Главные вкладки

    План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Наталья Александровна Арсланова

    Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».

    Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx32.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    План - конспект

    урока  литературного чтения

    во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого.

    УМК «Школа России»).

    Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».

    Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

    Планируемы образовательные результаты:

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

    учиться: воспринимать на слух прочитанное; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

    Метапредметные: познавательные: овладевать навыками смыслового чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели, выделять существенные признаки; регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, предвосхищать результат; коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

    Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

    Тип урока: открытие нового знания

    Технология: продуктивного чтения.

    Методы и формы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД каждого этапа

    Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    - Ребята, чего вы ждете от сегодняшнего урока? Начните свой ответ со слов... (Сегодня на уроке мне хотелось бы...)

    - Что - бы у нас на уроке все получилось, что для этого необходимо?

    - Мы себя настроили на рабочий лад. Пусть всё у нас сегодня получится!

     - Каждый урок литературного чтения – это новая встреча, а с кем или с чем можно встретиться на уроке?  

    - Сегодняшний урок не исключение. Нас ждет новая встреча, а впрочем, сейчас вы все узнаете.

    Познавательные УУД:

     Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

    Регулятивные УУД:

     Слушать  учителя, понимать и выполнять задания  на уроке.

    Коммуникативные УУД:

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме . участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    II. Постановка учебной задачи.

    (Слайд 1)

    - Вы узнали этого писателя? Что вы знаете о творчестве этого писателя?

                    Жил на земле добрый волшебник.

    Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных.

    И сам с ними разговаривал…

    И разговор деревьев он понимал.

    И с цветами здоровался

    А волшебником этим был, хороший добрый писатель - М.М. Пришвин.

    -  Любимая тема писателя – это тема природы.

    (Слайд 2)

    - Ребята, посмотрите  на выставку книг,  что вы заметили?

    - Герои его произведений часто становились животные домашние и дикие.

                                                        (Звук утки.)

    - Ой, ребята вы привели утку на урок? Девочки может это вы?

    - Откуда она взялась? Я, кажется, догадалась, а вы? (из книжки, сказки...)

     - Т.е. вы считаете, что утка с утятами герои сегодняшнего произведения?

    Познавательные УУД:
    - находить необходимую информацию в учебнике;
    - наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

    Коммуникативные УУД:
    - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
    - организация работы в трёх группах;
    - владеть грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
    - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    Регулятивные УДД:
    - оценивать  задания по следующим параметрам: легко выполнять,

    ΙΙΙ. Развитие умений. Работа с текстом до чтения.

    - Давайте проверим. Прочитайте заглавие рассказа М. Пришвина с которым мы сегодня познакомимся (Читает 1 ученик)

    - Можно ли по названию рассказа понять,  о чём оно?

    – Кто из вас и где видел маленьких утят?

    – Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

    - Чирок – свистунок. Кто это? 

    - А в каком источнике точно можно узнать значение этого слова?  (в словаре)

    - Незаменимый помощник в руках. Толковый словарь Ожегова. В этом словаре собрано значение более 80 000 русских слов, в том числе есть и толкование слова чирок – свистунок.

     - Обратимся к словарю Ожегова (слайд ЧИРОК,  Речная водоплавающая птица семейства утиных.) (слайд3)

    – В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. 

    • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 4)
    • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
    • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд  5)
    • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 6)
    • Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 7)

    Мы будем читать текст и вести диалог с автором. Задавать автору вопросу,  сами искать на них ответы и проверять свои предположения по ходу чтения.

    Познавательные УУД

    -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    -ориентироваться на развороте учебника.

    аходить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Регулятивные УУД:

    пределять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

    -проговаривать последовательность действий на уроке.

    читься высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

    читься работать по предложенному учителем плану.

    ΙV. Работа с текстом во время чтения.

    Чтение рассказа.

    Чтение до первой остановки  (1 предложение)

    -Как вы думаете, что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? (Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась).

    - Что значит для утят свобода? (Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе).

    - Сколько надо было идти до озера? (версты три)

    - Сколько это километров? (чуть больше 3 км)

    - Это много или мало для человека? (это не совсем много, человек может пройти это расстояние)

    - А как вы думаете: А для маленькой уточки? (это очень много, особенно для маленьких утят).

    Чтение до второй остановки  ...

    - Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? (Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали).

    - Какие враги были у уток? (люди, лисица, ястреб).

    - Как вы думаете, почему мать шла позади? (Чтобы видеть, что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них).

     - Какая главная мысль этой части?

     – Как озаглавим эту часть?(Утка повела утят к озеру.)

    Чтение 2 части.

    - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками, ловили утят).

    - Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (Все время , пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении).

    - Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении? (слово величайшее употреблено не случайно, если мы посмотрим в толковый словарь, то слово величайший обозначает - превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся; автор написал именно так, чтобы показать что утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят).

    – А какое чувство пережили утята?

     – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы она кричала? (спасите, помогите)

     – А какое слово вы кричите, когда боитесь? ( Мама)

     -  На кого же похожи в данном случае утята (На детей)

    Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

     - Какая главная мысль этой части? (Ребята ловили утят.Зашвыряли шапками.)

     – Как озаглавим эту часть? (Беда.)

    - Предположите как продолжится эта  история про ребят и утят?

    Чтение 3 части до слов  Мать отлетела немного...

     – Кто помешал мальчишкам? (герой- рассказа)

    – Утята пойманы, что собираются делать ребята?(отпустить)

     – Смогли ли ребята объяснить свой поступок? ( нет не смогли)

    - Какая главная мысль этой части?

     – Как озаглавим эту часть? (Приказ взрослого. )

     Как вы думаете, чем закончится рассказ?

     – Что сделали бы вы, оказавшись рядом с ребятами?

     – Что можно сказать о ребятах?

    – Как их назвал рассказчик? (глупыши- ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.)

     – Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? (бросилась спасать своих сыновей и дочерей)

     – Как шла уточка-мать в начале рассказа? (позади)

     – А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от врагов)

     – Как Пришвин попрощался с утятами? Докажите строчками из произведения.

     – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения)

     – Перед кем этот знак уважения? Почему?

     – Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

     – Что пожелали люди утятам?

    - Какая главная мысль этой части? (Семья продолжает свое путешествие.)

     – Как озаглавим эту часть? (Свобода)

    Личностные результаты

    азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

    ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД

    азвиваем умение слушать и понимать речь других.

    ыразительно читать и пересказывать текст.

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    мение работать в паре и в группах.

    V. Физминутка.

    Вышли уточки на луг

    Кря-кря-кря! (Шагаем.)

    Пролетел зеленый жук

    Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

    Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

    Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

    Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

    Ш-ш-ш

    И опять настала тишь. (Сели)

    VΙ. Работа с текстом после чтения. Работа в группах:

    1 группа –Работа с картинным планом.

    - Вы видите иллюстрации к рассказу. Расположите картинки в последовательности друг за другом, так как описываются события в рассказе? И озаглавьте каждую картинку.

    I.    В озеро на свободу.

    II. Ловля утят.

    III. Встреча с героем - рассказчиком.

    IV. Продолжение путешествия.

    2 группа – Характеристика героев и их поступков.

    -Ребята Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с Героем-рассказчиком? Какими стали в конце рассказа?

    - Герой-рассказчик Как вы думаете, почему автор разговаривает с ребятами строго, сердито, он итак взрослый, дети бы его итак послушали. (Чтобы показать ребятам, что так делать нельзя, если бы он просто говорил им  обычным голосом, они бы выпустили птиц и все, а так ребята задумались о своем поступке, автор их пристыдил своим голосом).

    3 группа - работа с пословицами.  

    Прочитать пословицы, найди те, которые более всего отражают смысл рассказа, объяснить их смысл.

    «Сей добро, посылай добро, оделяй добром»

    «За правое дело стой смело» 

    «Добрый пример лучше ста слов.»

    «Кто скоро помог, тот дважды помог»

     «Умел ошибиться – умей и поправиться»

    - Какие пословицы более всего отражают смысл  рассказа?

    Регулятивные УДД:
    - оценивать  задания по следующим параметрам: легко выполнять,

    VΙΙ. Итоги урока. Рефлексия.

    - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

    – Как автор назвал свой рассказ?  Почему?

    (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.)

    – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? Что для себя вы поняли, прочитав это произведение? Начните свой ответ со слов.

    Я понял...

    Мне захотелось...

    Я буду стараться...

    (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь, задумываться о том как мать относится к своим детям, о ее чувствах и переживаниях. Быть добрыми людьми!)

    Ну, что молодцы, ребята! Я тоже считаю, что вы отлично сегодня поработали.

    Познавательные: ориентируются в системе знаний.

    Регулятивные: оценивают собственную деятельность.

    Личностные: проявляют интерес к предмету.

    VΙΙΙ. Домашнее задание.

    Подготовить пересказ от имени ребят или утят

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"

    урок  составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...

    Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

    Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....

    Итоговые задания по литературному чтению по основным разделам программы "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"

    Представлены задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 4 класс. С помощью итоговых работ можно проконтролировать, насколько усвоены учащимися программные знания, ...

    Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ. Д. ХАРМС, Н. ГЕРНЕТ «ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ. Д. ХАРМС, Н. ГЕРНЕТ «ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

    Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

    Конспект урока литературного чтения на тему «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»» (УМК «Школа России», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о весне; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов, ...