Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Зазулевская Александра Ивановна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большекирсановская  средняя общеобразовательная школа

Конспект урока литературного чтения, проведенного  во 2-м классе, по теме

«Колыбельные песни»

                                             подготовлен учителем

начальных классов

                                     муниципального бюджетного образовательного учреждения

                              Большекирсановской средней общеобразовательной школы

Зазулевской Александрой Ивановной.

Урок литературного чтения "Колыбельные песни».. 2-й класс

Тип урока: открытие нового знания.

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология.

Уровень обученности школьников: средний

Форма учебной работы: классно-урочная.

Форма проведения: интегрированный урок.

Цель урока:

       1)образовательная

  • раскрыть особенности жанра колыбельные песни;
  • формировать умение сравнивать народные и авторские колыбельные песни;

     2)развивающая

  • развивать воображение, речь и память, коммуникативные умения;
  • формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
  • развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;

      3)воспитательная

  • воспитывать любовь к русскому языку и уважение к другим народам, чувство гордости за свой народ, интерес к чтению
  • продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.

 Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с колыбельными песнями, их возникновением и значением для человека с целью пробуждения интереса к устному народному творчеству  и более прочного усвоения программного материала;
  2. показать влияние колыбельных песен на чувства людей;

развивать умение видеть изобразительные средства языка, учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности

Форма проведения: интегрированный урок.

Формы организации: ИКТ, фронтальная и индивидуальная  формы работы.

Оборудование: компьютер; проектор; иллюстрации  к произведениям, детская (игрушечная) колыбель, кукла.

Приложение: Презентация  19 слайдов (среда POWER POINT)

                                                                                                Ход урока

Этапы урока, хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята             (Слайд1)

Я рада вас видеть. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь им. Мы рады видет    их. А во время урока мы будем все внимательно слушать друг друга.

Садитесь

2

Самоопределение к деятельности. (2 мин.)

                                                 (слайд 2)

Наш урок начнём с пожелания добра. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и пожелайте друг другу добра.

– Я желаю тебе добра,

– Ты желаешь мне добра,

– Мы желаем друг другу добра,

– Если тебе будет трудно, я помогу.

фронтальная.

3

Актуализация знаний. 5 мин.

(Слайд 3)

Сегодня мы с вами поговорим о жанрах устного народного творчества. Вы уже знаете, что этот жанр очень разнообразен.

 – Что значит устное народное творчество?                            (слайд 4)

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
Лепестки здесь не простые,С надписями жанров устного народного творчества          
 (слайд 5)

– Какие мы жанры изучили?

(появляется цветик-семицветик с 6 лепестками)

– люди передавали из уст в уста то, что им рассказывали, передавали из поколения в поколение, нет определённого автора

          сказки

  • загадки
  • пословицы
  • считалки
  • скороговорки
  • небылицы
  • Последний лепесток пустой

Фронтальная,

репродуктивный,

подводящий диалог

4

Постановка проблемы. (2 мин)

-Давайте определим, о каком жанре мы будем сегодня говорить.  (слайд 6)

Предлагаю вам шифровку 17, 6, 19, 15, 10,(песни)

- Конечно вы правы, это песни. Но песни бывают разные и каждая песня имеет своё назначение.

Предлагаю всем сесть удобно, расслабиться, можно закрыть глаза и послушать одну песню.         (слайд 7)Песня «Колыбельная Медведицы»)

- Что вы сейчас прослушали? (Колыбельную песню)

-Это еще один жанр устного народного творчества.

- А как вы это определили, что это колыбельная песня? – Значит, какая тема нашего урока?

(Слайд8)

- песни

- Колыбельную песню.

(ответы детей)

- Колыбельные песни.

частично-поисковый,

подводящий диалог

5

“Открытие” нового знания

-Слышали ли вы раньше колыбельные песни?

- А вам ваши мамы пели колыбельные?

-О чем эти песни?

- Как вы думаете, а откуда пришли к нам колыбельные песни и кто их сочинял?

-Какие чувства в человеке вызывает колыбельная песня (Слайд из http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0efdf856-d843-432f-aa94-603e7a3ad130/%5BNS-LIT)    задание 1)

- Да, слышали.

-Наши мамы пели нам колыбельные песни.

(ответы детей)

Рассказ учителя о  колыбельной.

- Наши предки – славяне относились к рождению ребёнка очень трепетно. Родители с нетерпением ждали появления малыша и заранее готовили всё, что будет необходимо ребёночку. 

                                                 (Слайд 9) Первое, что делали родители – готовили кроватку – колыбельку, люльку, качалочку.

-А что такое колыбель?

(Рассказ подготовленных детей

1 ребёнок).

-Колыбелька изготавливалась из липы, берёзы, из деревьев, которые называли экстресенсами. Они отдавали силу ребёночку и оберегали от сглаза. 

(Рассказ подготовленных детей

2 ребёнок).

- Мамы желали своему ребёночку счастливой жизни.

На ночь мама поёт своему сыночку или своей дочке колыбельную.

Колыбельную песню  мама поёт не просто так. Наши предки считали,  что колыбельная – это заговор в тот мир сна, который был им не понятен.

Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон.

-Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одну колыбельную песню и определить а какая она по характеру?

         (Прослушивание колыбельной без музыкального сопровождения                          (Слайд из http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0efdf856-d843-432f-aa94-603e7a3ad130/%5BNS-LIT)    задание 2)

- Какой характер?

- А в каком темпе исполнялась колыбельная в быстром или медленном?

- Услышали ли вы в исполнении звучание инструментов или колыбельная пелась без сопровождения?(речетативом)

-Мелодия простая или сложная? Легко ли её запомнить?

-Самое важное в колыбельной это слова или мелодия?

-Как исполняется громко или тихо?

Возможные ответы: (чтобы ребёночек играл) (погремушка нужна для того, чтобы отгонять злых духов)

(защита от мух и света)

(грустный, печальный)

(медленном)

(без сопровождения) (простая, её легко запомнить)

(слова)

(тихо)

6

-В какое время суток мама пела колыбельную,?

- А когда ребёночек просыпался,  мама делала с ним зарядку, в народе говорили пестует мама ребёночка. Так появился ещё один жанр устного народного творчества – пестушка.

И сегодня мы одну из них разучим и отдохнём.

(ФИЗМИНУТКА)               (слайд10)

- вечером.

Дети разучивают физминутку.

(поднимают руки вверх, потягиваются,

Ходьба на месте, сжимание и разжимание пальцев рук, поглаживание рта и головы, частей лица.)

7

Развитие умений

1. Работа с авторским текстом.

- Откроем учебник на странице 50-51

1. Рассматривание иллюстрации в учебнике. (На доске)

- Кто изображен на иллюстрации?

-Какое время суток изобразил художник?

-Что делает мама?

-Кто помогает маме укачивать ребенка?

2. Чтение авторского текста.

3. Вопросы после чтения:

– Из каких слов песни видно, что это колыбельная?

– Что вы узнали о быте норвежской семьи? 

(Сравнение прозвучавших песен.)

– Чем похожи эти песни?

(Напевностью, необычным ритмом, особыми словами и оборотами...)

– В чём особенность ритма колыбельной песни? Объясните, как ритм этих песен связан с качанием детской колыбели.

3. Работа с текстами литературных колыбельных песен.

1. Работа с текстом до чтения.

– Литературные колыбельные песни появились позже. Давайте их

послушаем и обсудим, о чём они, как построены, сравним с народными.

2. Работа с текстом во время чтения.                               (Слайд11)

1) чтение колыбельной песни Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят...» подготовленным учеником.

2) Обсуждение услышанного:

– Какие картины вы представили? Расскажите.

– Почему так много картин?

3) Чтение вслух по строфам.

1-я строфа.

– Косули робкие, то есть какие? (Они всего боятся.)

– Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать.)

– В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте.

-Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.)

– Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый.)

2-я строфа.

– Почему мальчику не надо ничего бояться?

3-я строфа.

– Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых.)

-А что значит: звери, лёгкие на роздых? (Они легко засыпают.) Почему заканчивается многоточием?

– О чём просит мама сына? (Заснуть.)

3. Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы после чтения.

– Какие чувства надо постараться передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить.)

2) Упражнение в выразительном чтении.

4. Работа с текстом песни Яниса Балтвилкса «Где ночует дрёма?»

                                              (Слайд 12)

1.Чтение стихотворения подготовленным ребенком наизусть.

– Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребёнка.)

– Что ответила мама?

– Почему дрёма днём обнимает совят? (Совы днём спят. Это ночная птица.)

2. Работа с текстом во время чтения.

– Где живёт герой песни?

– Как это – в дверь стучится дрёма? (Хочется спать, человек начинает дремать.)

После 2–3-го четверостишия.

– Почему ребёнок не хочет впускать дрёму? (Он хочет задать маме вопрос. Он придумал живую дрёму.)

После 4-го четверостишия.

– Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку.)

3. Чтение по ролям.

5. Сравнение авторских колыбельных песен.

– Похожи ли в чём-то две прочитанные песни? (Да. Они добрые, наполнены любовью.)

– Чем различаются песни? (Первая – песня матери, вторая – песенка-фантазия ребёнка.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

6.Инсценировка колыбельной песни.

                                      (Слайды 13-14)

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)  

             Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

8

9

Рефлексия.

Итог

Индивидуальная работа.

   -Ребята, я просила вас принести фотографию вашей мамы. Вы все время спрашивали: для чего? Теперь настал момент раскрытия секрета.                                                                       (Слайд 15)

-    Посмотрите на фотографию своей мамы, представьте встречу с ней  и подберите к ней самые нежные слова, которые вы могли бы ей  сказать. Запишите их на своем листочке.

- Спасибо. Вы можете продолжить свои слова, когда вам захочется поговорить с мамой, а ее вдруг нет рядом. Если кто-то желает поделиться со мной, я буду рада вас выслушать позже, наедине.

Русский обычай.

- У русских давно существует такой обычай: зажигать свечи за здоровье, успехи и счастье родного, близкого человека.

- Давайте и мы зажжем огонек-сечу, чтоб его тепло коснулось сердца мамы и согрело ее нашей любовью.

(Учитель зажигает свечку, а детки внимательно смотрят на ее пламя, думают о своей маме и слушают последнюю колыбельную песню)    

                                              (Слайд 16)

- Какие песни вам запомнились, больше всего понравились?

-Сегодня на  уроке я вспомнил….

(Продолжите фразу)

-Мне было интересно узнать….

-Мне помог…

Моё настроение                (Слайд  17)

(Дети анализируют урок и свою деятельность с помощью трех цветных смайликов.

10

Домашнее задание

(Слайд 18)

Выучить колыбельную песню, по желанию нарисовать иллюстрацию к своей песне.

(Слайд 19)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».

Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"

При изучении стихотворения нужно добиваться, чтобы ни одно слово не осталось непонятным в своем прямом и переносном значении, чтобы каждый задумался над закономерностью его употребления.Мысль может бы...

Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

по теме "Н.Носов "На горке"Цели урока:Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память уч...