Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Леванова Юлия Алексеевна

Педагог: Леванова Юлия Алексеевна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

Задачи: 

- развитие умения анализировать произведение;

- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в произведении;

- учить детей видеть красоту русской природы;

- развивать наблюдательность, речь учащихся;

- развитие навыков сотрудничества.

Планируемый результат: выразительное, чувственное прочтение произведения.

Предметный результат: использование различных методов и форм работы для формирования осознанного, выразительного, грамотного чтения.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- формировать положительное отношение к уроку;

- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека;

- формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу;

- проявление самостоятельности в учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

- уметь аргументировать своё мнение;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других;

- уметь взаимодействовать в малых группах (включение в беседу, умение  слушать  и слышать других).

 

Познавательные:

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;

- уметь использовать полученную информацию;

- использовать необходимую терминологию;

- находить и выбирать правильные пути решения проблемы.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цели урока;

- уметь высказывать своё предположение;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;

- умение соотносить свои знания и определять проблему;

- уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Рабочие материалы для обучающихся: учебники, конверты с заданием, ручки, дневники, сердечки, клей, простые карандаши.

Рабочие материалы для учителя: учебник, словарь, конверты с заданием, картинки для кластера, пословицы.

Автор учебника: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2, - М., «Вентана-Граф, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока140.06 КБ
Файл Презентация549.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Педагог: Леванова Юлия Алексеевна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина». 

Задачи:  

- развитие умения анализировать произведение;

- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в произведении;

- учить детей видеть красоту русской природы;

- развивать наблюдательность, речь учащихся;

- развитие навыков сотрудничества.

Планируемый результат: выразительное, чувственное прочтение произведения.

Предметный результат: использование различных методов и форм работы для формирования осознанного, выразительного, грамотного чтения.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- формировать положительное отношение к уроку;

- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека;

- формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу;

- проявление самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать своё мнение;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других;

- уметь взаимодействовать в малых группах (включение в беседу, умение  слушать  и слышать других).

Познавательные:

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;

- уметь использовать полученную информацию;

- использовать необходимую терминологию;

- находить и выбирать правильные пути решения проблемы.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цели урока;

- уметь высказывать своё предположение;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;

- умение соотносить свои знания и определять проблему;

- уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Рабочие материалы для обучающихся: учебники, конверты с заданием, ручки, дневники, сердечки, клей, простые карандаши.

Рабочие материалы для учителя: учебник, словарь, конверты с заданием, картинки для кластера, пословицы. 

Автор учебника: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2, - М., «Вентана-Граф, 2014.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель

деятельности

Действия учителя

Действия обучающихся

Примечание

1. Мотивация к учебной деятельности

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством  создания позитивного эмоционального настроя

Приветствует обучающихся.

- Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

- Какие чувства у вас возникли, прослушав это стихотворение?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

 Слайд 1

2. Выход на тему. Подготовка к усвоению новых знаний. Целеполагание

Организовать постановку цели  и темы урока. Подготовить к усвоению новых знаний

- Кто помогает нам почувствовать все эти эмоции, чувства на уроках литературного чтения?

- С творчеством одного из них мы сегодня познакомимся. А с каким, вы узнаете, разгадав головоломку.

   

А

П

Р

Д

З

И

Я

Р

У

Г

Э

Д

О

Ш

А

Б

Л

Д

Х

О

Ц

Ш

Г

Н

Ж

В

Е

Р

Л

Ю

Н

А

С

Л

Й

Ч

 - Все верно, сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Михайловича Рубцова.

- Николай Михайлович Рубцов за свою недолгую жизнь написал огромное количество стихотворений. Сегодня мы остановимся на одном из них. Чтобы узнать на каком именно, я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах конверты. Откройте их. Перед вами  буквы, которые нужно наклеить в пустые клеточки. Но не просто так, а в определенном порядке. Каждая буква соответствует определенному номеру клетки.

- Что у вас получилось?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Писатели и поэты

- Рубцов

Выступление обучающегося «Биография Н.М. Рубцова».

- «Тихая моя Родина»

- Познакомиться со стихотворением Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина»

Слайд 2

Слайд 3

Слайды 4-9

3. Открытие нового знания

Создать условия для овладения учащимися умения осознанного, грамотного, выразительного чтения

- Предположите, о чем стихотворение?

- Прослушайте, сравните со своими предположениями.

Чтение стихотворения учителем.

- Ваши предположения подтвердились?

- А что же такое «Родина»?

- Обратимся к Большой Советской энциклопедии:

«Родина

1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм).

2) Более узко — чьё-либо место рождения.

3) Переносное значение — место возникновения, открытия или изобретения чего-либо».

- Как вы думаете, какое определение подходит в нашем случае?

- Какой эпитет употребляет автор в обращении к своей родине?

- Слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно необходимо поэту?

- В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе.

- Стихотворение имеет посвящение: В. Белову.

Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николая Рубцов специально обратился к нему с просьбой разрешить использовать их в стихотворении.

- Прочитайте стихотворение шепотом, для себя. Делайте заметки на полях, обращайте внимание на слова, которые вам непонятны.

- Какие слова непонятны?

- Обратимся к словарю.

Погост – кладбище

Обоз – телега

Сеновал – сарай для складывания сена

Церковная обитель – здание церкви

Ку́пол — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкой к полусфере

Канал — это длинное, неширокое искусственное русло, вырытое для судоходной связи между реками, озёрами и морями, а также для снабжения водой отдельных территорий.

- О Родине

Ответы детей

- Второе

- Тихая

- В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина

Читают стихотворение шепотом, делают заметки на полях

Слайд 10

Слайд 11

Физкультминутка Цель: Поддерживать активную работоспособность

Физкультминутка.

- Ребята, мы с вами уже многое сделали на уроке, настало время отдохнуть. Но отдыхать мы будем немного в необычной форме. В разных местах нашего класса развешены белые листы, на которых напечатаны пословицы. Вам нужно, не отходя от своего места (можно наклоняться, поворачиваться, приседать), найти и прочитать пословицы.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Жить – Родине служить.

Если дружба велика, будет Родина сильна.

Человек без Родины – что птица без гнезда.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Молодцы, садитесь!

- Существует очень много пословиц о Родине. И все они призывают нас защищать нашу Родину, потому что дороже ее, краше ее, нет для нас страны.

- Как вы думаете, можем ли мы показать всю нашу любовь к Родине, если прочитаем это стихотворение монотонно, безучастно?

- Конечно, нет. Наша задача прочитать это стихотворение с выражением. Какие же главные правила выразительного чтения?

1. Читать, вдумываясь в то, что читаешь.

2. Выделять голосом слова, несущие смысловую нагрузку.

3. Останавливаться на знаках препинания.

Выполняют задание

Повторяют правила выразительного чтения

Слайд 12

4. Первичная проверка понимания

Установить правильность и осознанность изученных действий.

Чтение и анализ стихотворения.

Чтение 1 и 2 четверостишия.

-Где прошли детские годы поэта?

-Почему вы так решили?

-Куда в первую очередь направляется автор?

 

-Вчитайтесь в строки первого четверостишия, было ли детство автора счастливым? Почему?

 

- Давно ли он не навещал родину? Докажите.

Чтение 3 и 4 четверостишия.

-Как жители встретили односельчанина?

- Какие строки показывают нам, что в деревне нелюдно?

-Какие изменения произошли на малой Родине Рубцова за долгие годы его отсутствия?

Чтение 5 и 6 четверостишия.

- Какие еще изменения произошли на Родине автора?

- А что осталось без изменения?

-При чтении каких строк захотелось улыбнуться?

Прочитайте. О чём они вам говорят?

Чтение 7 и 8 четверостишия.

-Навсегда ли он приехал в родные места?

-Как понимаете выражение «речка за мною туманная будет бежать и бежать»

-В этой фразе понятие «бежать» использовано в переносном смысле.

-Что ещё он пронесёт в своих воспоминаниях по жизни кроме речки?

Как вы понимаете 2 последние строки?

Поэт всегда и везде чувствует свою сопричастность к родным местам. И эта связь бессмертна, т.к. это память сердца, память его души.

- В деревне

- На кладбище

- И да нет. Здесь красота природы, но рано умерла мама

- Да, не может найти кладбище

Читают, отвечают на вопросы.

- Тихо и сдержанно.

- Купол травою зарос.

- Вырыли канал.

- Новый забор

- Тот же зеленый простор.

- На протяжении стихотворения герой проходит через реку памяти, продолжая узнавать или нет своё село.

- Нет.

5. Первичное закрепление

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- Для того, чтобы в нашей памяти остался поэт Николай Михайлович Рубцов, для того, чтобы мы помнили его стихотворение, его любовь к Родине, я предлагаю вам поработать в группах.

Раздаются конверты.

- Достаньте содержимое конверта. Вам необходимо на чистом листе с помощью клея и подготовленных картинок создать кластер.

- Картинку с каким названием мы поместим в середину?

- Что у вас получилось?

Создание кластера на доске.

Родина – ивы, река, соловьи, крест, обоз, купол церковный, сеновал, болото, деревянная  школа с забором, зеленый простор, изба, туча, гром, сердце.

- Почему мы прикрепили сердце?

Работа в группе, составление кластера.

- Родина

- Потому что автор любит свою Родину, этой любовью пронизано все стихотворение.

6. Рефлексия

Самоконтроль. Самооценка.

- У вас на партах тоже есть сердечки, на которых написаны незаконченные фразы.  Я попрошу вас закончить их и  прикрепить на доску.

- Глядя на нашу доску, мне хочется вам пожелать чистой любви к нашей Родине, к нашей стране, к городу, к своей семье. Ведь им так нужна наша любовь и защита.

- Оцените свою работу: если вы считаете, что работали на уроке хорошо, были активны, покажите такой жест: . Если вы были недостаточно активны и не довольны своей работой, покажите такой жест: .

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Задание по выбору: нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».

- Всем спасибо за урок.

Выполняют задание.

Оценивают свою работу с помощью жестов.

Записывают домашнее задание.

Слайд 13


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А П Р Д З И Я Р У Г Э Д О Ш А Б Л Д Х О Ц Ш Г Н Ж В Е Р Л Ю Н А С Л Й Ч

Слайд 3

Николай Михайлович Рубцов

Слайд 4

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника. После смерти матери 29 июня 1942 года старших детей взяли родственники, а младшие – Николай и Борис – попали в детский дом. Дом, где родился Н.М. Рубцов

Слайд 5

В 1952 Николай Рубцов закончил семилетку и, по его словам, «рвался к морю». Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей.

Слайд 6

Приютино 1955г. В 1953 году поступает учиться в горный техникум в заполярном городе Кировск. В 1955 году бросает техникум и переезжает к брату Алексею в село Приютино под Ленинградом. Работает слесарем-сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне.

Слайд 7

1956-1959 – служба на Северном флоте в заполярном городе Североморске, где находилась база флота. В годы службы Николай Рубцов посещает литературное объединение при флотской газете «На страже Заполярья», начинается печататься. Северный флот

Слайд 8

В августе 1962 года Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве. Поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники. В 1969 году Рубцов закончил Литературный институт и был принят в штат газеты «Вологодский комсомолец». Вологодская «малая родина» и Русский Север дали Николаю Рубцову главную тему будущего творчества. Именно они стали центром его жизни, «землёй священной!», где он чувствовал себя «и живым, и смертным». Обложка первого стихотворного сборника Рубцова

Слайд 9

В ночь на 19 января 1971 года поэт умер. Биографы упоминают о стихотворении Рубцова «Я умру в крещенские морозы» как о предсказании даты собственной смерти.

Слайд 10

РОДИНА ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, СТРАНА, В КТОРОЙ ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ; ИСТОРИЧЕСКИ ПРИНАДЛЕЖАЩАЯ ДАННОМУ НАРОДУ ТЕРРИТОРИЯ С ЕЕ ПРИРОДОЙ, НАСЕЛЕНИЕМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТРОЕМ, ОСОБЕННОСТЯМИ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ, ОПЫТА И НРАВОВ ЧЬЕ-ЛИБО МЕСТО РОЖДЕНИЯ МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ ИЛИ ИЗОБРЕТЕНИЯ ЧЕГО-ЛИБО

Слайд 11

Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николай Рубцов специально Обратился к нему с просьбой Разрешить использовать Их в стихотворении.

Слайд 12

ПРАВИЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ЧИТАТЬ, ВДУМЫВАЯСЬ В ТО, ЧТО ЧИТАЕШЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГОЛОСОМ СЛОВА, НЕСУЩИЕ СМЫСЛОВУЮ НАГРУЗКУ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» ПО ВЫБОРУ: ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ НАРИСОВАТЬ РИСУНОК НА ТЕМУ «МОЯ РОДИНА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Стихи о маме"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 1-м классе по теме "Стихи о маме"Учебник - Ефросининой, УМК "Начальная школа XXI века"Класс - 1-ыйРаздел: «Учимся уму-разуму»Изучаемые н...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Стихи Э.Н. Успенского"

Цели урока: продолжить работу над произведениями Э.Н. Успенского, развивать умение анализировать поступки героев, развивать память, внимание, воображение....

Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме: "Осень в стихах русских поэтов" УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения для 3 класса на тему: "Осень в стихах русских поэтов" можно провести как обобщающий урок по любой учебной программе. Разработка урока сопровождается пошаговой навиг...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. Прившин «Моя Родина» (из воспоминаний)"

познакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина; формирование умения правильно определять главную мысль текста.Планируемые результаты:·        Предметные: читать п...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: "М. Пришвин "Моя Родина"

Урок составлен в соответствии с ФГОС. Это первый урок нового раздела "Люби живое"Цель:- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста;- формулироват...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Лирические стихи А.Н. Плещеева и А.Н. Майкова о весне"

Данный урок начиниет знакомство с разделом "Апрель, апрель. Звенит капель" по литературному чтению в 1 классе по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "М.М.Пришвин "Моя родина"

Конспект открытого урока, который содержит подробное, поэтапное планирование с учётом всех требований ФГОС НОО...