Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

    Светлана Владимировна Швецова

    Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью этого произведения хочется озарить детей добрым светом, фантазией и мечтой, указать путь к истине и счастью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moris_meterlink.doc44 КБ
    Microsoft Office document icon jjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjj.doc356.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Швецова Светлана Владимировна

    учитель начальных классов

    МБОУ Выгоничская СОШ имени Павла Зайцева

    План-конспект урока   «Литературное чтение» 4 класс  

    система развивающего обучения Л.В.Занкова

    2014-2015 учебный год

    Тема урока: Чудесные истины

    (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

    Цель урока

    • наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей Птицы, заставляя обучающихся вникнуть в суть многих прописных истин, открывая «неизвестное в известном»;
    • развивать умение выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
    • с помощью произведения М.Метерлинка «Синяя Птица» озарить детей добрым светом, фантазией и мечтой, указать путь к истине и счастью.

                                                              Ход урока.

        I.Высказывание Аристотеля: «Приятная для слуха речь - своего рода музыка».

    Учитель: Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.

    II. Повторение разговора прошлого урока.

    Учитель: Не могу забыть слова Маленького принца:

    «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».

    Хотите поспорить?

    (Высказывания детей, многие опираются на произведение «Синяя Птица»)

          Ответ: Стоит научиться видеть не только глазами, но и душой.

    Ответ:  «Ах, люди, люди – они слепы….)

    Ответ:  «Люди разучились видеть по-настоящему».

    Ответ: «Видеть необычное в обычном».

      III.Подготовка к анализу произведения.

    Учитель: Мы отправляемся в театр на спектакль «Синяя Птица». Итак, мы в зрительном зале. Нас ожидает нечто любопытное и сказочное.

     (звучит музыка И.Сац «Синяя Птица»)

    Учитель: Вот спектакль и закончен. Какие сцены представили вы?

    Ответ: (Обучающиеся пересказывают представленные ими сцены сказки).

    IV. Объявление темы урока.

    Учитель: А не пройти ли нам  сейчас теми самыми тропами, по которым шагали Тиль-тиль, Митиль и……(дети дополняют).

    Не задумывались ли вы о том, почему с детьми путешествовали эти стихии, животные и предметы?

    Ответ: Хлеб, вода, огонь нужны в далёком пути.

    Ответ: Пёс и кот - вечные спутники человека.

    Ответ: Сахар- дань детству, любви детей к сладкому.

    Учитель: На столах у вас путеводители, чтобы не сбиться с пути и чётко знать над чем работаем.

     V. СТРАНА ВОСПОМИНАНИЙ

    1.Учитель: Первая необычная страна, в которую попали дети…  

    (дополняют ученики).

    Отправляемся туда вместе.

     2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Мы шагаем, мы шагаем

    Ноги выше поднимаем.

    Вдруг мы видим из куста

    Выпал птенчик из гнезда.

    Тихо птенчика берём,

     И в гнездо назад кладём.

    3. Учитель: Какой представилась эта страна?

    Ответ: дети зачитывают предложения, слова, словосочетания).

    Учитель: Почему именно в неё (Заканчивается) начинается поход за счастьем?

    ( игра «Ошибколов»)

    Ученик: В страну «Воспоминаний» не заканчивается путешествие героев произведения, а с неё оно начинается.

    (Ребёнок заметил ошибку и ему надевают на голову колпак. Это лучший «Ошибколов» на уроке).

    Ответ: Нельзя стать счастливым, построить счастливое будущее, если ты забыл о своих корнях, о прошлом.

    Ответ: Ещё хуже - вовсе не знать о них.

    (Зачитываются отрывки из произведения)

    Учитель: Какая чудесная истина открылась детям?

    БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО.

    ПОМНИТЬ СВОИХ ПРЕДКОВ И ВСПОМИНАТЬ ИХ ДОБРЫМ СЛОВОМ.

    Учитель: Почему здесь оказалась Синяя Птица?

    Ответ: Поняли истину.

    Учитель: Перечитайте, показывая радость детей.

    (Обучающиеся зачитывают отрывки из сказки).

    Учитель: Но что произошло:

    Ответ: дети зачитывают.

    Учитель: Почему?

    Ответ: Не все истины.

    VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (гимнастика для глаз)

    На окне висит яркий цветок, 7-8 секунд дети смотрят на этот цветок. Если ребёнок сидит слишком близко к нему, то он выбирает любой объект за окном и  смотрит на него.

    VII.ЦАРСТВО НОЧИ

    1.Учитель: Почему для всякого рода загадок, тайн, ужасов, болезней, войн выбран именно Дворец Ночи? Символом чего является Ночь?

    Ответ: Ночь скрывает всё на свете, это темнота.

    Ответ: Ночь это: «вечный покой»- смерть, ночной сон. Душа Света боится.

    Учитель: Ночь многое закрыла от нас дверью…

    2. Ответ: СТРАХИ

    Истина: СТРАХИ ТЕРЯЮТ СВОЮ СИЛУ, КАК ТОЛЬКО ИХ ПЕРЕСТАЮТ БОЯТЬСЯ.

    3. Ответ: Войны

    Истина ВОЙНЫ МОЖНО ОСТАНОВИТ, ЕСЛИ ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ ВМЕСТЕ   ЖИТЬ В МИРЕ И СОГЛАСИИ.

    Учитель: Но у Ночи есть свои радости (дети зачитывают).

    Зачитайте самые радостные минуты путешествия детей в царство Ночи.

    Ответ: (О птичках)

    Учитель: Огорчение?

    Ответ: (о погибших птицах)

    Учитель: Почему погибли птички?

    Ответ: Не все истины открыли дети, не всё познали.

    VIII. Сад Радостей.

    (Звучит  смех детей)

    Учитель: Вы слышите? Куда мы с вами попали?

    Ответ: В Сад Радостей.

    Учитель: Подойдите все ко мне поближе. Поместим сюда все радости Детства.

    (Вместе с детьми помещаем на доску Радости Детства из произведения)

    • Радость бегать по траве босиком
    • Радость видеть солнышко
    • Радость любить и быть любимым….

    Учитель: Вы забыли ещё одну радость (зачитывается радость Материнской любви).

    Учитель: Перечислите Волшебные Сады для взрослых

    (на доску вывешиваются Радости Взрослых)

    Истина:   ИСПЫТЫВАТЬ РАДОСТЬ ОТ СВОЕГО ТРУДА, ЛЮБВИ, ДОБРОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДУХОВНЫЕ РАДОСТИ.

    IX. Групповая работа

    *Составление афиши

    *Акротексты:

    XI. Итог урока.

    1. Учитель: Можно ли считать путешествие детей удавшимся?

    Ответ: Да, дети открыли для себя важное…

               Они познали истины…

     2. (Звучи голос Души Света со словами напутствия для детей. Учитель записывает на кассету заранее).

     -  Если  Человек благороден и честен, сияние Света и Добра не покидают его до самого конца жизни, а это значит, что я всегда буду с вами. Друзья мои. Но ближе всего я буду к вам. Если ваши дела и помыслы честны и чисты.

    3. Инсценирование.

    - Ой, как мало вопросов!

    - Мало, говоришь? Что ж, согласна. А как ты думаешь, что сложнее- спрашивать или отвечать?

    - Разумеется. Отвечать.

    - Тогда тебе и всем ребятам очень лёгкое задание: придумать вопросы к «Синей Птице».

    - А какие?

    - Любые. Только одно условие - отвечать на них должно быть интересно. Они должны учить ребят быть Читателями.

    4. Рефлексия: дети дарят нарисованную Синюю Птицу  любому, кому хотят пожелать счастья.

     Примечание: на этом уроке используется карта- схема странствий детей-героев сказки. На ней условными красочными рисунками изображены все те пункты, где побывали Тильтиль и Митиль и где им открылись какие-то важные истины. Рядом с каждым рисунком появлялось изображение мальчика и девочки, пока речь шла об этих местах; затем, когда необходимая истина найдена, фигурки персонажей перемещаются в следующий пункт, а рядом помещается «истина», записанная на отдельной полоске бумаги. Таким образом, нужная мысль фиксируется в словесной форме и остаётся перед глазами обучающихся до конца урока, что позволит потом легко сделать обоснованное обобщение и подвести к главному выводу произведения.

    На  этом уроке я использовала  компьютерную презентацию с красочными картинками путешествия героев.

     



    Предварительный просмотр:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План- конспект урока литературного чтения (4 класс)

    Тема: Как Христофор Колумб открыл Америку....

    Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."

    Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..." На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина...

    План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

    Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...

    Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)

    Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс) ...

    конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

    конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек",  урок изучения нового материала...

    План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

    Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

    Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

    В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...