Методическая разработка урока по кубановедению "Промыслы и ремёсла на Кубани"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Димкова Наталья Анатольевна

Представленная методическая разработка по кубановедению по теме "Промыслы и ремёсла на Кубани" для учащихся 2-ых классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Промыслы и ремёсла на Кубани»

Цели: 

-расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах;

-приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края;

-воспитывать уважение к культурным и национальным традициям;

-освоить технику работы с пластическим материалом (глиной).

Оборудование:

- карта Краснодарского края, условные знаки;

- образцы глиняной посуды, глиняных игрушек, глина, блюдце  с водой,

- подкладная доска, резак, поролоновая губка, стека, сантиметровая лента, сито,

- рисунки орнаментов.

Ход  урока.

  1. Орг. момент
  2. Введение в тему.

Учитель:  - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с промыслами и ремёслами жителей Кубани. Узнаем, чем занимались наши предки, познакомимся с некоторыми видами ремёсел, попробуем сами овладеть одним из видов. Я познакомила вас с темой нашего урока. А знаете ли вы, что означают слова «промысел» и «ремесло»? Где вы слышали или встречали эти слова? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.(значения записать на доске)

  1. Объяснение нового материала.

«ПРОМЫСЕЛ» - мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном»

 «РЕМЕСЛО» - профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом»

В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц – народных изречений.

 Пословицы – это народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение. В кратких пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Пословица, как затейливый узор. Тоже имеет свои образные корни. Давайте вспомним русские пословицы, связанные с ремеслом.

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

«Имею ремесло – и на камне хлеб достану»

«Не просит ремесло хлеба, а само кормит»

«Ремеслу везде почёт»

«Всякое ремесло честно, кроме воровства»

-Объясните смысл этих пословиц. (ответы детей).

Развитию промыслов на Кубани способствовало строительство Владикавказской железной дороги. Как вы думаете, почему? Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России.

 Коренные жители станиц – казаки – продолжали заниматься земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырьё: животного, растительного или минерального происхождения. Каким сырьём был богат тот или иной район, этим промыслом и занимались люди.

(при рассказе на карту Краснодарского края наносятся условные знаки о промыслах и ремёслах на Кубани)

Казачье  население предгорных станиц из-за того что качество земли было хуже, занимались скотоводством и лесным промыслом (вывоз лесных материалов)

В станицах, расположенных в низовьях реки Кубань и Азовского моря, занимались плетением сетей, строительством лодок.

В лесогорных районах преобладали промыслы, связанные с обработкой дерева: бондарное дело, производство колёс, телег).

В степных районах распространены кожевенное, шерстобитное (кустарь, взбивающий шерсть для прядения), колёсное, гончарное производства.

Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывающие овечью шкуру),портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные)

 При обустройстве и заселении городов и станиц края повысился спрос на строителей: плотников, каменщиков, кровельщиков.

Широкое распространение среди ремесленников получило отходничество( когда крестьяне уходили на сезонные работы в огород).

 В начале ХХ в. В крае стала развиваться торговля, появилось большое количество ярмарок, базаров, на которых ремесленники продавали свой товар.

Ученик 1: 

 К нам сюда скорее просим,

 Приходи, честной народ,

 Веселиться начинайте,

 Всех вас ярмарка зовёт!

Ученик 2:   

Вот ремесленник трудяга

Свой товар доставил вам.

Он его не продаёт, а даром отдаёт.

 На ярмарке бывайте,

 Ничего не забывайте!

  1. Физ. минутка.

Учитель:  На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли. Вот и мы сейчас проведём игру «Царь-картошка»

(Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают).

  1. Закрепление.

-Сегодня мы познакомились с одним из видов ремесла. Но прежде чем назвать его отгадайте загадку.

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу –

 Она понадобится сразу»     (глина)

-Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина? Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (гончар)

- Где добывают глину?

- Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина. Из неё делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу. Переселенцы, прибывшие на Кубань, приносили с собой традиционные профессиональные навыки, художественные приёмы. Наиболее распространёнными были на Кубани русская и украинская традиции.

Изделия, выполненные в украинских традициях, встречающихся на Кубани, отличаются от русских яркой, многоцветной росписью или лепными украшениями с растительным орнаментом. (демонстрация фотографий с изображением посуды).

В каждой семье была необходима глиняная посуда: макитры, махотки, миски, ситечки, кувшины). Некоторые традиции казаки переняли у адыгов.

-Всякая ли глина подходит для изготовления керамических изделий?

 -Для работы наиболее пригодна глина с незначительным содержанием песка Слишком жирная глина не годится для работы. Изделия из неё после высыхания трескаются, поэтому в неё надо добавлять немного мелкого песка.

 - Знаете ли вы, какой путь должна пройти глина, чтобы превратиться в керамическое изделие? Послушайте загадку.

 «На топтале был, на кружале был,

  На пожаре был, домой пришёл –

  Семью кормил»  (горшок)

-Догадались ли вы о чём эта загадка? Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

-ребята, а знаете ли вы какие инструменты необходимы гончару, для работы? (Гончарный круг, печь для обжига изделий и др.)

- мы с вами познакомимся на этом уроке с ручной лепкой изделия. Для этой работы нам понадобится: резак, поролоновая губка, карандаш, нож, стека, линейка, качалка, сантиметровая лента, сито, дощечка, ткань.

 - На этом уроке вы побудете немного гончарами. Подумайте, чтобы вы хотели изготовить из глины. Но при этом не забывайте, что сложность изделия определяет способ его выполнения.

- Какие способы лепки вы знаете?

Конструктивный способ – когда изображаемый предмет лепят из отдельных частей.

Пластический способ – когда изделие выполняют из целого куска.

Комбинированный способ – включает в себя как конструктивный, так и пластический способы.

 1).Изготовление изделий.

 2). Выставка и анализ выполненных работ.              

  1. Итог урока.

 - С какими видами ремёсел на Кубани вы познакомились?

 - Что узнали нового на уроке?

  1. Дом. задание.

Дома подсушите свои изделия. Принесёте работы на урок рисования, мы их раскрасим.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Данный урок знакомит учащихся с промыслами иремёслами на Кубани....

Методическая разработка урока "Кубань-моя малая родина"

Представленная методическая разработка по кубановедению для учащихся 3 класса...

Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс

Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса...

Методическая разработка урока "Кубань - житница России"

Представлена методическая разработка урока для учащихся 2 -ых классов по теме "Кубань - житница России" + презентация....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Разработка урока по кубановедению "Мой дом - моя Кубань"

Урок кубановедения "Мой дом - моя Кубань" в форме устного журнала способствует расширению знаний учащихся о городе Курганинске, других городах края, знакомит детей с историей Кубани, её прир...