Конспект урока по литературному чтению по теме: "Стихи о Родине"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема: «Стихи о Родине и родной природе».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: с применением информационных технологий, парной работы
Дидактические цели:
- Образовательные:
- обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
- отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
- совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
- Развивающие:
- создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
- развивать речь у детей, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
- обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитательные:
- создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
- показать значимость нравственной категории «человечность»;
- формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_lit_chteniyu_stihi_o_rodine.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
Урок по литературному чтению:
«Стихи о Родине и родной природе»
учитель начальных классов
Напалкова Н.В.
Саранск 2018
Тема: «Стихи о Родине и родной природе».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: с применением информационных технологий, парной работы
Дидактические цели:
- Образовательные:
- обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
- отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
- совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
- Развивающие:
- создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
- развивать речь у детей, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
- обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитательные:
- создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
- показать значимость нравственной категории «человечность»;
- формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
- Формируемые УУД:
- регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;
- познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
- коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с музыкальным сопровождением, карточки для работы, портреты поэтов: И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, С.А.Есенина, И.А.Бунина; книги русских поэтов; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия", "олицетворение", "метафора"; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; толковый словарь русского языка С.И Ожегова, оценочный лист.
Организация рабочих мест: на столах карточки – задания, оценочный лист; учебник "Литературное чтение" (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Все ли готовы к уроку?
- Как вы думаете, ребята, что нам пригодится для успешной работы на уроке? (ответы учащихся: знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка)
- Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке литературного чтения.
II. Актуализация опорных знаний.
- Возникновение проблемной ситуации.
- Сегодня мы завершаем путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь». Давайте вспомним, что такое поэзия? (Ответы детей: Стихотворное творчество; стихи, написанные поэтами)
- Прочитайте предложения.
Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.
- Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.
- Что вы теперь скажете о поэзии?
2. Работа со словарем
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.
-Известный педагог Василий Сухомлинский писал:
«Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».
3. Сообщение темы урока
- Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности, красоты)
- Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь решить? (поэты)
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.
<Слайд 1>
«Стихи о Родине и родной природе».
<Слайд 2> (портреты поэтов)
III. Постановка учебной задачи.
- Цели и задачи урока
- Итак, сегодня мы вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о средствах и приёмах лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине.
IV. Обобщение знаний.
- Выявление познавательного интереса
- В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей. Сегодня на уроке мы вместе с поэтами, художниками и композиторами расскажем сказку о временах года.
<Слайд 3>- Чтение стихов о Родине и природе в группах.
<Слайд 4>-Составление списка книг, стихов. Сообщение сведений об авторе.
-Скажите, это стихотворение? Почему? (рифма, интонация) вывешиваются слова
2. Выразительное чтение стихов наизусть
<Слайд 5>- Найдите в стихотворении олицетворение? Что такое олицетворение? Метафора? ( слова на доске)
<Слайд 6-7>-- Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»
-Найдите сравнения, эпитеты, олицетворение? (слово на доске)
<Слайд 8-9>-- Отличие стихотворений от других жанров.
<Слайд 10-11> Учитель читает. Обмен впечатлениями. -Какие чувства вызывают у вас эти стихи?
-Какие картины природы мы видим?
<Слайд 12> Чтение стихов учащимися. А.Плещеев «Уж тает снег…», И.Бунин «Прошли дожди». Обмен впечатлениями.- Найдите метафору в стих И.Бунина.
V. Минутка отдыха. Музыка Чайковский «Апрель»
- Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите, как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.
Слушание представителей каждой группы (отзыв о стихотворении, чтение наизусть)
-Какое настроение вызывают стихи? Как вы понимаете слова поэта «душистых опахал», «снотворный звон»?
- Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.
Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.
- У кого из поэтов осень была любимым временем года? (А.С.Пушкин)- Как он её называл?(Унылая пора, очей очарованье…)
- Какие стихи об осени вы приготовили?
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». – О чём сожалеет поэт? Что его радует?
VI. Работа в парах на карточках.
-Восстановить строки стихотворения поэта, вставив подходящие эпитеты? Кто автор этих строк? (С.А.Есенин) . Проверка. Чтение четверостиший.
VII. Рефлексия деятельности (итог урока).
1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и товарища.
А может быть все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.
- Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё? Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!
- Что на уроке у вас хорошо получалось? (оценивание своей деятельности - оценочные листы)
- Над чем ещё надо поработать?
- Обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями и продолжите их чтение дома.
Оценочный лист
Работа на уроке литературного чтения | Баллы | |
1. | Выразительное чтение стихотворения | |
2. | Чтение наизусть | |
3. | Ответы на вопросы | |
4. | Карточки-задания | |
5. | Всего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...
Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией
Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией. На уроке...
Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией
Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией. На уроке...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи русских поэтов о весне" 2 класс "Перспектива"
ПдЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотворений: выразительно, передавая настроение с помощью голоса и и...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Стихи Ф.И. Тютчева о весне» 2 класс
Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Стихи Ф.И. Тютчева о весне" Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; учить анализировать пр...
Урок по литературному чтению на тему: "Стихи русских поэтов о Родине" (4 класс)
Урок по литературному чтению на тему:"Стихи русских поэтов о Родине" адаптирован для обучающихс 4 класса специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. Урок по ...