Конспект урока по литературному чтению по теме: "Стихи о Родине"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Напалкова Надежда Владимировна

Тема: «Стихи о Родине и родной природе».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: с применением информационных технологий, парной  работы

Дидактические цели:

  1. Образовательные:
  • обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
  • отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
  • совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
  1. Развивающие:
  • создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
  • развивать речь у детей,  виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
  • обогащать словарный запас учащихся.
  1. Воспитательные:
  • создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
  • показать значимость нравственной категории «человечность»;
  • формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lit_chteniyu_stihi_o_rodine.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

Урок по литературному чтению:

«Стихи о Родине и родной природе»

 учитель начальных классов

                                                            Напалкова Н.В.

Саранск 2018

Тема: «Стихи о Родине и родной природе».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: с применением информационных технологий, парной  работы

Дидактические цели:

  1. Образовательные: 
  • обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
  • отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
  • совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
  1. Развивающие: 
  • создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
  • развивать речь у детей,  виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
  • обогащать словарный запас учащихся.
  1. Воспитательные: 
  • создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
  • показать значимость нравственной категории «человечность»;
  • формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
  • Формируемые УУД:
  • регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;
  • познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
  • коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация  с музыкальным сопровождением, карточки для  работы, портреты поэтов:  И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, С.А.Есенина, И.А.Бунина; книги русских поэтов; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия", "олицетворение", "метафора"; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; толковый словарь русского языка С.И Ожегова, оценочный лист.

Организация рабочих мест: на столах  карточки – задания, оценочный лист; учебник "Литературное чтение" (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)

Ход урока:

I. Организационный момент.

 -  Все ли готовы к уроку? 

- Как вы думаете, ребята, что нам пригодится для успешной работы на уроке?  (ответы учащихся:  знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка)

- Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке литературного чтения.

II. Актуализация опорных знаний.  

  1. Возникновение проблемной ситуации.

- Сегодня мы завершаем путешествие по  разделу «Поэтическая тетрадь». Давайте вспомним, что такое поэзия? (Ответы детей: Стихотворное  творчество;  стихи, написанные поэтами)

- Прочитайте предложения.

Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.

- Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.

- Что вы теперь скажете о поэзии?

2. Работа со словарем

- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.

-Известный педагог Василий Сухомлинский писал:

 «Кто был  глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».

3. Сообщение темы урока

- Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности, красоты)

- Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь  решить?  (поэты)

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.

<Слайд 1>

 «Стихи о Родине и родной природе».

 <Слайд 2> (портреты поэтов)

   III. Постановка учебной задачи. 

  1. Цели и задачи урока

- Итак, сегодня мы вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о  средствах и приёмах  лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине.

IV. Обобщение знаний.

  1. Выявление познавательного интереса

-   В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей. Сегодня на уроке мы вместе с поэтами, художниками и композиторами расскажем сказку о временах года.

<Слайд 3>-  Чтение стихов о Родине и природе в группах.

 <Слайд 4>-Составление списка книг, стихов. Сообщение сведений об авторе.

-Скажите, это стихотворение? Почему? (рифма, интонация) вывешиваются слова

2. Выразительное чтение стихов наизусть

<Слайд 5>- Найдите в стихотворении олицетворение? Что такое олицетворение? Метафора? (  слова на доске)

<Слайд 6-7>-- Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»

 -Найдите сравнения, эпитеты, олицетворение? (слово на доске)

<Слайд 8-9>--  Отличие стихотворений от других жанров.

<Слайд 10-11> Учитель читает. Обмен впечатлениями. -Какие чувства вызывают у вас эти стихи?

-Какие  картины природы мы видим?

<Слайд 12> Чтение стихов учащимися. А.Плещеев «Уж тает снег…», И.Бунин «Прошли дожди». Обмен впечатлениями.- Найдите метафору в стих И.Бунина.

V.  Минутка отдыха. Музыка  Чайковский «Апрель»

  - Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите,  как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.

Слушание представителей каждой группы (отзыв о стихотворении, чтение наизусть)

-Какое настроение вызывают стихи? Как вы понимаете слова поэта «душистых опахал», «снотворный звон»?

- Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.

- У кого из поэтов осень была любимым временем года?  (А.С.Пушкин)-  Как он её называл?(Унылая пора, очей очарованье…)

- Какие стихи об осени вы  приготовили?

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». – О чём сожалеет поэт? Что его радует?

VI.  Работа в парах на карточках.

-Восстановить строки  стихотворения поэта, вставив подходящие эпитеты? Кто автор этих строк? (С.А.Есенин) . Проверка. Чтение четверостиший.

 VII. Рефлексия деятельности (итог урока).  

1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и товарища.

А может быть все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

- Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.

-  Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё? Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!

- Что на уроке у вас хорошо получалось? (оценивание своей деятельности - оценочные листы)

- Над чем ещё надо поработать?

- Обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями и продолжите их чтение дома.

Оценочный лист

Работа на уроке литературного чтения

Баллы

1.

Выразительное чтение стихотворения

2.

Чтение наизусть

3.

Ответы на вопросы

4.

Карточки-задания

5.

Всего