.

Летошникова С.А.

Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций

Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области Выпуск №4 Серия «Информационные технологии в образовании»,2012г.

7.

Петрушенко Н.А.

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества»

Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г.

8.

Першина О.В.

Современные педагогические технологии в начальной школе

Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №7,2012г.

9.

Рязанова И.С.

Условия успешного формирования гармонично развитой личности младшего школьника во внеклассной работе

Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г.

Аулова С.И. являлась членом рабочей группы при ГУ «Белгородский региональный центр оценки качества образования»  по разработке разноуровневых  аккредитационных  педагогических измерительных материалов по окружающему миру(октябрь-ноябрь2011г.)

Александрова Н.В.являлась членом муниципальной комиссии по проверке регионального мониторинга учебных достижений обучающихся 4-х классов по математике(15.05.2012г.)

Летошникова С.А. являлась членом жюри по  проверке муниципальных олимпиад по русскому языку учеников 3 классов (07.04.2012).

Першина О.В. являлась членом муниципальной комиссии по проверке регионального мониторинга учебных достижений обучающихся 4-х классов по русскому языку(17.05. 2012г.)

Рязанова И.С. являлась членом рабочей группы при ГУ «Белгородский региональный центр оценки качества образования»  по разработке разноуровневых  аккредитационных  педагогических измерительных материалов по математике(октябрь-ноябрь2011г); членом жюри муниципального отборочного этапа Х Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев(17.01.2012г.); членом предметной комиссии по проверке и оценке проверочной работы по чтению обучающихся 3-х классов общеобразовательных учреждений города Белгорода( 25.04.2012г.)

    Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. В 2011-2012 учебном году  материально-техническая база кабинетов начальных классов пополнилась новыми дидактическими материалами: 

-Таблицы к основным разделам грамматического материала «Основные правила и понятия 1-4 класс»(7 листов);

-комплект таблиц « Словарные слова»;

-плакаты (магнитные )по основным темам естествознания  (природные сообщества леса, луга, поля, водоема, птицы зимой);

 Географические настенные карты:

- Физическая карта России

- Карта мира.

-Климатическая карта мира

-Карта полушарий

-Природные зоны России;

 -Компас (16 шт) ;

-Микроскоп ( цифровой);

- Глобус ;

-Набор геометрических тел (3 шт);

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций:

- для измерения веса ( весы учебные с гирями),

- штатив с пробирками, держатель, спиртовка;

-Комплекты цифр и знаков ( математический веер);

-Гербарий ( школьный);

-Коллекция «Полезные ископаемые»;

-Коллекция «Почва и ее состав»;

- Игры:

Математическая пирамида:

-Деление

- Умножение

- Вычитание

- Сложение

- Сложение (серия дроби)

- Доли целого;

Математические игры «Магико 9»

Кабинет начальных классов№3 (зав. кабинетом Александрова Н.В.) принял участие в городском смотре кабинетов начальной школы.

     С учётом требований ФГОС НОО к  условиям образовательного процесса учителями 1-х классов: Ауловой С.И., Агафоновой С.В., Солнцевой Е.И. в 2011-2012учебном году в кабинетах организованы игровые зоны, приобретены игры, в целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья приобретены индивидуальные мешочки с солью (на  голову и на сиденье стула), массажные коврики , индивидуальные пружинные массажёры «Су-Джок» для кистей рук, пальцев.

   К сожалению, в гимназии только 5 кабинетов начальных  классов и не все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты.

   В соответствии с планом работы МО учителей начальных классов с  09.04 по 13.04. в гимназии прошла   «Космическая неделя в начальной школы» .
Цель недели начальной школы: повышение профессиональной компетентности учителей, развитие познавательной и творческой  активности учащихся. В ней приняли участие все учителя МО, учащиеся 1-4 классов.
 В рамках  недели начальной школы  были проведены следующие мероприятия:

-торжественная линейка, посвящённая открытию «Космической недели в начальной школе» (ответственный: Рязанова И.С., Толмачёва В.В., Александрова Н.В.);

- выпуск стенгазет «Космические вершины»  (2-4 классы, ответственный: Агафонова С.В.);

-единый классный час «Через тернии к звёздам» (ответственный: классные руководители 1-4 классов);

-викторины «С мечтою о космосе» (Ответственый: Солнцева Е.И., Летошникова С.А., Ванина М.Ю., Александрва Н.В.);

-конкурс творческих работ «Этот загадочный космос» (ответственный: Аулова С.И., Бассараб С.Н.);

-детская научная конференция «Космос: вчера, сегодня, завтра» (ответственный: классные руководители 1-4 классов).

 Самыми активными были учащиеся  и учителя  1-х классов ( Аулова С.И., Агафонова С.В.,Солнцева Е.И.), 2-х классов (Толмачёва В.В. ,Летошникова С.А.),3 «В» класса (Петрушенко Н.А.),4-х классов(Рязанова И.С.,Александрова Н.В.).По итогам космической недели в начальной школе выпущен сборник творческих работ учащихся (ответственный: Бассараб С.Н.).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 2011-2012 учебном году перед учителями начальной школы стояла цель:

продолжить работу по обеспечению качества обучения, выявлять  и развивать способности

каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески

мыслящую личность, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

  1. Совершенствование качества образования через изучение и внедрение новых педагогических технологий на уроках;
  2. Использование индивидуальных и дифференцированных подходов к обучению учащихся для раскрытия их творческого потенциала;
  3. Направление  усилий на улучшение качества преподавания предметов  детям с разными образовательными возможностями;
  4. Совершенствование работы с одарёнными учащимися;
  5. Создание условий для реализации творческого потенциала учителей, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные  формы методической деятельности.

В 2011-2012 учебном году в начальных классах обучался 291 ученик на начало года   и 298-  на конец года.

1-е классы

87 учащихся

3 класса-комплекта

2-е классы

79  учеников

3 класса-комплекта

3-и классы

79 учащихся

3 класса-комплекта

4-е классы

53 ученика

2 класса-комплекта

За последние  годы в начальной школе наблюдается положительная динамика в сторону увеличения количества учащихся  (до 30 – 37 человек), что связано с возрастающей популярностью гимназии №12 в городе. Средняя наполняемость классов в 2011-2012 учебном году составила  27 учеников, что превышает норму (25 учащихся).

В 2011-2012 учебном году работали  две  группы продлённого дня  для учащихся 1-х классов  наполняемостью 55 человек и ГПД для учащихся 2-4 классов наполняемостью 26 учеников.

Работа с детьми в группе строится по направлениям внеурочной деятельности: военно – патриотическое, научно- познавательное, художественно- эстетическое, физкультурно- оздоровительное,общеинтеллектуальное,общекультурное,социальное. Дополнительно, учащиеся занимались в кружках по интересам «Серебряная нить», «Бисероплетение» на базе ДДТ.

Начальная школа    реализует систему развивающего обучения Л.В. Занкова, по данной программе работают все учителя начальных классов.

Учебный план 1 ступени гимназии на 2011-12 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохранил  в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным в начальной школе. В 2011-2012 учебном году обучение в 1-х классах велось по  федеральному государственному  образовательному стандарту второго поколения.

По итогам 2011- 12 учебного года во всех классах начальной школы программа выполнена по всем предметам . Контрольные работы, срезы знаний (контрольное списывание, словарные диктанты, арифметические диктанты), уроки развития речи, практические работы проведены согласно тематическому планированию.

Таблица результатов учебной деятельности учащихся 2 – 4-х классов

за 2011-2012 учебный год.

Учебные четверти

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

год

% успеваемости

100%

100%

100%

100%

100%

% качества

76%

81%

83%

82%

84,8%

                                                                       Таблица

сравнительных результатов качества обученности учащихся начальной школы

за четыре предыдущих года.

Учебные годы

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

%

%

%

%

Всего учащихся

242

100

251

100

261

100

298

100

Кол-во аттестованных

188

77

172

68

181

69

211

71

Отличников

49

26

42

24

40

22

65

31

Хорошистов

99

53

102

60

107

59

114

54

С одной «4»

11

5

15

9

23

13

10

5

С одной «3»

17

9

8

5

9

5

8

4

Неуспевающих

-

-

-

-

-

-

-

-

Качество обученности

148

79

144

84

147

81

179

84,8

        Работа с одаренными и способными детьми

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В гимназии отработана  система организации работы по участию  обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся гимназии принимают участие во всех городских, во многих областных, всероссийских и международных конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся  в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

В этом учебном году учащиеся начальных классов участвовали в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» (2класс-48 чел;3класс-38 чел.;4класс-19 чел. Всего:105чел. ), во Всероссийской  игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок-2011»  ( 2класс-55чел.;3класс-42 чел.,4класс-23 чел.Всего:120чел), в международном  игровом конкурсе  «Золотое Руно» (2класс-44 чел.,3 класс-39чел.,4класс-24 чел. Всего:107чел.)), в международном  игровом конкурсе по английскому языку «Британский Бульдог» (     чел), во всероссийском конкурсе «Инфознайка»(     чел), во Всероссийском конкурсе-игре по естествознанию «Человек и природа»(2класс-40 чел.,3класс-26 чел.,4 класс-10 чел.Всего:76чел.),во Всероссийском молодёжном математическом чемпионате(4класс-18 чел.),во Всероссийском  молодёжном чемпионате «Старт»(1класс-59 чел.,2класс-45чел.,3класс-30 чел.,4класс-26 чел. Всего:160 чел.). ученики 4-х классов приняли участие в общероссийской предметной олимпиаде по русскому языку(15 чел.)и математике(17 чел).

10 учеников начальной школы приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь», что значительно выше по сравнению с предыдущими годами.

Оптимальным способом  выявления и поддержки одарённых детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад младших школьников.  Среди учащихся 3 и 4 классов были проведены школьные предметные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру и выявлены победители, которые стали участниками   городских олимпиад.

Проводимый школьный тур предметных олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру показал, что учащиеся стали лучше справляться с олимпиадными заданиями, но по-прежнему нашим слабым местом является математика.

                                   Результаты предметных олимпиад школьного уровня:

Предмет

Класс

ФИ учащегося

Место

Учитель

Русский язык

3 «В»

3 «Б»

3 «В»

Перькова Дарья

Глотова Ульяна

Петров Андрей

1

2

3

Петрушенко Н.А.

Петрушенко Н.А.

Петрушенко Н.А.

Математика

3 «В»

3 «В»

Петров Андрей

Николаенко София

1

2

Петрушенко Н.А.

Петрушенко Н.А.

Окружающий мир

3 «В»

3 «В»

3 «Б»

3  «Б»

3 «А»

Петров Андрей

Котельникова Катя

Малыхина Алина

Чередников Антон

Лунина Кристина

1

2

2

3

3

Петрушенко Н.А.

Петрушенко Н.А.

Ерохина И.И.

Ерохина И.И.

Курмачева Н.С.

Русский язык

4 «Б»

4 «Б»

4 «А»

Матвейчук Савелий

Маматова Юлия

Бойкова Маргарита

1

2

3

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

Рязанова И.С.

Математика

4 «Б»

4 «Б»

4 «А»

Полурез Михаил

Матвейчук Савелий

Чугарина Софья

1

2

3

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

Рязанова И.С.

Окружающий мир

4 «А»

4 «Б»

4 «Б»

Сорокоумов Роман

Полурез Михаил

Суворова Настя

1

2

3

Рязанова И.С.

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

       

Результаты  предметных олимпиад муниципального уровня:

Предмет

Класс

ФИ учащегося

результат

Учитель

Русский язык

Математика

Окружающий мир

3 «В»

3 «В»

3 «В»

Перькова Дарья

Петров Андрей

Петров Андрей

призёр

участник

призёр

Петрушенко Н.А.

Петрушенко Н.А.

Петрушенко Н.А.

Русский язык

Математика

Окружающий мир

4 «Б»

4 «В»

4 «В»

Матвейчук Савелий

Полурез Михаил

Сорокоумов Роман

призёр

участник

участник

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

Рязанова И.С.

Результаты  общероссийских предметных олимпиад:

Предмет

Класс

ФИ учащегося

результат

Учитель

Математика

4 «Б»

4 «Б»

4 «А»

Матвейчук Савелий

Полурез Михаил

Сорокоумов Роман

17 участников, из них:

лауреат(5место)

лауреат(7 место)

лауреат(8 место)

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

Рязанова И.С.

Русский язык

4 «Б»

4 «Б»

4 «Б»

4 «Б»

4 «А»

Полякова Катя

Полурез Михаил

Ладыгина Олеся

Колченко Максим

Жданов Артур

15 участников, из них:

Лауреат(2 место)

Лауреат(6 место)

Лауреат(7 место)

Лауреат(9 место)

Лауреат(10 место)

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

Рязанова И.С.

Результаты городского отборочного этапа Х Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев:

Участник

Класс

результат

Учитель

Матвейчук Савелий

Мишанова Александра

Базарова Настя

4 «Б»

   4 «Б»

 4 «А»

Призёр

Участник

Участник

Александрова Н.В.

Александрова Н.В.

Рязанова И.С.

Обучающиеся 4 классов (48 чел) участвовали в независимом мониторинге математической подготовки выпускников начальной школы.

 Средние данные успешности   обучения математике  по классу  распределились следующим образом:

 4 «А» класс-70,3%  (учитель Рязанова И.С.)

          4 «Б» класс-67,5%   (учитель Александрова Н.В.)

Следует указать на тот факт, что мониторинг проводился в 7789 школах из 78  регионов России.  Средние данные по всем участникам мониторинга- 64,5%.    

Учащиеся 4 –х классов нашей гимназии превзошли этот рубеж.

Результаты  участия младших школьников

в первых 2-х этапах конкурса «Я - исследователь»

(школьный уровень):

К первому отборочному туру были допущены 13 учащихся 1-3 классов.

Ребята провели исследования по 4 предметным направлениям:

техника и физика;

естественнонаучное (неживая природа);

естественнонаучное (живая природа);

гуманитарное.

Во второй школьный тур вышли 10 человек.

Жюри признало лучшими работы  учащихся: Медведевой Д.,Савватеева Д. ,Петрова А. , Мильской А. , Моцной И., Невзоровой  О., Пономарёвой Д., Ноздриной Д., Овчаровой М. , Ерофеевой Л.(Учителя: Летошникова С.А., Толмачёва В.В., Бассараб С.Н., Петрушенко Н.А., Агафонова С.В., Аулова С.И., Ерохина И.И..)

Итоги муниципального отборочного этапа Всероссийского конкурса «Я – исследователь»:

Участник

Класс

результат

Учитель

Медведева Дарья

Мильская Алиса

Савватеев Данил

Петров Андрей

Ерофеева Лиза

2 «Б»

2 «В»

1 «Б»

3 «В»

3 «Б»

Победитель

Призёр (3место)

лауреат

лауреат

лауреат

Летошникова С.А.

Бассараб С.Н.

Агафонова С.В.

Петрушенко Н.А.

Ерохина И.И.

      Итоги  городской научно-практической конференции  «Первые шаги в науку - 2012»:

Участник

Класс

результат

Учитель

Козлов Фёдор

Лукичёв Владислав

4 «А»

4 «Б»

участник

участник

Рязанова и.С..

Александрова Н.В.

Анализ данных, приведенных выше, показывает, что  среди учащихся вторых - четвертых классов лучшие результаты показали воспитанники Летошниковой С.А., Бассараб С.Н., Петрушенко Н.А., Александровой Н.В. Итоги  участия учеников гимназии в городских конкурсах, предметных олимпиадах показывают, что целенаправленная работа с детьми данной категории приносит свои положительные результаты. В будущем учебном году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.

Участие в городских, российских соревнованиях и конкурсах в 2011-2012 учебном году.

ФИО учителей

Сроки проведения

Название конкурса

Участники

Результат

Бассараб С.Н.

Летошникова С.А.

Курмачева Н.С.

Петрушенко Н.А.

Рязанова И.С.

Александрова Н.В.

Сентябрь,

2011г.

Муниципальный этап Всероссийского конкурса школьных сочинений «Моя семья»

Винник Максим

Медведева Дарья

Джамалова Жасмин

Пыркина Настя

Базарова Настя

Лукичёв Владислав

Участник

Участник

Участник

Участник

Призёр

Призёр

Толмачёва В.В.

Летошникова С.А.

Бассараб С.Н.

Петрушенко Н.А.

Октябрь,

2011г.

Региональный конкурс школьных сочинений «Творить добро на Белогорье»

Невзорова Ольга

Эпельбаум Агнесса

Дорин Денис

Медведева Дарья

Шемякина Настя

Малькова Алина

Николаенко София

Участник

участник

участник

участник

участник

участник

победитель

Летошникова С.А.

Бассараб С.Н.

Ерохина И.И.

Курмачева Н.С.

Петрушенко Н.А.

Александрова Н.В.

Рязанова И.С.

ноябрь,

2011г.

«Русский медвежонок- языкознание для всех»

2-4 классы

(120 чел.)

Участники

Выявлен высокий уровень знаний учащихся по русскому языку.

Среди 2 классов:

Адеянова Саша-1 место,

Клюковский Артём-2 место,

Шамраева Арина-3 место в школе.

Среди 3 классов:

Глотова Ульяна-1 место.

Калинина Алина-2 место.

Петров Андрей-3 место в школе

Среди 4 классов:

Матвейчук Савелий-1 место,

Зелент Лука-2 место,

Ильинская Алла- 3место в школе.

Рязанова И.С.

Александрова Н.В.

ноябрь,

2011г.

Всероссийский молодёжный математический чемпионат

4 класс(18 чел.)

Ильинская Алла

участники

2 место в районе

Рязанова И.С.

Александрова Н.В.

январь, 2012г.

Математика

«Кенгуру»

(тестирование)

4 класс (48 чел.)

Выявлен высокий уровень знаний учащихся по математике

Аулова С.И.

Агафонова С.В.

Солнцева Е.И.

Толмачёва В.В.

Летошникова С.А.

Бассараб С.Н.

Ерохина И.И.

Курмачева Н.С.

Ерохина И.И.

Петрушенко Н.А.

Александрова Н.В.

Рязанова И.С.

\

Февраль,

2012г.

Всероссийский молодёжный  чемпионат «Старт»

1-4 класс(160 чел.)

Камаров Егор

Дунай Юлия

Николаенко София

Участники

федеральный победитель(2 место в регионе).

федеральный победитель(2 место в регионе).

региональный победитель.

Летошникова С.А.

Бассараб С.Н.

Ерохина И.И.

Петрушенко Н.А.

Рязанова И.С.

Толмачёва В.В.

Курмачева Н.С.

Александрова Н.В.

февраль,

2012г.

Международный конкурс

«Золотое руно»

2-4 классы(107 чел.)

Мелешкова Дарья

Захаров Марк

Крайнюк Олеся

Шамраева Арина

Мильская Алиса

Грунистый Алексей

Киселёв Владимир

Погорелова Ксения

Ильинская Алла

Головин Анатолий

1место в регионе и в России

участники

Летошникова С.А.

Петрушенко Н.А.

Ерохина И.И.

Рязанова И.С.

Александрова Н.В.

Толмачёва В.В.

Бассараб С.Н.

Курмачева Н.С.

Март,

2012г.

Всероссийский математический  конкурс «Кенгуру»

2-4 классы(105 чел.)

Растворцева Рита

Купряшина Анна

Лебеденко Ярослав

Николаенко Софья

Денисова Ирина

Чередников Антон

Сорокоумов Роман

Матвейчук Савелий

Колченко  Максим

Среди 2классов:

1 место в школе

2 место в школе

2 место в школе

Среди 3 классов:

1 место в школе

2 место в школе

3 место в школе

Среди 4 классов:

1 место в школе

2 место в школе

3мест в школе

участники

Летошникова  С.А.

Толмачёва В.В.

Петрушенко Н.А.

Ерохина И.И.

Рязанова И.С.

Александрова Н.В.

Апрель,

2012г.

Всероссийский конкурс «Человек и природа»

2-4 классы(76 чел.)

Лебеденко Ярослав

Захаров Марк

Пойменова Таисия

Косарева Ярослава

Меженина Саша

Суслов Павел

Папанова Саша

Козлов Фёдор

Сорокоумов Роман

Полурез Михаил

Среди 2классов:

1 место в школе

2-4 место в школе

2-4 место в школе

2-4 место в школе

Среди 3 классов:

1 место в школе

2 место в школе

3 место в школе

Среди 4 классов:

1 место в школе

2 место в школе

3 место в школе

Учащиеся 1-4 классов начальной школы стали активными участниками  международных  конкурсов: «Русский медвежонок- языкознание для всех», «Золотое руно», «Кенгуру», «Молодёжный предметный чемпионат «Старт», «Человек и природа». Участие в подобных мероприятиях создает прекрасные возможности для раскрытия творческого потенциала школьников, обеспечивает участие в различных видах деятельности, что, в конечном итоге, способствует развитию личности учеников.

По итогам анализа работы МО учителей начальных классов можно структурировать вышеназванные проблемы:

1. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся:

  1. имеется скрытая учебная перегрузка учащихся;
  2. увеличение доли детей, поступающих в ОУ с ослабленным  здоровьем;

2.Проблема организации образовательного процесса:

  1. недостаточный объем  самостоятельной работы учащихся

3.Проблема повышения профессионального мастерства педагогов:

  1. низкий уровень участия преподавателей в методической работе, конкурсах профессионального мастерства, самообразование иногда носит формальный характер.

4.Проблема внутришкольного управления:

  1. создание системы диагностики профессиональных затруднений;
  2. создание системы сопровождения и стимулирования инновационной деятельности педагогов;
  3. разработка методических рекомендаций по совершенствованию методической работы на различных уровнях ее организации;
  4. повышение уровня удовлетворенности педагогов работой методической службы и ее структурных подразделений.

МО начальных классов на 2012-2013 учебный год ставит своей целью -  развитие  

     профессиональной компетентности учителей начальных классов, воспитателей группы

     продлённого дня в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования второго поколения

Задачи на 2012-2013 учебный год:

1. Всестороннее изучение стандартов 2 поколения и внедрение их в практической деятельности учителей.

2.Формирование творчески работающего коллектива учителей - единомышленников путем совершенствования методической работы, внедрения передового педагогического опыта в практику работы школы, организации публикаций творческих работ учителей.

3. Содействовать формированию умений проектировать и конструировать образовательный процесс в  начальной школе в соответствии с современными требованиями.

4.Расширение применения деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся, внедрения исследовательских работ и проектных задач в уроках и внеурочной деятельности.

5.Освоение и внедрение новых современных технологий в связи с введением ФГОС.

6.Совершенствовать формы и методы работы с высокомотивированными и со слабоуспевающими детьми.

 7.Содействовать совершенствованию системы  мониторинга качества образования в начальной  школе.

   8.Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их

       творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.

   9.Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС

Руководитель МО учителей начальных классов          Рязанова И.С.