Методическая разработка урока "Кубань-моя малая родина"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Димкова Наталья Анатольевна

Представленная методическая разработка по кубановедению для учащихся 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Кубань – моя малая Родина»

                 

Цели: 

-ввести в тему «Кубань – многонациональная»            

-приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры Кубани;

- помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах Родного дома, семьи.

                                       Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Введение в тему. Беседа.

Учитель:  Каждый человек имеет две родины – большую и малую. Наша большая Родина - это Россия. А что такое малая Родина?  Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

Учитель:  Действительно, ребята, малая Родина – это место, где родился и вырос человек.

Это дом или как мы его ещё называем семейный очаг. Это начало всех начал. И в этом доме – очаге важно «поддерживать» тепло, чтобы он не «остыл», а сохранился в памяти и сердце на всю жизнь. О нём вспоминают с теплотой и нежностью.

Малая Родина – это ещё родной край. Это может быть маленькое село с речкой или многолюдный город. И люди, те, кто жил здесь до нас и живёт сейчас. Каждый край имеет свой животный и растительный мир, свои названия городов и сёл.

   - А как называется наша малая Родина, где мы с вами живём?

   - А в каком крае находится наша станица?

   - Верно, ребята, наша столица, как и многие другие населённые пункты является маленькой частичкой большого и красивого края, который называется Краснодарский. А центром края является г. Краснодар. А кто знает, какое название носил этот город в старину? (Екатеринодар). Как образовалось это слово?

Екатерина даровала казакам причерноморские земли, для защиты южных границ и возделывания плодородных земель. А какие ещё изменения произошли во времена правления Екатерины II . (Устройство Петербурга, строительство Эрмитажа, открытие кадетского корпуса).

Более 200 лет на кубанской земле рядом живут адыги и казаки. Сегодня здесь находятся Краснодарский край и Республика Адыгея, входящие в состав России. Площадь Краснодарского края – более 75 тыс. кв. км, центр – г. Краснодар. Площадь Республики Адыгеи – около 8 тыс. кв. км, столица – г. Майкоп.

Народы Краснодарского края и Адыгеи связаны общей исторической судьбой и крепкой дружбой. Рассмотрим карту-схему Кубани. Найдём города Краснодар и Майкоп. А на территории какого района мы проживаем?

3.Тайна нашего имени.

На Кубани живут люди разных национальностей: грузины, армяне, русские, белорусы, украинцы и т.д.  У всех людей, независимо от их национальности есть имена. Безымянных людей нет!

Нет меж живущих людей,

Да и не может быть, безымянных:        

В первый же миг по рождении

Каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

От родимых своих получает…

                                      (Гомер.)

  - А что же такое имя и какую тайну оно несёт в себе?

Имя – личное название, даваемое человеку при рождении. Имена, как и все на свете, имеют свою историю.

Ученик 1 :    Что имя – звук, обронённый случайно,

                        В котором нет ни смысла, ни значенья?

                        Конечно нет.

                        И в именах есть тайна.

                        И таинство есть имя нареченье.

Ученик 2:      И вот мы сами силами своими,

                        Осознаем в конце нашего века:

                        Не человек себе находит имя,

                        А имя выбирает человека.

Учитель:   История русских имён тесно связана с историей народа. Имена брались в основном латинские, греческие, славянские, древнерусские… Вот несколько имён характеристик по внешности человека: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;

По чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, несмеян;

По месту в семье: первой, второй, другая, третьяк, старшой, меньшак. Кое-кто может и не поверить в подлинность этих имён. Но это действительно имена наших предков. Человек проносит своё имя через всю жизнь. Ему свойственно любоваться своим именем, даже гордиться им. Послушайте, как об этом говорит поэтесса А. Ахматова:

                          «Мне имя дали при крещеньи Анна,

                           Сладчайшее для губ людских и слуха…»

-А какие красивые имена у вас: Екатерина, Дарья, Марина, Валерия…

-А вы умеете их красиво произносить? Произнесите свое имя так, чтобы все увидели как  вы им гордитесь.

Игра «Ромашка»  Задание: напишите в центре своё имя, а на листках, как вас называют близкие и друзья.

 Учитель:  У тех, кого назвали русскими именами, а точнее православными, есть праздник имени – именины. Это не день рождения, а день памяти святого, имя которого вы носите.

  (Инсценирование стихотворения)

Учитель:  А сейчас мы с вами послушаем шутливое стихотворение Ю.Белагова, о том, сколько курьёзов и споров возникает при выборе имени.

    Дед старался для внучонка,

    Нахватал из разных мест

    Ряд имён, звучащих звонко:

    Товий… Муций…  Овен…  Орест…

    Зять решил по ходу прений

    Повернуть вопрос ребром:

    Назовём посовременней –

    Гелий…  Атом…  Космодром…

    Дочь захваченная спором

    Шумно лезет на рожон

    С целым импортным набором:

    Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

    Бабка с нехристями знаться

    Не хватает и сама

    Вносит лепту, глядя в святцы:

    Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

    Сочинительством премудрым

    Занимались вчетвером.

    Ночь проспорили, а утром

    Мальчик назван был Петром.

Учитель:  В старину было принято называть по святкам.

«СВЯТЦЫ» - список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке.

Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (ответы детей)

4.Итог урока.

-На Кубани живут люди 120 национальностей, назовите большинство из них.

        Умный, сильный наш народ

        Далеко глядит вперёд.

        Но преданье старины

        Забывать мы не должны,

        Слава русской старине!

        5.Дом. задание: - записать имена и фамилии ваших родственников и соседей, доказать, что на Кубани живут люди разных национальностей;

- узнать, каково происхождение и значение вашего имени.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "История моей малой родины".

Тема занятия "Родной свой край люби и знай"....

методическая разработка Я и моя Родина

Данная разработка предназначена для внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы. Содержит богатый материал о нашей славной Родине России....

Методическая разработка урока "Семья -малая церковь" в рамках курса "Основы православной культуры"

Церковь Христова состоит из Малых Церквей- которые есть не что иное, как православные семьи. Значение семьи трудно переоценить. Все наше общество семьей,  семейными ценностями. До тех пор пока су...

Методическая разработка. Проект "Праздники моей Родины". Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца".

Методическая разработка.Проект "Праздники моей Родины".Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца"....

Методическая разработка мероприятия «Моя малая родина».

Цели: 1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города. 2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину....