УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Волошина Людмила Алексеевна

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которыми пользовался автор

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_chteniya_3_kl.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XXI века»  Урок литературного чтения. 3 класс

Тема урока. С. Есенин .  Стихи о Родине ( отрывки)

Учебные задачи:

  1. Ввести в круг чтения детей стихи С.А. Есенина;
  2. Формировать понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта);
  3. Учить видеть в тексте произведений эпитеты, сравнения, олицетворения;
  4. Учить передавать свои чувства  через выразительное чтение;
  5. Формировать умения работать в паре;
  6. Формировать умения высказывать и пояснять свою точку зрения.

Оборудование: портрет поэта, книжная выставка, модели обложек изученных произведений, картинка с изображением клена.

Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2.-4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф», 2009. (Начальная школа XXI века).

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради №  2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА 

Структура урока

Содержание этапа урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I Организационный момент


Настрой учащихся на предстоящую работу:


 II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Актуализация знаний.

Фронтальная работа.

Аудиопрослушивание.


Дети слушают, рассуждают, объясняют свой выбор.

Д: Стихи Сергея Есенина.

 - Ребята сейчас вы прослушаете отрывки из известных романсов. Ваша задача определить, кто автор стихов.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?..

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблок дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым…

-А с какими произведениями поэта мы уже знакомы?

-А о чем пишет поэт свои стихи? Как вы думаете, только ли о природе?

2) Сообщение темы и цели урока.

 Фронтальная работа.

Высказывают предположение, вместе с учителем учатся формулировать  цель предстоящего урока.

Мы познакомимся  ..

- О чем еще писал поэт свои стихи?  

– Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина.

III. Первичное усвоение новых знаний.

1)Первичное чтение отрывков  на стр. 63 учащимися. про себя

Самостоятельная работа.

Д: «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою»»

Д: природа, Русь, Россия, Отечество, родной край, семья, друзья.

(Родина – место, где человек родился и вырос: город, село, а также страна, гражданином которой он является.
Родина – Отечество, родная сторона.
Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где мы  родились  и выросли. Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.) .

 Прочитайте эти отрывки вслух  и постарайтесь передать  чувства поэта.

– Какие слова поэта говорят о его любви к Родине?

 Что имел в виду Есенин, произнося слово Родина?

- А как вы понимаете слово Родина?

2)Первичная проверка понимания текста.

Фронтальная работа.

Д: Восторженное, ликующее, воспевающее.

 Какое настроение автора вы почувствовали при изучении данных отрывков?

– Какие чувства возникли в вашем сердце?

3)Словарная работа.

Фронтальная работа.

Стр.64 учебника

пройдёт вражда племён –  народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир;
Воспевать – славить;

Шестую часть земли – площадь России

4) Выразительное чтение отрывков.

Д: о вражде, лжи и грусти с чувством тревоги, печали; воспевать – с чувством радости
Д: неторопливо, потому, что надо показать как поэт будет воспевать Русь

С каким чувством будем читать? Все ли строки будем читать одинаково? В каком темпе мы будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?

5) Работа над иллюстрацией в учебнике

Рассматривают иллюстрацию, высказывают свое мнение, учатся соотносить текст и иллюстрацию

-К какому отрывку подходит иллюстрация?
Для Есенина Россия - благодатный край земли.

 - Почему   изображение храма?

« Православные русские люди не мыслили жизнь без бога»

6) Эмоциональная подготовка к восприятию следующего стихотворения.

Фронтальная работа

Учащиеся учатся понимать специфику словесного искусства, художественного образа. Определять сюжет, тему, главную мысль произведения

-  Для Есенина привязанность к Родине, означает, прежде всего, привязанность к её природе, малой родине, народной жизни.

– В 1922 году он вылетел на аэроплане в Кенигсберг, объездил всю Европу и Северную Америку. Полтора года длилась разлука поэта с Родиной. Разлука с Родиной и послужила причиной для написания стихотворения «Я покинул родимый дом…» в 1924 году, с которым мы сегодня познакомимся.

- Как вы думаете, о чем  будет это его стихотворение?

7)Первичное восприятие текста.

Фронтальная работа.

Прослушивание стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом…» в аудиозаписи в исполнении мастеров слова и самого автора.

Восприятие на слух стихотворного текста в исполнении мастера художественного слова.

– Какое настроение хотел передать автор?

- Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?

- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый. Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.

8) Словарная работа.

Фронтальная работа.

Березняк – берёзовый лес, роща.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

- Как понимаете значение слов березняк и пурга?

IV. Первичное закрепление

1)Чтение учащимися стихотворения про себя.

Самостоятельная работа.

Учатся выделять в тексте эпизоды, сопоставлять их, выявлять их эмоциональную окраску. Выделять  в тексте портрет, пейзаж, понимать их роль в тексте. Выявлять языковые средства выразительности (синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения.)

Работа над 1-2 заданиями стр.64  учебника.

– Какой видит поэт Русь?  Почему голубой?

 – Синие и голубые  цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.»

2) Работа по заданиям учебника на стр.64.

Фронтальная работа.

Д: Сравнение двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.

Д: Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

- Давайте вспомним  о таком языковом средстве, как сравнение. Обратите внимание  на изображение клена (на доске) Так с чем же сравнивает автор старый клен? Почему?

- В каких строфах есть сравнения? Прочитайте.

- Выполняем задание 4 на стр.64.

Существует такое языковое средство, как олицетворение. Что оно обозначает?

 - Найдите олицетворения в тексте. Прочитайте строфы, в которых есть олицетворения.

3) Работа в рабочей тетради стр.36-37

Работа в паре.

Задания под звездочкой выполняются  совместно с учителем.

Самостоятельная работа, направленная на выявление знаний учащихся по содержанию прослушанного материала. (подчеркивание рифм, вписывание пропущенных слов)

- Работаем в паре. Выполняем 1 и 2 задания с последующей проверкой.

4)Работа над выразительным чтением.

Чтение вслух с соблюдением орфоэпических и интонационных норм, темпа речи, пауз, логических ударений.

Д: В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.

Д: Будем читать неторопливо, не очень громко – печально, в конце громче – тревожное переживание героя.

- В каком темпе мы будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? Громко или не очень?

- Где будем делать небольшие паузы при чтении?

- Какую интонацию мы выберем для чтения? (восхищённая или грустная).

-  Подведем итог. Так как же надо читать это стихотворение?

5)Работа с иллюстрацией на стр.64

Фронтальная работа

Соотнесение текста и иллюстрации.

- Найдите в тексте слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

- Почему поэт говорит о клене? Что мы можем предположить?

6) Чтение стихотворения

учащимися вслух цепочкой.

Учатся читать стихи выразительно, используя интонацию, паузы, темп  в соответствии с особенностями художественного текста.

V.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выучить стихотворение на стр.64. наизусть, выполнить задание №6 на с.36 в рабочей тетради.

VI.Рефлексия (подведение итогов занятия

- Какая тема прослеживается во всех стихах поэта?

– Какая модель обложки соответствует  произведениям,  с которыми  мы познакомились на сегодняшнем уроке? Почему, объясните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройде...

УМК «Начальная школа XXI века» Урок математики в 4 классе Тема урока: «Распределительные свойства умножения»

Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...

Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/

Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Стихи о Родине"

Тема: «Стихи о Родине и родной природе».Тип урока: повторительно-обобщающий.Форма проведения: с применением информационных технологий, парной  работыДидактические цели:Образовательные...

Конспект урока С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…», 3 класс

По данной ссылке вы можете сказать презентацию и все необходимые файлы для урока.https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-sa-esenin-stihi-o-rodine-otrivki-ya-pokinul-rodimiy-dom-kl...


 

Комментарии

Волошина Людмила Алексеевна

Третьеклассники уже знакомы с некоторыми произведениями С. Есенина, на данном уроке они знакомятся с новыми стихами, узнают о многогранности таланта поэта.