Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению по теме: "Стихи о Родине"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Напалкова Надежда Владимировна

    Тема: «Стихи о Родине и родной природе».

    Тип урока: повторительно-обобщающий.

    Форма проведения: с применением информационных технологий, парной  работы

    Дидактические цели:

    1. Образовательные:
    • обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
    • отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
    • совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
    1. Развивающие:
    • создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
    • развивать речь у детей,  виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
    • обогащать словарный запас учащихся.
    1. Воспитательные:
    • создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
    • показать значимость нравственной категории «человечность»;
    • формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_lit_chteniyu_stihi_o_rodine.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

    Урок по литературному чтению:

    «Стихи о Родине и родной природе»

     учитель начальных классов

                                                                Напалкова Н.В.

    Саранск 2018

    Тема: «Стихи о Родине и родной природе».

    Тип урока: повторительно-обобщающий.

    Форма проведения: с применением информационных технологий, парной  работы

    Дидактические цели:

    1. Образовательные: 
    • обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
    • отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
    • совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
    1. Развивающие: 
    • создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
    • развивать речь у детей,  виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
    • обогащать словарный запас учащихся.
    1. Воспитательные: 
    • создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
    • показать значимость нравственной категории «человечность»;
    • формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
    • Формируемые УУД:
    • регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;
    • познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
    • коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация  с музыкальным сопровождением, карточки для  работы, портреты поэтов:  И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, С.А.Есенина, И.А.Бунина; книги русских поэтов; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия", "олицетворение", "метафора"; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; толковый словарь русского языка С.И Ожегова, оценочный лист.

    Организация рабочих мест: на столах  карточки – задания, оценочный лист; учебник "Литературное чтение" (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

     -  Все ли готовы к уроку? 

    - Как вы думаете, ребята, что нам пригодится для успешной работы на уроке?  (ответы учащихся:  знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка)

    - Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке литературного чтения.

    II. Актуализация опорных знаний.  

    1. Возникновение проблемной ситуации.

    - Сегодня мы завершаем путешествие по  разделу «Поэтическая тетрадь». Давайте вспомним, что такое поэзия? (Ответы детей: Стихотворное  творчество;  стихи, написанные поэтами)

    - Прочитайте предложения.

    Поэзия летнего утра.
    Поэзия зимнего дня.
    Поэзия родной природы.

    - Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.

    - Что вы теперь скажете о поэзии?

    2. Работа со словарем

    - Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.

    -Известный педагог Василий Сухомлинский писал:

     «Кто был  глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».

    3. Сообщение темы урока

    - Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности, красоты)

    - Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь  решить?  (поэты)

    - Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.

    <Слайд 1>

     «Стихи о Родине и родной природе».

     <Слайд 2> (портреты поэтов)

       III. Постановка учебной задачи. 

    1. Цели и задачи урока

    - Итак, сегодня мы вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о  средствах и приёмах  лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине.

    IV. Обобщение знаний.

    1. Выявление познавательного интереса

    -   В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей. Сегодня на уроке мы вместе с поэтами, художниками и композиторами расскажем сказку о временах года.

    <Слайд 3>-  Чтение стихов о Родине и природе в группах.

     <Слайд 4>-Составление списка книг, стихов. Сообщение сведений об авторе.

    -Скажите, это стихотворение? Почему? (рифма, интонация) вывешиваются слова

    2. Выразительное чтение стихов наизусть

    <Слайд 5>- Найдите в стихотворении олицетворение? Что такое олицетворение? Метафора? (  слова на доске)

    <Слайд 6-7>-- Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»

     -Найдите сравнения, эпитеты, олицетворение? (слово на доске)

    <Слайд 8-9>--  Отличие стихотворений от других жанров.

    <Слайд 10-11> Учитель читает. Обмен впечатлениями. -Какие чувства вызывают у вас эти стихи?

    -Какие  картины природы мы видим?

    <Слайд 12> Чтение стихов учащимися. А.Плещеев «Уж тает снег…», И.Бунин «Прошли дожди». Обмен впечатлениями.- Найдите метафору в стих И.Бунина.

    V.  Минутка отдыха. Музыка  Чайковский «Апрель»

      - Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите,  как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.

    Слушание представителей каждой группы (отзыв о стихотворении, чтение наизусть)

    -Какое настроение вызывают стихи? Как вы понимаете слова поэта «душистых опахал», «снотворный звон»?

    - Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

    Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.

    - У кого из поэтов осень была любимым временем года?  (А.С.Пушкин)-  Как он её называл?(Унылая пора, очей очарованье…)

    - Какие стихи об осени вы  приготовили?

    Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». – О чём сожалеет поэт? Что его радует?

    VI.  Работа в парах на карточках.

    -Восстановить строки  стихотворения поэта, вставив подходящие эпитеты? Кто автор этих строк? (С.А.Есенин) . Проверка. Чтение четверостиший.

     VII. Рефлексия деятельности (итог урока).  

    1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и товарища.

    А может быть все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

    - Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.

    -  Какую задачу ставили?

    - Удалось решить поставленную задачу?

    - Какие получили результаты?

    - Что нужно сделать ещё? Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!

    - Что на уроке у вас хорошо получалось? (оценивание своей деятельности - оценочные листы)

    - Над чем ещё надо поработать?

    - Обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями и продолжите их чтение дома.

    Оценочный лист

    Работа на уроке литературного чтения

    Баллы

    1.

    Выразительное чтение стихотворения

    2.

    Чтение наизусть

    3.

    Ответы на вопросы

    4.

    Карточки-задания

    5.

    Всего


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

    На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

    На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи русских поэтов о весне" 2 класс "Перспектива"

    ПдЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотворений: выразительно, передавая настроение с помощью голоса и и...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: «Стихи Ф.И. Тютчева о весне» 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Стихи Ф.И. Тютчева о весне"  Цели деятельности учителя: познакомить учащихся  со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; учить анализировать пр...

    Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"

                               Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине.  Никола...

    План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)

    Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

    Конспект обобщающего урока по Литературному чтению по теме "Стихи русских поэтов"

    В конспекте находится материал для обобщения и повторения материала о творчестве великих русских поэтов А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова, изученных в этом разделе....