Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "М.М.Пришвин "Моя родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Заренбина Екатерина Владимировна

Конспект открытого урока, который содержит подробное, поэтапное планирование с учётом всех требований ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. (слайд 1) Организационный момент.    

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

                               Ум и сердце в работу вложи,

                               Каждой минуткой своей дорожи!

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем гостей. Садитесь.

  1. Актуализация  знаний.

(2 слайд)   Прослушивание песни    

- Ребята, я предлагаю вам послушать песню. Послушайте и скажите, о чем она?

     ( песня «Гляжу в озера синие», О. Воронец, слайды о родной природе)

- О чём же эта песня? (О Родине)

(3 слайд) - Родина… Вслушаемся в это слово. В нём слышится отзвук таких слов, как «родник», «родня», «народ», «природа». И наше чувство Родины складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.  

Беседа о Родине

Ребята, что вы представляете когда произносите слово «Родина»?

Так много — значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый тебе что-то своё подскажет, так как каждый понимает по-своему.

Работа со словарем

- Давайте посмотрим  с вами в толковом словаре значение слова Родина

(слайд 4) “РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

-Постарайтесь запомнить это определение

III. Изучение нового материала

1) Определение темы, целей

-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на  уроке?  (О Родине, о природе)

-Красоту родного края , свою любовь к родине воспевали и воспевают  в своих произведениях множество различных писателей и поэтов.

( 5 слайд) -Посмотрите на экран и скажите, что вы видите?  (Выставка книг по творчеству М.Пришвина)

- Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящем природу мы будем говорить?

( М.М. Пришвине)    (6 слайд)  

Дома вы готовили информацию о Пришвине и работали по группам. Расскажите, что готовила каждая группа. (1 биографию автора, 2 иллюстрации к произведениям и портреты автора, 3 список произведений, которые написал автор)

Обратите внимание на доску( висит ватман в виде книги), книга пуста, давайте ее заполним найденной вами информацией.

Структурируйте информацию и перенесите ее на книгу.

Посмотрите, какая замечательная у нас книга! Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Сделаем вывод из полученной информации. Какие цели вы поставите для себя на сегодняшний урок,  используя опорные фразы: (7 слайд)

Мы познакомимся ….

Мы узнаем …..

Мы будем учиться ….

 (Да, правильно, а ещё мы будем продолжать работу над выразительностью чтения, будем отвечать на вопросы, анализировать текст и делать выводы.)

-Сегодня мы познакомимся с произведением М.М. Пришвина «Моя Родина».

( 8 слайд) Откроем учебник на стр.58. Аудиослежение. ( 9 слайд)

5) Словарная работа

( 10 слайд) - В тексте нам встретились слова

   Со/кро/ви/ща

Кла/до/вая

- Что такое сокровища?  (ответы детей)

  драгоценность, дорогая вещь

  1. так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом
  2. ценности духовной и материальной культуры

- Что такое кладовая?  (ответы детей)

1)помещение для хранения материалов, товаров

      2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые)

4) Определение жанра

-Понравился ли вам этот текст?Чем?(2-3 чел.)

-Как вы думаете, к какому жанру можно отнести этот текст?(к рассказу)

-Почему? (В тексте есть главный герой, который вспоминает свое детство)

-Тексты такого вида относятся к очеркам.

( 11 слайд) -Очерк-это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, музыке, искусстве и т.д.

IV. Физкультминутка   (слайд 12)

После такой работы необходимо отдохнуть, посмотрите какой лес нас встречает, так и хочется выйти из-за парты. Правда, ребята?! Давайте это сделаем. Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

6) Анализ произведения.

1)ответы на вопросы

  • Кто является главным героем в произведении? (Автор)
  • С чего начиналась Родина для маленького Пришвина? (Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери).
  • Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.
  • Почему автору нравилось вставать до восхода солнца? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)
  • В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.

 (он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)

  • Какие «сокровища жизни» надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)

в) Вернёмся к очерку.

- найдите обращение к детям.

-Как он вас называет?

Прочитайте его, подготовьтесь прочитать выразительно. Не забывайте о паузах, логических ударениях и интонации конца.

-с каким призывом он обращается к нам? («Охранять природу - значит охранять Родину»)

V. Закрепление

1)Творческое задание              

А теперь у нас творческая работа. Поработаем в группах. Задание для 1 группы– подобрать однокоренные слова к слову Родина. Задание для 2 группы - соединить начало и продолжение пословиц о Родине. Задание для 3 группы - Из отдельных предложений составьте обращение к жителям Благовещенска.

2)Проверка творческого задания

-Молодцы, со всеми заданиями вы справились. 

И значение слова Родина нам стало более близким и понятным.

( 13 слайд) VI .ИТОГ.  Ребята, скажите, так достигли вы поставленных целей? Продолжите фразы:
Мы познакомились ….

Мы узнали …..

Мы  учились ….

 - Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

Охранять природу – значит охранять родину!

-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле

Рефлексия.  

Выберите книгу, которая соответствует вашему настроению. Зеленая книга – на уроке было всё понятно и интересно. Жёлтая книга – что-то не получилось на уроке или не всё понравилось, красная – на уроке было скучно.

Я очень рада, что урок вам понравился. И вы узнали для что-то новое и интересное.

VII .Домашнее задание.

-У вас на столах карточки с домашним заданием. Выберете одно из предложенных заданий

1.Выучить наизусть отрывок«Обращение к молодым друзьям»

2 Пересказать очерк подробно .

3.Творческое задание Выполнить в учебнике задание 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....