Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гнутова Елена Леонидовна

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – творческое, способное решать новые задачи. А что такое творчество? Это процесс реализации собственных представлений. Как же развить творческое мышление? Что может организовать детей? Моё убеждение в том, что детей может организовать только совместная деятельность. 

Как правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах, мастер-классах. Я пришла к выводу: чтобы вести урок по новым технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать. 

А что такое сотрудничество? Во-первых, необходимо на уроке дать ребенку высказаться. Те, кто высказался, подали руку к сотрудничеству. Я могу с ними сотрудничать, т. е. предложить посмотреть на эту проблему с разных сторон. Но если ребенок не задает вопросов, помочь ему невозможно. Ребенок должен понимать, о чем спрашивает учитель. По исследованиям Дубровиной, у 78% детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает учитель. Пока ребёнок не проговорит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Надо предложить им: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помоги, найди ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать, тогда поймут, о чем идёт речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc584 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

Система: УМК «Школа России».

Учебник:  Климанова Л.Ф. и др. Родная речь. Учебник для 3 класса по литературному чтению. Часть 1.  Москва: Просвещение, 2005.

Тема: А.Плещеев «Осень наступила. Высохли цветы…»

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, магнитофон с

грамзаписью музыки П.И. Чайковского “Времена года” пьеса «Октябрь»

             Цели:

  • Ознакомить  учащихся со стихотворением А.Плещеева
  • Использовать приемы, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, сопоставлять; развивать образное мышление учащихся, внимание к слову;
  • Создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицей);
  • Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка:

На доске:

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.

- Прочитайте. Что написано? (Пословица).

- Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу. Как вы ее понимаете? (дети объясняют смысл пословицы.)

- Работа над четким проговариванием; чтение скороговоркой.

3. Подготовка к восприятию.

           Звучит музыка П.И. Чайковский “Времена года” пьеса “Октябрь» с показом слайдов:

- Чем похожи фотографии? Чем они отличаются? Какое настроение они у вас вызывают?

- Какая фотография вам нравится больше? Почему?

  • К какой из фотографий подходит музыка П. И. Чайковского, которую вы слушали? Почему? Какой характер музыки? (лирический, напевный, грустный, спокойный, заунывный, задумчивый) 

Пётр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу.

Поэты, художники и композиторы, используя различные средства выразительности - слово, краски, звуки, воспевали красоту, выражали свою любовь к Родине, природе.

На доске:

нас-ту-пи-ла         наступила

вы-сох-ли         высохли

жел-те-ет        желтеет

за-зе-ле-не-ли         зазеленели

мо-ро-сит         моросит

- Прочитайте первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

4. Первичное восприятие.

- Послушайте стихотворение и скажите, о какой осени пишет поэт А.Плещеев?

- Чтение стихотворения учителем или слушание аудиозаписи.

5. Проверка первичного восприятия.

- О какой осени пишет поэт? Почему вы так думаете?

- Найдите строки, в которых поэт говорит о природных объектах, как о живом существе.  

  (вопрос требует повторного чтения)

6. Повторное чтение. ( про себя)

7. Анализ текста.

- Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?

- Где поэт наблюдает осеннюю картину?

- Как осень изменила всю окружающую природу?

- Какие краски для изображения осени использует автор?

- Что такое озимь? (Озимь – озимый посев, его всходы. Озимый – об однолетних растениях: засеиваемый осенью, зимующий под снегом.)

8. Подготовка к выразительному чтению.

- Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?

- Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?

- Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. (Составление партитуры текста)

- Прочитайте стихотворение выразительно, предавая настроение.

9. Выразительное чтение стихотворения.

10. Итог урока.

- У стихотворения А.Плещеева нет названия. Все привыкли узнавать его по первым строкам. Как бы вы его назвали?

11. Задание на внеурочную деятельность.

Найдите произведения другого автора об осени, в которых осень изображена так же, как в стихотворении А. Плещеева. Объясните свой выбор.