Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "Гимназия №12"за 2011-2012 учебный год
статья по теме
Один из вариантов анализа работы школьного методического объединения учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_mo_nach.kl_za_2011-2012g.docx | 85.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ
работы методического объединения учителей начальных классов
за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году школьное методическое объединение учителей начальных классов работало над темой: «Методическое обеспечение работы начальной школы в соответствии с образовательными стандартами второго поколения».
Основная цель работы ШМО – развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов, воспитателей группы продлённого дня в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
На этот учебный год были определены задачи:
1.Содействовать созданию условий для перехода начальной школы на новый ФГОС.
2.Содействовать формированию умений проектировать и конструировать образовательный процесс в начальной школе в соответствии с современными требованиями.
3.Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию содержания образования, внедрению новых образовательных технологий.
4.Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
5.Совершенствовать формы и методы работы с высокомотивированными и со слабоуспевающими детьми.
6. Содействовать совершенствованию системы мониторинга качества
образования в начальной школе
7. Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.
8.Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС
Анализ условий. Кадровый состав методического объединения
№ п/п | Ф.И.О. | Год рождения | Образование | Стаж | Квалиф. категория/ разряд | Класс | УМК, по которому преподает | ||||
общий | Педагогический | В данной должности | |||||||||
1 | Аулова С.И. | 1974 | высшее | 16 | 16 | 16 | 1/13 | 1«а» | Система Занкова | ||
2 | Агафонова С.В. | 1970 | высшее | 17 | 17 | 17 | 1/13 | 1«б» | -″ - -″ - | ||
3 | Солнцева Е.И. | 1988 | высшее | 1 | 1 | 1 | 9 разряд | 1 «в» | -″ - -″ - | ||
4 | Толмачева В.В. | 1967 | высшее | 24 | 24 | 24 | Высш./14 | 2 «а» | -″ - -″ - | ||
5 | Летошникова С.А. | 1983 | высшее | 9 | 8 | 8 | 2/12 | 2 «б» | -″ - -″ - | ||
6 | Бассараб С.Н. | 1973 | высшее | 17 | 17 | 10 | 1/13 | 2«в» | -″ - -″ - | ||
7 | Курмачева Н.С. | 1982 | высшее | 8 | 7 | 7 | 2/12 | 3 «а» | -″ - -″ - | ||
8 | Ерохина И.И. | 1958 | высшее | 31 | 29 | 29 | Высш./14 | 3 «б» | -″ - -″ - | ||
9 | Петрушенко Н.А. | 1967 | высшее | 27 | 25 | 16 | 1/13 | 3 «в» | -″ - -″ - | ||
10 | Рязанова И.С. | 1969 | высшее | 22 | 22 | 22 | Высш./14 | 4 «а» | -″ - -″ - | ||
11 | Александрова Н.В. | 1966 | высшее | 26 | 26 | 26 | Высш./14 | 4 «б» | -″ - -″ - | ||
12 | НестеренкоЛ.Г. | 1952 | высшее | 36 | 10 | 4 | 9 разряд | 1 | воспитатель ГПД | ||
13 | Тогушева Е.А. | 1950 | высшее | 44 | 39 | 2 | Высш./14 | 1 | воспитатель ГПД |
Анализ данных, приведенных в таблицах, позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе работают в основном опытные учителя, работающие в школе более 15 лет. Все учителя имеют высшее образование, 30,7% - первую квалификационную категорию, 38,4 % - высшую категорию, 15,4% без категории; 77 % педагогов имеют стаж работы свыше 15 лет, 7,7% имеют стаж работы до 3 лет. В 2011-2012 учебном году кадровый состав пополнился молодым специалистом, не имеющим опыта работы. В сентябре 2011г. были выявлены проблемные зоны и организовано наставничество учителя – практика Ауловой С.И. с молодым специалистом-Солнцевой Е.И.
С введением ФГОС (в 1 классах) потребовалась большая работа: прохождение курсовой подготовки учителями, посещение семинаров по данной проблеме, обмена опытом лучших учителей города, проведение МО, часа педагогической теории по изучению отдельных вопросов нового стандарта.
Данные проблемы в течение 2011-2012 учебного года решались через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня педагогов.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
- прохождение плановой курсовой переподготовки в Белгородском региональном институте ПКППС;
- участие в заседаниях МО учителей начальных классов, городских и областных семинарах, конференциях, педагогических чтениях, конкурсе профессионального мастерства; в работе ГМО (жюри городских предметных олимпиад, независимого муниципального мониторинга учащихся по литературному чтению в 3 классах, регионального мониторинга по математики и русскому языку в 4-х классах);
- взаимопосещение уроков;
- работа над индивидуальной методической темой;
- изучение опыта работы лучших учителей гимназии, города, области, России.
Работа по повышению квалификации ведется в системе, учителя регулярно проходят переподготовку, где совершенствуют свое педагогическое мастерство. Так в 2011 -2012 учебном году прошли курсовую переподготовку в Бел РИПКППС учителя :
ФИО | Тема курсов | Где, объём |
Аулова С.И. | «ФГОС: нормативные документы, содержание, технологии» | ГОУ ДПО БелРИКППС, с 17.10.2011 по 28.10.2011г.. 72 часа |
Солнцева Е.И. | ||
Нестеренко Л.Г. | «Организация воспитательного процесса в группе продлённого дня при переходе на ФГОС второго поколения» | ГОУ ДПО БелРИКППС с10.10-21.10.2011г.,72часа |
Летошникова С.А. | «ФГОС начального общего образования и его реализация в системе Л.В. Занкова» | ГОУ ДПО БелРИКППС, с14.11.-09.12.2011г.,144часа |
Бассараб С.Н. | «Реализация требований ФГОС начального общего образования средствами системы Л.В.Занкова» | ГОУ ДПО БелРИКППС, с 02.04- 27.04 2012г.,144часа |
Вывод: В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта учителя начальных классов своевременно прошли курсы повышения квалификации. Анализ прохождения курсов за 5 лет показал – в начальной школе нет учителей, которые в течение 5 лет не посетили курсы повышения квалификации.
В течение 2011-2012 учебного года прошли аттестацию:
Александрова Н.В.учитель начальных классов (высшая категория), Толмачёва В.В.учитель начальных классов (высшая категория).
Большую роль в педагогической практике учителей играет работа по темам самообразования, которые изучают педагоги, накапливая различный материал, реализуя его в практической деятельности. У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО учителей начальных классов, педсоветов, семинаров, творческих отчетах.
В 2011-2012 учебном году учителя работали по следующим темам самообразования:
№п/п | ФИО | Класс | Тема самообразования | Результаты работы за год |
1. | Аулова С.И. | 1 «А» | Развитие творческих способностей младших школьников через исследовательскую деятельность | Выступление на заседании МО учителей начальной школы по теме «Реализация ФГОС средствами УМК системы Л.В. Занкова».(28.03.2012г.) |
2. | Агафонова С.В. | 1 «Б» | Развитие познавательных способностей младших школьников через исследовательскую деятельность | Выступление на педсовете по теме : «Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(26.10.2011г.) Выступление на педсовете по теме: «Суть взаимодействия школы и семьи»(29.03 2012г.) |
3. | Солнцева Е.И. | 1 «В» | Духовно-нравственное воспитание школьников через урочную и внеурочную деятельность | Изучение литературы, подбор мультимедийных средств. Открытое внеурочное занятие по теме «Путешествие в страну Вежливости»(11.05.2012г.) |
4. | Толмачёва В.В. | 2 «А» | Создание ситуаций комфорта в реализации проблемного обучения | Мастер-класс «Роль учителя в создании психологического комфорта как цель повышения мотивации учения»(11.2011г.в рамках конкурса «Учитель года -2012») |
5. | Летошникова С.А. | 2 «Б» | Использование мультимедийных дидактических средств для повышения эффективности урока | Изучение литературы, , статей по данной теме Выступление на заседании МО учителей начальной школы по теме «Основы современного урока в начальной школе в условиях ФГОС» |
6. | Бассараб С.Н. | 2 «В» | Формирование информационно-поисковых компетенций на уроках в начальной школе | Выступление на заседании МО учителей начальной школы по теме: «Формирование информационных поисковых компетенций как средство саморазвития личности».(28.03 2012г.) Выступление на региональном семинаре с мастер-классом по теме: «Формирование информационно-поисковых компетенций на уроках в начальной школе»(26.04.2012г) |
7. | Курмачева Н.С. | 3 «А» | Комплексное использование здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе как условие сохранения здоровья младших школьников и подготовки к здоровому образу жизни | |
8. | Ерохина И.И. | 3 «Б» | Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для формирования положительной учебной мотивации учащихся | |
9. | Петрушенко Н.А. | 3 «В» | Использование развивающих игр на уроках в начальной школе для повышения эффективности урока | |
10. | Рязанова И.С. | 4 «А» | Использование ИКТ для повышения мотивации учения и развития творческого потенциала младших школьников | Апробирование практического материала в работе с обучающимися. Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме: «Основные направления деятельности начальной школы в условиях введения ФГОС НОО». Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме: «Реализация ФГОСсредствами УМК «Перспектива»(28.03.2012г.) |
11. | Александрова Н.В. | 4 «Б» | Формирование познавательной деятельности младших школьников через использование развивающих технологий как необходимое условие эффективной и качественной работы в школе | Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке» |
12. | Нестеренко Л.Г. | Восп. ГПД | Творчество-образовательная среда в воспитании ученика начальной школы в группе продлённого дня | Мастер- класс «Творчество-как образовательная среда воспитания ученика начальной школы»(21.10.2011г.. для слушателей курсов повышения квалификации) |
13. | Тогушева Е.А. | Восп. ГПД | Игровые занимательные задачи в развитии мыслительной деятельности школьников |
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что работа учителей над самообразованием носит практический характер, соотносится с общей методической темой гимназии и МО и направлена на совершенствование профессионального мастерства педагогов. Результатом деятельности становится повышение качества образования в начальной школе, развитие личности, повышение уровня воспитанности младших школьников.
Среди проблем, связанных с работой над самообразованием, следует выделить следующие:
- неумение части учителей рационально спланировать работу над самообразованием;
- недостаточно активная работа МО учителей начальных классов по обобщению лучшего опыта.
Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании методического объединения необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над темой самообразования. Учителям начальных классов следует активнее принимать участие по распространению своего педагогического опыта не только в своем учреждении, но и на уровне города и области.
В этом учебном году было проведено 5 заседаний школьного методического объединения. На заседаниях МО учителями были рассмотрены следующие темы: «Основные направления деятельности начальной школы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ШМО 29.08. 2011 года); «Формирование новых компетентностей учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС второго поколения» (ШМО 26.10.2011 года); «Структура и анализ урока, в основе которого системно-деятельностный подход»(ШМО 10.01.2012г.); «Учебно- методическое обеспечение реализации ФГОС второго поколения.Реализация ФГОС средствами УМК системы Л.В. Занкова и УМК «Перспектива»».(ШМО 28.03. 2012года). Тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы гимназии на 2011-12 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний методического объединения уделялось вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
Повысилась активность учителей. В течение 2011-2012 учебного года учителя начальных классов посетили следующие научно-практические семинары:
.
Тема семинара | Уровень/место проведения | дата | ФИО учителя |
«Обеспечение преемственности в реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольных образовательных учреждений и ФГОС второго поколения начального общего образования» | Муниципальный МОУ-СОШ №7 | 10.10.2011г. | АлександроваН.В. Рязанова И.С. |
«Организация и содержание работы группы продлённого дня в условиях перехода на ФГОС» | Региональный МБОУ_лицей №10 | 19.10.2011г. | Нестеренко Л.Г. |
«Формирование ключевых компетенций младших школьников в условиях реализации развивающей системы Л.В. Занкова» | Региональный МОУ «Гимназия №1» | 29.11.2011г | Летошникова С.А. |
«Реализация требований ФГОС НОО средствами системы Л.В.Занкова» | Областной ГОУ ДПО Белгородский институт ПКППС | 06.12.2011г. | Летошникова С.А. Бассараб С.Н. |
«Реализация деятельностного подхода в занковском уроке» | Региональный МОУ «Лицей №9» | 07.12.2011г. | Летошникова С.А. |
«Реализация потенциала системы Л.В.Занкова в условиях модернизации начального общего образования» | Региональный МОУ»Гимназия№22» | Летошникова С.А. | |
«Системно-деятельностный подход как необходимое условие реализации ФГОС НОО второго поколения: суть, результаты, средства диагностики» | Муниципальный МБОУ-СОШ№41 | 25.01.2012г. | Бассараб С.Н. Летошникова С.А. |
«Развитие исследовательской культуры школьников как необходимая составляющая ФГОС начального образования | Региональный МОУ_СОШ№47 | 16.02.2012г. | Солнцева Е.И. |
«Современные образовательные технологии как условие реализации требований ФГОС» | Региональный МБОУ-лицей №10 | 27.02.2012г. | Солнцева Е.И. |
«Создание условий для всестороннего развития личности каждого ребёнка через организацию внеурочной деятельности» | Региональный МБОУ-лицей №10 | 28.02.2012г. | Солнцева Е.И. |
«Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении младших школьников: содержание, технологии,результаты» | Муниципальный МБОУ «СОШ №45» | 14.03.2012г. | Рязанова И.С. АлександроваН.В. |
«Создание на уроке ситуации успеха как фактора саморазвития личности в системе развивающего обучения Л.В. Занкова» | Областной МОУ «СОШ№37» | 16.03.2012г. | Петрушенко Н.А. Толмачёва В.В. |
«Модернизация российского образования. Проектное обучение как способ формирования УУД» | Межрегиональный МАОУ «Лицей №38» | 06.04.2012г. | Аулова С.И. Рязанова И.С. |
«Реализация требований ФГОС НОО посредством УМК «Школа России» и «Перспектива» | Областной Белгородский институт ПКППС | 11.04.2012г. | Першина О.В. АлександроваН.В. Рязанова И.С. |
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в условиях реализации системы Л.В. Занкова» | Муниципальный МБОУ-СОШ№18 | 11.04.2012г. | Бассараб С.Н. |
«Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК для начальной школы: «Школа России»и «Перспектива» | Всероссийский вебинар издательства «Просвещение» | 12.04 2012г. | Рязанова И.С. Александрова Н.В. |
«Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС НОО второго поколения» | Региональный МБОУ «СОШ №41» | 17.04.2012г. | Бассараб С.Н. |
«Организация образовательного процесса в условиях реализации требований ФГОС НОО (система Л.В. Занкова) | Региональный МБОУ «СОШ №31» | 18.04 2012г. | Бассараб С.Н. |
«Научно-исследовательская работа учащихся младших классов в системе внеурочной деятельности школы» | Региональный МБОУ «СОШ №47» | Бассараб С.Н. |
Участие в подобных мероприятиях дает учителям возможность глубже изучить теоретические вопросы, связанные в организацией образовательного процесса в начальной школе, познакомиться с опытом работы коллег из различных общеобразовательных учреждений города, что способствует повышению уровня их профессионального мастерства, переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.
В 2011-2012 учебном году Толмачёва В.В.приняла участие в городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». На конкурсе успешно представила свой опыт работы, показала способы и методы организации учебной и внеклассной работы. В рамках конкурса учитель провела: мастер-класс по теме «Роль учителя в создании психологического комфорта как цель повышения мотивации учения», беседу с учащимися МОУ-СОШ№41 на тему «На кого я хочу быть похожим», открытый урок русского языка во 2 классе МОУ-СОШ№4по теме «Прилагательное как часть речи».
Учителя начальной школы делятся опытом своей работы на семинарах для слушателей областных курсов БелРИПКППС, учителей города. В этом учебном году учителя начальных классов приняли участие в семинарах (на базе МБОУ «Гимназия №12») :
Тема семинара | Дата/место проведения | Форма участия | ФИО учителя |
Особенности конструирования современного урока | 14.02.2012гМБОУ-«Гимназия№12». | Открытый урок окружающего мира в 4классе по теме «Развитие науки и техники» | Рязанова И.С. Александрова Н.В. |
Открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме «Растительноядные и хищные животные, их отличительные признаки» | Аулова С.И. Агафонова С.В. | ||
Реализация требований ФГОС второго поколения средствами Л.В.Занкова | 04.2012г. Белгородский институт ПКППС | Мастер-класс «Формирование информационно-поисковых компетенций на уроках в начальной школе» | Бассараб С.Н. |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | 25.04.2012гМБОУ-«Гимназия№12». | Открытый урок математики во 2 классе по теме: «Умножение натурального числа на ноль» | Летошникова С.А. |
Открытый урок окружающего мира во 2 классе по теме «Животные:моллюски,насекомые,паукообразные» | Бассараб С.Н. | ||
Открытое внеурочное занятие в 1 классе по теме «Оригами. Город моей мечты» | Аулова С.И. | ||
Открытое внеурочное занятие в 1 классе по теме: «Дружбой дорожить умейте!» | Агафонова С.В. |
Публикации учителей начальных классов
(2011-2012гг)
№п/п | ФИО учителя | публикация | Сборник/ год |
1. | Аулова С.И. | Организация рефлексивной деятельности на уроке | Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г. |
2. | Агафонова С.В. | Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства | Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г. |
3. | Бассараб С.Н. | Интеграция познавательной и двигательной активности на уроке в начальной школе | Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г. |
4. | Бассараб С.Н. | Использование ИКТ как средство повышения эффективности урока в начальной школе | Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области Выпуск №4 Серия «Информационные технологии в образовании»,2012г. |
5. | Летошникова С.А. | Тестовый контроль в начальной школе | Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №7,2012г. |
6. | Летошникова С.А. | Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций | Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области Выпуск №4 Серия «Информационные технологии в образовании»,2012г. |
7. | Петрушенко Н.А. | Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества» | Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г. |
8. | Першина О.В. | Современные педагогические технологии в начальной школе | Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №7,2012г. |
9. | Рязанова И.С. | Условия успешного формирования гармонично развитой личности младшего школьника во внеклассной работе | Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей нач. классов. Выпуск №8,2012г. |
Аулова С.И. являлась членом рабочей группы при ГУ «Белгородский региональный центр оценки качества образования» по разработке разноуровневых аккредитационных педагогических измерительных материалов по окружающему миру(октябрь-ноябрь2011г.)
Александрова Н.В.являлась членом муниципальной комиссии по проверке регионального мониторинга учебных достижений обучающихся 4-х классов по математике(15.05.2012г.)
Летошникова С.А. являлась членом жюри по проверке муниципальных олимпиад по русскому языку учеников 3 классов (07.04.2012).
Першина О.В. являлась членом муниципальной комиссии по проверке регионального мониторинга учебных достижений обучающихся 4-х классов по русскому языку(17.05. 2012г.)
Рязанова И.С. являлась членом рабочей группы при ГУ «Белгородский региональный центр оценки качества образования» по разработке разноуровневых аккредитационных педагогических измерительных материалов по математике(октябрь-ноябрь2011г); членом жюри муниципального отборочного этапа Х Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев(17.01.2012г.); членом предметной комиссии по проверке и оценке проверочной работы по чтению обучающихся 3-х классов общеобразовательных учреждений города Белгорода( 25.04.2012г.)
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. В 2011-2012 учебном году материально-техническая база кабинетов начальных классов пополнилась новыми дидактическими материалами:
-Таблицы к основным разделам грамматического материала «Основные правила и понятия 1-4 класс»(7 листов);
-комплект таблиц « Словарные слова»;
-плакаты (магнитные )по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, поля, водоема, птицы зимой);
Географические настенные карты:
- Физическая карта России
- Карта мира.
-Климатическая карта мира
-Карта полушарий
-Природные зоны России;
-Компас (16 шт) ;
-Микроскоп ( цифровой);
- Глобус ;
-Набор геометрических тел (3 шт);
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций:
- для измерения веса ( весы учебные с гирями),
- штатив с пробирками, держатель, спиртовка;
-Комплекты цифр и знаков ( математический веер);
-Гербарий ( школьный);
-Коллекция «Полезные ископаемые»;
-Коллекция «Почва и ее состав»;
- Игры:
Математическая пирамида:
-Деление
- Умножение
- Вычитание
- Сложение
- Сложение (серия дроби)
- Доли целого;
Математические игры «Магико 9»
Кабинет начальных классов№3 (зав. кабинетом Александрова Н.В.) принял участие в городском смотре кабинетов начальной школы.
С учётом требований ФГОС НОО к условиям образовательного процесса учителями 1-х классов: Ауловой С.И., Агафоновой С.В., Солнцевой Е.И. в 2011-2012учебном году в кабинетах организованы игровые зоны, приобретены игры, в целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья приобретены индивидуальные мешочки с солью (на голову и на сиденье стула), массажные коврики , индивидуальные пружинные массажёры «Су-Джок» для кистей рук, пальцев.
К сожалению, в гимназии только 5 кабинетов начальных классов и не все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты.
В соответствии с планом работы МО учителей начальных классов с 09.04 по 13.04. в гимназии прошла «Космическая неделя в начальной школы» .
Цель недели начальной школы: повышение профессиональной компетентности учителей, развитие познавательной и творческой активности учащихся. В ней приняли участие все учителя МО, учащиеся 1-4 классов. В рамках недели начальной школы были проведены следующие мероприятия:
-торжественная линейка, посвящённая открытию «Космической недели в начальной школе» (ответственный: Рязанова И.С., Толмачёва В.В., Александрова Н.В.);
- выпуск стенгазет «Космические вершины» (2-4 классы, ответственный: Агафонова С.В.);
-единый классный час «Через тернии к звёздам» (ответственный: классные руководители 1-4 классов);
-викторины «С мечтою о космосе» (Ответственый: Солнцева Е.И., Летошникова С.А., Ванина М.Ю., Александрва Н.В.);
-конкурс творческих работ «Этот загадочный космос» (ответственный: Аулова С.И., Бассараб С.Н.);
-детская научная конференция «Космос: вчера, сегодня, завтра» (ответственный: классные руководители 1-4 классов).
Самыми активными были учащиеся и учителя 1-х классов ( Аулова С.И., Агафонова С.В.,Солнцева Е.И.), 2-х классов (Толмачёва В.В. ,Летошникова С.А.),3 «В» класса (Петрушенко Н.А.),4-х классов(Рязанова И.С.,Александрова Н.В.).По итогам космической недели в начальной школе выпущен сборник творческих работ учащихся (ответственный: Бассараб С.Н.).
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2011-2012 учебном году перед учителями начальной школы стояла цель:
продолжить работу по обеспечению качества обучения, выявлять и развивать способности
каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески
мыслящую личность, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- Совершенствование качества образования через изучение и внедрение новых педагогических технологий на уроках;
- Использование индивидуальных и дифференцированных подходов к обучению учащихся для раскрытия их творческого потенциала;
- Направление усилий на улучшение качества преподавания предметов детям с разными образовательными возможностями;
- Совершенствование работы с одарёнными учащимися;
- Создание условий для реализации творческого потенциала учителей, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
В 2011-2012 учебном году в начальных классах обучался 291 ученик на начало года и 298- на конец года.
1-е классы | 87 учащихся | 3 класса-комплекта |
2-е классы | 79 учеников | 3 класса-комплекта |
3-и классы | 79 учащихся | 3 класса-комплекта |
4-е классы | 53 ученика | 2 класса-комплекта |
За последние годы в начальной школе наблюдается положительная динамика в сторону увеличения количества учащихся (до 30 – 37 человек), что связано с возрастающей популярностью гимназии №12 в городе. Средняя наполняемость классов в 2011-2012 учебном году составила 27 учеников, что превышает норму (25 учащихся).
В 2011-2012 учебном году работали две группы продлённого дня для учащихся 1-х классов наполняемостью 55 человек и ГПД для учащихся 2-4 классов наполняемостью 26 учеников.
Работа с детьми в группе строится по направлениям внеурочной деятельности: военно – патриотическое, научно- познавательное, художественно- эстетическое, физкультурно- оздоровительное,общеинтеллектуальное,общекультурное,социальное. Дополнительно, учащиеся занимались в кружках по интересам «Серебряная нить», «Бисероплетение» на базе ДДТ.
Начальная школа реализует систему развивающего обучения Л.В. Занкова, по данной программе работают все учителя начальных классов.
Учебный план 1 ступени гимназии на 2011-12 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохранил в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным в начальной школе. В 2011-2012 учебном году обучение в 1-х классах велось по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.
По итогам 2011- 12 учебного года во всех классах начальной школы программа выполнена по всем предметам . Контрольные работы, срезы знаний (контрольное списывание, словарные диктанты, арифметические диктанты), уроки развития речи, практические работы проведены согласно тематическому планированию.
Таблица результатов учебной деятельности учащихся 2 – 4-х классов
за 2011-2012 учебный год.
Учебные четверти | 1-я четверть | 2-я четверть | 3-я четверть | 4-я четверть | год |
% успеваемости | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
% качества | 76% | 81% | 83% | 82% | 84,8% |
Таблица
сравнительных результатов качества обученности учащихся начальной школы
за четыре предыдущих года.
Учебные годы | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||||||
% | % | % | % | |||||||||
Всего учащихся | 242 | 100 | 251 | 100 | 261 | 100 | 298 | 100 | ||||
Кол-во аттестованных | 188 | 77 | 172 | 68 | 181 | 69 | 211 | 71 | ||||
Отличников | 49 | 26 | 42 | 24 | 40 | 22 | 65 | 31 | ||||
Хорошистов | 99 | 53 | 102 | 60 | 107 | 59 | 114 | 54 | ||||
С одной «4» | 11 | 5 | 15 | 9 | 23 | 13 | 10 | 5 | ||||
С одной «3» | 17 | 9 | 8 | 5 | 9 | 5 | 8 | 4 | ||||
Неуспевающих | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Качество обученности | 148 | 79 | 144 | 84 | 147 | 81 | 179 | 84,8 |
Работа с одаренными и способными детьми
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В гимназии отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся гимназии принимают участие во всех городских, во многих областных, всероссийских и международных конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
В этом учебном году учащиеся начальных классов участвовали в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» (2класс-48 чел;3класс-38 чел.;4класс-19 чел. Всего:105чел. ), во Всероссийской игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок-2011» ( 2класс-55чел.;3класс-42 чел.,4класс-23 чел.Всего:120чел), в международном игровом конкурсе «Золотое Руно» (2класс-44 чел.,3 класс-39чел.,4класс-24 чел. Всего:107чел.)), в международном игровом конкурсе по английскому языку «Британский Бульдог» ( чел), во всероссийском конкурсе «Инфознайка»( чел), во Всероссийском конкурсе-игре по естествознанию «Человек и природа»(2класс-40 чел.,3класс-26 чел.,4 класс-10 чел.Всего:76чел.),во Всероссийском молодёжном математическом чемпионате(4класс-18 чел.),во Всероссийском молодёжном чемпионате «Старт»(1класс-59 чел.,2класс-45чел.,3класс-30 чел.,4класс-26 чел. Всего:160 чел.). ученики 4-х классов приняли участие в общероссийской предметной олимпиаде по русскому языку(15 чел.)и математике(17 чел).
10 учеников начальной школы приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь», что значительно выше по сравнению с предыдущими годами.
Оптимальным способом выявления и поддержки одарённых детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад младших школьников. Среди учащихся 3 и 4 классов были проведены школьные предметные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру и выявлены победители, которые стали участниками городских олимпиад.
Проводимый школьный тур предметных олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру показал, что учащиеся стали лучше справляться с олимпиадными заданиями, но по-прежнему нашим слабым местом является математика.
Результаты предметных олимпиад школьного уровня:
Предмет | Класс | ФИ учащегося | Место | Учитель |
Русский язык | 3 «В» 3 «Б» 3 «В» | Перькова Дарья Глотова Ульяна Петров Андрей | 1 2 3 | Петрушенко Н.А. Петрушенко Н.А. Петрушенко Н.А. |
Математика | 3 «В» 3 «В» | Петров Андрей Николаенко София | 1 2 | Петрушенко Н.А. Петрушенко Н.А. |
Окружающий мир | 3 «В» 3 «В» 3 «Б» 3 «Б» 3 «А» | Петров Андрей Котельникова Катя Малыхина Алина Чередников Антон Лунина Кристина | 1 2 2 3 3 | Петрушенко Н.А. Петрушенко Н.А. Ерохина И.И. Ерохина И.И. Курмачева Н.С. |
Русский язык | 4 «Б» 4 «Б» 4 «А» | Матвейчук Савелий Маматова Юлия Бойкова Маргарита | 1 2 3 | Александрова Н.В. Александрова Н.В. Рязанова И.С. |
Математика | 4 «Б» 4 «Б» 4 «А» | Полурез Михаил Матвейчук Савелий Чугарина Софья | 1 2 3 | Александрова Н.В. Александрова Н.В. Рязанова И.С. |
Окружающий мир | 4 «А» 4 «Б» 4 «Б» | Сорокоумов Роман Полурез Михаил Суворова Настя | 1 2 3 | Рязанова И.С. Александрова Н.В. Александрова Н.В. |
Результаты предметных олимпиад муниципального уровня:
Предмет | Класс | ФИ учащегося | результат | Учитель |
Русский язык Математика Окружающий мир | 3 «В» 3 «В» 3 «В» | Перькова Дарья Петров Андрей Петров Андрей | призёр участник призёр | Петрушенко Н.А. Петрушенко Н.А. Петрушенко Н.А. |
Русский язык Математика Окружающий мир | 4 «Б» 4 «В» 4 «В» | Матвейчук Савелий Полурез Михаил Сорокоумов Роман | призёр участник участник | Александрова Н.В. Александрова Н.В. Рязанова И.С. |
Результаты общероссийских предметных олимпиад:
Предмет | Класс | ФИ учащегося | результат | Учитель |
Математика | 4 «Б» 4 «Б» 4 «А» | Матвейчук Савелий Полурез Михаил Сорокоумов Роман | 17 участников, из них: лауреат(5место) лауреат(7 место) лауреат(8 место) | Александрова Н.В. Александрова Н.В. Рязанова И.С. |
Русский язык | 4 «Б» 4 «Б» 4 «Б» 4 «Б» 4 «А» | Полякова Катя Полурез Михаил Ладыгина Олеся Колченко Максим Жданов Артур | 15 участников, из них: Лауреат(2 место) Лауреат(6 место) Лауреат(7 место) Лауреат(9 место) Лауреат(10 место) | Александрова Н.В. Александрова Н.В. Александрова Н.В. Александрова Н.В. Рязанова И.С. |
Результаты городского отборочного этапа Х Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев:
Участник | Класс | результат | Учитель |
Матвейчук Савелий Мишанова Александра Базарова Настя | 4 «Б» 4 «Б» 4 «А» | Призёр Участник Участник | Александрова Н.В. Александрова Н.В. Рязанова И.С. |
Обучающиеся 4 классов (48 чел) участвовали в независимом мониторинге математической подготовки выпускников начальной школы.
Средние данные успешности обучения математике по классу распределились следующим образом:
4 «А» класс-70,3% (учитель Рязанова И.С.)
4 «Б» класс-67,5% (учитель Александрова Н.В.)
Следует указать на тот факт, что мониторинг проводился в 7789 школах из 78 регионов России. Средние данные по всем участникам мониторинга- 64,5%.
Учащиеся 4 –х классов нашей гимназии превзошли этот рубеж.
Результаты участия младших школьников
в первых 2-х этапах конкурса «Я - исследователь»
(школьный уровень):
К первому отборочному туру были допущены 13 учащихся 1-3 классов.
Ребята провели исследования по 4 предметным направлениям:
техника и физика;
естественнонаучное (неживая природа);
естественнонаучное (живая природа);
гуманитарное.
Во второй школьный тур вышли 10 человек.
Жюри признало лучшими работы учащихся: Медведевой Д.,Савватеева Д. ,Петрова А. , Мильской А. , Моцной И., Невзоровой О., Пономарёвой Д., Ноздриной Д., Овчаровой М. , Ерофеевой Л.(Учителя: Летошникова С.А., Толмачёва В.В., Бассараб С.Н., Петрушенко Н.А., Агафонова С.В., Аулова С.И., Ерохина И.И..)
Итоги муниципального отборочного этапа Всероссийского конкурса «Я – исследователь»:
Участник | Класс | результат | Учитель |
Медведева Дарья Мильская Алиса Савватеев Данил Петров Андрей Ерофеева Лиза | 2 «Б» 2 «В» 1 «Б» 3 «В» 3 «Б» | Победитель Призёр (3место) лауреат лауреат лауреат | Летошникова С.А. Бассараб С.Н. Агафонова С.В. Петрушенко Н.А. Ерохина И.И. |
Итоги городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку - 2012»:
Участник | Класс | результат | Учитель |
Козлов Фёдор Лукичёв Владислав | 4 «А» 4 «Б» | участник участник | Рязанова и.С.. Александрова Н.В. |
Анализ данных, приведенных выше, показывает, что среди учащихся вторых - четвертых классов лучшие результаты показали воспитанники Летошниковой С.А., Бассараб С.Н., Петрушенко Н.А., Александровой Н.В. Итоги участия учеников гимназии в городских конкурсах, предметных олимпиадах показывают, что целенаправленная работа с детьми данной категории приносит свои положительные результаты. В будущем учебном году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
Участие в городских, российских соревнованиях и конкурсах в 2011-2012 учебном году.
ФИО учителей | Сроки проведения | Название конкурса | Участники | Результат |
Бассараб С.Н. Летошникова С.А. Курмачева Н.С. Петрушенко Н.А. Рязанова И.С. Александрова Н.В. | Сентябрь, 2011г. | Муниципальный этап Всероссийского конкурса школьных сочинений «Моя семья» | Винник Максим Медведева Дарья Джамалова Жасмин Пыркина Настя Базарова Настя Лукичёв Владислав | Участник Участник Участник Участник Призёр Призёр |
Толмачёва В.В. Летошникова С.А. Бассараб С.Н. Петрушенко Н.А. | Октябрь, 2011г. | Региональный конкурс школьных сочинений «Творить добро на Белогорье» | Невзорова Ольга Эпельбаум Агнесса Дорин Денис Медведева Дарья Шемякина Настя Малькова Алина Николаенко София | Участник участник участник участник участник участник победитель |
Летошникова С.А. Бассараб С.Н. Ерохина И.И. Курмачева Н.С. Петрушенко Н.А. Александрова Н.В. Рязанова И.С. | ноябрь, 2011г. | «Русский медвежонок- языкознание для всех» | 2-4 классы (120 чел.) | Участники Выявлен высокий уровень знаний учащихся по русскому языку. Среди 2 классов: Адеянова Саша-1 место, Клюковский Артём-2 место, Шамраева Арина-3 место в школе. Среди 3 классов: Глотова Ульяна-1 место. Калинина Алина-2 место. Петров Андрей-3 место в школе Среди 4 классов: Матвейчук Савелий-1 место, Зелент Лука-2 место, Ильинская Алла- 3место в школе. |
Рязанова И.С. Александрова Н.В. | ноябрь, 2011г. | Всероссийский молодёжный математический чемпионат | 4 класс(18 чел.) Ильинская Алла | участники 2 место в районе |
Рязанова И.С. Александрова Н.В. | январь, 2012г. | Математика «Кенгуру» (тестирование) | 4 класс (48 чел.) | Выявлен высокий уровень знаний учащихся по математике |
Аулова С.И. Агафонова С.В. Солнцева Е.И. Толмачёва В.В. Летошникова С.А. Бассараб С.Н. Ерохина И.И. Курмачева Н.С. Ерохина И.И. Петрушенко Н.А. Александрова Н.В. Рязанова И.С. \ | Февраль, 2012г. | Всероссийский молодёжный чемпионат «Старт» | 1-4 класс(160 чел.) Камаров Егор Дунай Юлия Николаенко София | Участники федеральный победитель(2 место в регионе). федеральный победитель(2 место в регионе). региональный победитель. |
Летошникова С.А. Бассараб С.Н. Ерохина И.И. Петрушенко Н.А. Рязанова И.С. Толмачёва В.В. Курмачева Н.С. Александрова Н.В. | февраль, 2012г. | Международный конкурс «Золотое руно» | 2-4 классы(107 чел.) Мелешкова Дарья Захаров Марк Крайнюк Олеся Шамраева Арина Мильская Алиса Грунистый Алексей Киселёв Владимир Погорелова Ксения Ильинская Алла Головин Анатолий | 1место в регионе и в России участники |
Летошникова С.А. Петрушенко Н.А. Ерохина И.И. Рязанова И.С. Александрова Н.В. Толмачёва В.В. Бассараб С.Н. Курмачева Н.С. | Март, 2012г. | Всероссийский математический конкурс «Кенгуру» | 2-4 классы(105 чел.) Растворцева Рита Купряшина Анна Лебеденко Ярослав Николаенко Софья Денисова Ирина Чередников Антон Сорокоумов Роман Матвейчук Савелий Колченко Максим | Среди 2классов: 1 место в школе 2 место в школе 2 место в школе Среди 3 классов: 1 место в школе 2 место в школе 3 место в школе Среди 4 классов: 1 место в школе 2 место в школе 3мест в школе участники |
Летошникова С.А. Толмачёва В.В. Петрушенко Н.А. Ерохина И.И. Рязанова И.С. Александрова Н.В. | Апрель, 2012г. | Всероссийский конкурс «Человек и природа» | 2-4 классы(76 чел.) Лебеденко Ярослав Захаров Марк Пойменова Таисия Косарева Ярослава Меженина Саша Суслов Павел Папанова Саша Козлов Фёдор Сорокоумов Роман Полурез Михаил | Среди 2классов: 1 место в школе 2-4 место в школе 2-4 место в школе 2-4 место в школе Среди 3 классов: 1 место в школе 2 место в школе 3 место в школе Среди 4 классов: 1 место в школе 2 место в школе 3 место в школе |
Учащиеся 1-4 классов начальной школы стали активными участниками международных конкурсов: «Русский медвежонок- языкознание для всех», «Золотое руно», «Кенгуру», «Молодёжный предметный чемпионат «Старт», «Человек и природа». Участие в подобных мероприятиях создает прекрасные возможности для раскрытия творческого потенциала школьников, обеспечивает участие в различных видах деятельности, что, в конечном итоге, способствует развитию личности учеников.
По итогам анализа работы МО учителей начальных классов можно структурировать вышеназванные проблемы:
1. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся:
- имеется скрытая учебная перегрузка учащихся;
- увеличение доли детей, поступающих в ОУ с ослабленным здоровьем;
2.Проблема организации образовательного процесса:
- недостаточный объем самостоятельной работы учащихся
3.Проблема повышения профессионального мастерства педагогов:
- низкий уровень участия преподавателей в методической работе, конкурсах профессионального мастерства, самообразование иногда носит формальный характер.
4.Проблема внутришкольного управления:
- создание системы диагностики профессиональных затруднений;
- создание системы сопровождения и стимулирования инновационной деятельности педагогов;
- разработка методических рекомендаций по совершенствованию методической работы на различных уровнях ее организации;
- повышение уровня удовлетворенности педагогов работой методической службы и ее структурных подразделений.
МО начальных классов на 2012-2013 учебный год ставит своей целью - развитие
профессиональной компетентности учителей начальных классов, воспитателей группы
продлённого дня в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Задачи на 2012-2013 учебный год:
1. Всестороннее изучение стандартов 2 поколения и внедрение их в практической деятельности учителей.
2.Формирование творчески работающего коллектива учителей - единомышленников путем совершенствования методической работы, внедрения передового педагогического опыта в практику работы школы, организации публикаций творческих работ учителей.
3. Содействовать формированию умений проектировать и конструировать образовательный процесс в начальной школе в соответствии с современными требованиями.
4.Расширение применения деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся, внедрения исследовательских работ и проектных задач в уроках и внеурочной деятельности.
5.Освоение и внедрение новых современных технологий в связи с введением ФГОС.
6.Совершенствовать формы и методы работы с высокомотивированными и со слабоуспевающими детьми.
7.Содействовать совершенствованию системы мониторинга качества образования в начальной школе.
8.Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их
творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.
9.Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС
Руководитель МО учителей начальных классов Рязанова И.С.