Главные вкладки

    План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"
    план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

    Данилова Вероника Вячеславовна

    Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя  полноценным, мощным, таким, которое потрясает душу, может помочь сопоставительный анализ текста произведения с музыкальным или художественным искусством.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока литературного чтения

    «Изучение произведения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой»

    Автор: Данилова

    Вероника Вячеславовна

    Санкт-Петербург, 2013

    Тема: «Изучение произведения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой»  (Изучение лирического пейзажного стихотворения. Сопоставительный анализ текста стихотворения с произведениями  музыкального искусства).

    Класс: 2.

    УМК: «Перспектива».

    Цели: познакомить учащихся с стихотворением Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою».

    Задачи:

    1.       В конце урока учащиеся смогут выразительно прочитать стихотворение.

    2.       Ученики смогут дома нарисовать рисунок к стихотворению.

    3.       Учащиеся смогут выбрать подходящий к стихотворению музыкальный фрагмент.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А., записи произведений Антонио Вивальди «Времена года» («Зима» 1 и 2 части).

    Ход урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    - Здравствуйте! Проверьте, все ли у вас готово к уроку: у каждого на столе должны быть учебники. И пеналы.

    Подготовка к восприятию произведения

    -  Давайте вспомним, какое время года было совсем недавно?

    - Какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

    - Какой запомнилась вам эта зима?

    - Нравится ли вам зима? Почему?

     

    - Я предлагаю вам сегодня вернуться на несколько месяцев назад, в прошлое, в то время, когда была зима. У нас у всех есть свои представления о зиме. Как человек может запечатлеть те чувства и эмоции, которые вызывает у него зима?

    - Мы в нашем путешествии  попробуем выяснить, что привлекает авторов в зиме, какие переживания она у них вызывает.

    - Наши мнения о зиме разделились. Вот и композиторы в своих произведениях видели зиму по-разному. Послушайте 2 музыкальных фрагмента, посвященных зиме, и попробуйте определить, какую зиму показал композитор в двух этих фрагментах.

    - Какую зиму вы услышали в первом фрагменте?

    - Какие чувства испытали при прослушивании?

    - Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления?

    - Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента?

    - Какими словами можно охарактеризовать  зиму, которую вы услышали во втором фрагменте?

    - Какие чувства вызвала у вас эта мелодия?

    - Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления?

    - Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента?

     

    - Кто еще посвящал свои произведения зиме?

    - Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева и узнаем, какой видит зиму он, и какие переживания она у него вызывает.

    - Зима


    - Снег, ветер, мороз….


    Высказывают свои мнения.

    Высказывают свои мнения, которые расходятся: кому-то зима нравится, кому-то нет.

     



    - Сочинить стихотворение, написать картину, сочинить музыку…

     

     






    Слушают музыкальные фрагменты.

     

     

    - Холодная, снежная, морозная…

     



    - Быстрый темп, громкая музыка…


    - Вьюга, сильный снег, холодно….


    - Спокойная, неподвижная, загадочная...

     



    - Медленный темп, тихая плавная музыка…

    - Легкий снег, солнце, снег блестит, деревья в снегу…


    - Писатели, художники.

    Этап первого восприятия

    - Послушайте стихотворение (читает учитель).

    Слушают стихотворение.

    Проверка первичного восприятия

    - Понравилось ли вам стихотворение?

    - Как вы думаете, автору нравится такое время года как зима?

    - Почему вы так решили?

    Высказывают свое мнение.

    Этап постановки учебной задачи

    - Представим, что мы сегодня с вами станем художниками, и  нам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сможем ли мы сразу это сделать? Почему?

    - Что же нам нужно сделать для создания картины?

    - Сегодня мы с вами выступим в роли художников, но для того, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, нам необходимо разобраться в произведении и выяснить, какой же изобразил зиму в своем стихотворении Федор Иванович Тютчев, какие чувства она вызывает. Почему для нас, художников, это важно?




    - Нет, потому что надо разобраться в том, какую зиму изобразил автор.

    - Проанализировать стихотворение.

     Слушают.

    - Наша иллюстрация должна вызывать эти чувства у тех, кто ее будет рассматривать.

    Этапы перечитывания и анализа художественного произведения

    - Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какой музыкальный фрагмент, из прослушанных нами, подходит к этому стихотворению по настроению?

    - Почему?

     

     

    - Почему вы решили, что лес неподвижный?

    - Какие  слова автора в тексте вам подсказывают?

     

    - Кто же или что сделал лес неподвижным?

    - Найдите в тексте, как автор называет зиму?

    - Как вы понимаете, кто такая чародейка?

    - Какие же еще признаки волшебства есть в тексте? Найдите в тексте и подчеркните их, а потом зачитайте.

    - Для чего автор, так часто использует слова, которые относятся к волшебству?

    - Есть ли разница в значениях слов «околдован» и «заколдован»? Если есть, то какая?

    - Здесь создается образ пассивности: лес не сопротивляется, чары на него направлены – и теперь он неподвижен, со всех сторон в чарах – околдован.  Различие между словами «заколдован» и «околдован» в том, что если предмет заколдовать он меняет свои свойства: красивый стает некрасивым… А околдованный предмет – застыл под чарами, остановлен в движении или утрачивает способность видеть мир, поглощен чем-то одним. Значит, что подчеркивает поэт, используя слово «околдован»?

    - Можно ли заменить слова «окован», «опутан»  на слова «закован», «запутан»? Почему?

    - Как автор относится к этому лесу?

     

    - Какие непонятные слова встретили?

    - Мещет - мечет (старославянская форма 3 лица единственного числа современного глагола "метать");  в толковом словаре Ожегова - опутать: подчинить себе, охватить О. кого-н. своими чарами.

    - Лес неподвижен, но солнце мечет лучи. Для чего?

    - Вспомните  сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Прочитайте на карточках описание героя этой сказки и попробуйте отгадать, о ком идет речь?

    Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина.

    - Кого описывают в этом тексте?

    - Какая она предстает перед нами?

    - Какие чувства она вызывает у нас?

    - Вспомните сказку. Что же скрывалось за этой красотой Снежной королевы?

    - Какие чувства она вызывала, когда мы узнали о ней больше?

    - Хотелось ли бы вам встретиться со Снежной королевой? Почему, она же очень красивая?

    - Автор, описывая Снежную королеву, называет ее красоту ослепительной. И в нашем стихотворении есть такое выражение. Как вы понимаете его значение?

    - Почему еще в лесу может слепить глаза?


    - Зимой на улице есть снег. А в лесу из стихотворения есть снег?

    - Почему вы так решили? Зачитайте строки, подтверждающие это?

    - С чем сравнивает Тютчев снег в стихотворении?

    - Как вы думаете, какой лес хотел показать нам автор, используя подобные сравнения, описывая волшебство?

    - Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем?

    - Автор описывает лес, но заходит ли он в него? Почему?

    - Этот лес кажется автору удивительным, сказочным, и он словно хочет поделиться с нами своей тайной: рассказать об этом лесе. Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно, передавая и восхищение, и удивление, и опасения автора. Для этого выясним, с какой интонацией надо его читать?

    - А как ее создать голосом?

    - Когда мы восхищаемся мы говорим тихо или громко? Всегда ли?

    - А если мы видим что-то красивое, удивительно красивое, как мы выразим свои чувства?

    - Если закричим, то чудо исчезнет.  Как же в нашем случае? Будет ли поэт кричать, прыгать от восторга?

    - Но если мы все стихотворение прочитаем тихо, в одном тоне, выразим ли мы все оттенки чувств, которые испытывает автор?

    - Значит, интонация будет меняться. Давайте подумаем, когда это будет происходить?  Какие чувства испытывает поэт в перовой строфе?

    - Кто попробует прочитать?

    - Что будет меняться во второй? Значит, как поменяется интонация?

    - Будет ли меняться темп? Где и почему?

    - Будет ли меняться сила голоса? Где и почему? Кто попробует?

    - Где необходимо сделать паузы? Почему?

    - Что меняется в третьей строфе? Как будем читать?

    - А теперь такой-то ученик попробует прочитать все стихотворение, учитывая все наши замечания. Остальные внимательно слушают, не мешают, потому что читать выразительно трудно. После чтения мы обсудим исполнение.

    - Что получилось у читающего? Что бы вы ему посоветовали изменить? Почему?

    Читают стихотворение.


    - Второй


    - Там музыка была медленная, спокойная и в стихотворении картина представляется неподвижная.

     


    - Околдован, неподвижною, немою, сном очарован, окован…


    - Зима


    - Чародейка


    - Волшебница

    - Лес околдован, он сравнивается  с человеком.


    - Чтобы показать, что лес необычный.


    - Разница есть. Слово «заколдован» имеет некую отрицательную окраску.

     












     

    - Что лес находится в плену зимы.

     

    - Нет. Т.е. все глаголы подчеркивают зависимость леса, его подчиненность зиме.


    - Он хотел показать, что лес его удивляет,  восхищает. 

    - Мещет и опутан

     





    - Cолнце только мечет лучи, м.б., стараясь освободить лес, но пока бессильно.

     

     

    Читают.

     

     










    - Снежную королеву

    - Красивая…

    - Восхищение, удивление…

    - У нее было ледяное сердце, она похитила Кая….

    - Страх…


    - Нет, она пугает, красотой ее лучше любоваться.

     




    - Красота, от которой слепит глаза.


    - Лес блестит, солнце мещет луч, лес заблещет.

    - Да, много.


    - Снежная бахрома, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой.

    - С пухом, с бахромой.


    - Лес  кажется сказочным…



    - Восхищение, любование


    - Нет. Потому что он пугает, неизвестно, что он скрывает.

     







    - С загадочной, восторженной.

     

    - Тихо







     - Нет

     


    - Нет

     



    - Восхищение, неподвижность…

     

    1 человек читает

     - 2-3 человека читают, оценивают друг друга.

    Этап обобщения

    - Молодцы, прочитали стихотворение хорошо. Однако вспомним, в какой роли мы сегодня должны выступить?

    - Какую же картину вы представили?

    - Краски каких цветов вы бы использовали? Почему?

    - Как на картине можно изобразить сказочный лес?

    - С какими видами искусства мы сегодня на уроке встретились?

    - Что передают авторы в своих произведениях во всех видах искусства?

    - Значит, чем похожи все виды искусства?



    - Художников

     

    - Белый (снег), желтый (солнце), черный (деревья), голубой (небо)…

    - Блеск, необычные яркие цвета…


    - Музыка, живопись, поэзия.


    - Передают нам свои переживания и чувства, которые вызвала у них зима.

    Этап объяснения домашнего задания

    Дома вам надо будет нарисовать картину к этому стихотворению, стихотворение выучить наизусть и подготовиться к его исполнению.

    Записывают в дневники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

    План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

    План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

    План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

    План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

    Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

    План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

    Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

    Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

    Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...