Главные вкладки

    План-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме:
    Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

    Сысоева Ольга Владимировна

    Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций; разработать собственную версию на основе литературного произведения «воспитанный человек – это…»; продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение;совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать у учащихся способность брать на себя ответственность; активно участвовать в совместном принятии решений; уметь извлекать пользу на основе анализа поступков литературных персонажей. Воспитывать у учащихся ценностное отношение к литературному чтению.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_tolstomu.docx47.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ № 2

    Конспект урока по литературному чтению

     по теме: «Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)»

    для обучающихся 2-го класса

     (Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение.

    Маленькая дверь в большой мир.

    2 класс. Часть1.)

     

    Составила учитель начальных классов

                                                                                   1 квалификационной категории

                                                     Сысоева О. В.

    2011 год

    Цели урока.

         Обучающие:

    1. создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций;
    2. разработать собственную версию на основе литературного произведения «воспитанный человек – это…»;
    3. продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение;
    4. совершенствовать навык выразительного чтения.

    Развивающие:

    1. развивать у учащихся способность брать на себя ответственность;
    2. активно участвовать в совместном принятии решений;
    3. уметь извлекать пользу на основе анализа поступков литературных персонажей.

    Воспитательные:

    1. воспитывать у учащихся ценностное отношение к литературному чтению.

    Оборудование:

    1. карточки с цветовыми сигналами для каждого учащегося;
    2. картинка Буратино, жужелицы, чернильницы;
    3. книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Пётр 1»,  «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»;
    4. портрет А. Н. Толстого;
    5. творческие работы детей по загадкам;
    6. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»;
    7. фрагмент мультфильма производство киностудии Союзмультфильм, Москва, 1959 год;
    8. ключики разных цветов.

    Ход урока.

    1. Оргмомент (2 минуты).

    1,2 - выше голова,

    3,4 - плечи шире,

    5,6 - тихо сесть.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    А какой урок у нас начинается? Правильно, урок литературного чтения.

    2. Сообщение цели урока (10 минут).

    1. Подготовка к активной познавательной деятельности (1 минута)

    На уроке литературного чтения

    Отбросьте все сомнения.

    Мы представим очень странного

    Человечка деревянного,

    На земле и под водой,

    Ищет ключик золотой,

    Всюду нос суёт он длинный…

    Кто же это?  (Буратино)                                    Картинка Буратино.

    И, конечно же, о нём

    Речь сегодня поведём.

    Какую известную книгу нужно прочитать, чтобы всё узнать про Буратино? (Золотой ключик, или Приключения Буратино)                            Название на доске

    1. Артикуляционная разминка (4 минуты)

    Кто автор этой книги?

    Вам поможет узнать карточка с красным кругом.

    Далеко, далеко за синим морем,

    Стоит золотая стена.

    В стене той заветная дверца,

    За дверцей – большая страна.

    Ключом золотым открывают

    Заветную дверцу в стене,

    Но, где отыскать этот ключик

    Никто не рассказывал мне…

    Прочтите про себя.

    Прочтите вслух.

    Прочтите выразительно.

    Один ученик прочтёт вопросительно.

    Один ученик прочтёт с сильным чувством.

    Найдите во второй строчке выделенные буквы и прочтите получившийся слог?

                                                                                                                            На доске Толс

    Найдите в третьей строчке третье слово и прочтите?                              На доске той

    Кто же автор книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?

    Совершенно верно, Алексей Николаевич Толстой написал книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Кто уже читал эту книгу? Я надеюсь, что после нашего урока все захотят её прочитать, только помните о бережном обращении с книгой.

    1. Знакомство с биографией писателя (5 минут)

    О жизни Алексея Николаевича Толстого вы можете узнать, рассмотрев эту схему.

    портрет А. Н. Толстого

    1883 год

    школа        книги

                                  обложка

                                                  книги

    про Пиноккио

    книги (обложки)

    дети                 взрослые

    Что вы можете сказать по первой картинке?

    Как вы думаете, кто это? (А. Толстой)

    Что это за дата? (дата рождения)

    Какой вывод можно сделать? (Алексей Толстой родился в 1883 году)

    Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года, т.е. 128 лет назад в городе Николаевске Саратовской области.

    Рассмотрите следующую картинку.

    Что вы о ней можете сказать? (В школе любил читать книги.)

    Когда Алёша Толстой учился в школе, ему очень нравилась книга про Пиноккио, которую написал Карло Коллоди, это итальянский писатель. Подойдите к доске и посмотрите на обложку этой книги. Эта сказка про деревянную куклу (деревянная кукла по-итальянски – буратино). Пиноккио и Буратино – сказочные персонажи очень похожие друг на друга. Но их приключения, которые начинаются очень похоже, совершенно разные и по-разному кончаются. Возьмите эти две книги, прочтите их и сравните. Я уверена, что вы получите большое удовольствие.  

    Какой вывод сделаете по второй картинке? (В школе Толстой любил читать книги, особенно про Пиноккио).

    Посмотрите на третью часть нашей схемы.

    Что вы здесь видите? (Много книг)

    А как они связаны с нашим автором? (Он их написал).

    Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» остаётся одной из самых любимых у детей и взрослых. Разумеется, Алексей Николаевич Толстой писал не только сказки.  Взрослые его книги, такие как исторический роман «Пётр 1», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» - вы прочтёте, когда станете взрослыми. Показ книг

    Какой вывод можно сделать? (Алексей Толстой писал книги для детей и взрослых)

    Расскажите о биографии писателя с опорой на схему.

    Алексей Толстой родился в 1883 году. В школе Толстой любил читать книги, особенно про Пиноккио. Когда стал взрослым, то написал знаменитую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Толстой писал книги для детей и взрослых. Всегда нужно помнить о бережном обращении с книгой.

    Кто сможет сформулировать тему урока? (Знакомство со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого)

    По сказке А. Н. Толстого сняты два фильма – сказки и мультфильмы. Когда они идут по телевизору, у экранов с удовольствием сидят и взрослые, и дети.

    Давайте посмотрим отрывок из мультфильма производство киностудии Союзмультфильм, с которым мы поработаем позже.

                                                                                                              Отрывок из мультфильма. 

    Есть ли дети в классе, которые уже читали книгу?

    Очень мало, я уверена, что после нашего знакомства с этой книгой, вы все её прочтёте.

    3. Проверка домашнего задания. Творческая работа детей (5 минут).

    А кто ещё ничего не знает про эту сказку?

    Послушаем ребят, которые подготовили загадки про героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (3 человека).                            Работы детей на доску

    Молодцы! Если вы так хорошо знаете героев сказки, может и не стоит её читать?

    (Я не читал сказку и хочу её прочитать. Когда я читаю, то путешествую вместе с героями. Когда я читаю сказку, то становлюсь главным героем. Когда я читаю сказку, то переживаю за героев, если они оказываются в опасных ситуациях.)

    Давайте все превратимся в Буратино и выполним…..

    4. Физкультминутка (3 минуты).

    Буратино подустал

    Из-за парты ловко встал.

    Раз-присел, два-привстал,

    Головою помотал

    И на месте побежал.

    Карабаса подразнил,

    К новым знаньям поспешил.

    Превращаемся опять в учеников и ……

    5. Основной этап урока (23 минуты).

    1. Работа с учебником. Предварительная работа с текстом (5минут).

    Настало время открыть для себя удивительный мир книги.

    Откройте учебник на странице 137.

    Прочтите самостоятельно, что написано под картинкой.

    Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это название всей сказки и название главы).

    Правильно ли вы определили тему урока? (Да, это - знакомство со сказкой А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

    Мы будем читать не всю сказку, а главы и прочтёт сегодня одну из них.

    Прочтите название главы.

    Кто же такая девочка с голубыми волосами, как её зовут?

    Что означает слово воспитывать? (Учить каким-то правилам).

    Давайте посмотрим, что означает слово воспитывать в словаре Ожегова?

                                                                                                           На доске воспитывать

    В словаре читает ……., у всех остальных карточка с синим кругом.

    Воспитать – вырастить (ребёнка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав

                          образование, обучив правилам поведения.

    Каким ребёнок должен стать?                                                     На доске воспитанный

    Как вы это понимаете? (Ребёнок должен быть умным и знать правила поведения).

    А точнее вы об этом узнаете, прочитав главу сказки.

    Отложите карточки.

    Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой.

    Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать?

    Буратино громко разговаривает. Волосы растрёпаны. Одет неопрятно, футболка торчит из-под шортиков. Артемон с удивлением смотрит на Буратино.

    Как называют человека, который воспитывает? (Воспитательница).

                                                                                                               На доске воспитательница

    Что вы можете сказать об этих словах?

    Они однокоренные, т.к. у них один и тот же корень и одинаковое лексическое значение.  

    Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница?

    Об этом вы тоже узнаете, прочитав главу сказки.

    1. Работа с текстом во время чтения (10 минут).

    Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести диалог с автором через текст.

    Что же случилось накануне?

    В этом вам поможет отрывок из мультфильма. Мальвина спасла Буратино жизнь.

    Отчего девочка могла поморщиться? (От внешнего вида Буратино)

    Кто такая жужелица? (Это хищный жук)                        На доске картинка жужелицы

    Чего испугался Буратино? (Что его будет воспитывать Мальвина)

    Почему с завистью?

     (От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Вот откуда зависть – Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за столом, соблюдая правила приличия.)

    Мальвина повела Буратино в дом заниматься воспитанием. Именно этого и боялся Буратино.

    Снимите ваши лохмотья… Вот почему поморщилась Мальвина.

    А роза упала на лапу Азора. На доске

    Почему эта фраза волшебная?  Выясним позже.

    Чернильница – специальный сосуд для чернил, в который макают перо, когда пишут.

                                                                                                На доске картинка чернильницы

    Интересно, а что будет ночью? (Буратино выберется из чулана)

    Вот, оказывается, что будет ночью.

    Работа с текстом после чтения ( 8 минут)

    Понравилась ли вам эта глава?

    Давайте выясним, получилась ли из девочки воспитательница и кого можно назвать воспитанным, для этого поработаем в группах и по парам. На партах лежат ключики разных цветов:

    1 группа (красные ключи) 4 человека. Подойдите и выполните задание по карточке.

    2 группа (синие ключи) 4 человека. Подойдите и выполните задание по карточке.

    Фиолетовый, зелёный, голубой, оранжевый и коричневый ключи работают в парах.

    Жёлтые ключи у кого на партах, находят ответ на вопрос: Перестанет Мальвина воспитывать Буратино?

    1 пара (фиолетовые ключи)

    Прочитай выразительно 1-2 абзац.

    Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла)

    А Буратино? (Буратино – кукла)

    2 пара (зелёные ключи)

    Прочти первое предложение третьего абзаца.

    Почему же Мальвина поморщилась? Найдите ответ.

    Каким же Мальвина хотела видеть Буратино? (В чистой одежде)

                                                                                            На доске опрятный внешний вид 

    3 пара (голубые ключи)

    Прочти выразительно отрывок.

         Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

         В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

    Что подумала Мальвина о воспитании Буратино? Найди ответ. (От возмущения она хлопала ресницами.)

    Каким Мальвина хотела видеть Буратино? (Буратино должен знать правила поведения за столом.)

                                                                                                     На доске правила поведения

    4 пара (оранжевые ключи)

    Почему завтрак был мучительным?

    От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

    1группа (красные ключи)

    Прочитать отрывок, который можно назвать «Урок арифметики» по ролям.

    Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал дословно, как бы он поступил в жизни).

    2 группа (синие ключи)

    Прочитать по ролям об уроке русского языка.

    В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина? (Можно прочитать наоборот)

                                                                                      На доске А роза упала на лапу Азора.

    Почему у Буратино опять ничего не получилось? (Он никогда даже не видел перо и чернильницу.)

    А что подумала Мальвина? (Что он шалун)

    Каким же Мальвина хотела видеть Буратино? (Чтобы Буратино хорошо учился)

                                                                                                     На доске хорошо учиться

    Вопрос для всех

    Чему же Мальвина хотела научить Буратино? (Она занялась его воспитанием и хотела, чтобы у Буратино был опрятный внешний вид, знал правила поведения и хорошо учился. Чтобы Буратино стал воспитанным.)

    Кого же можно назвать воспитанным? (У кого опрятный внешний вид, кто соблюдает правила поведения и хорошо учится).

    Кто из ребят считает себя воспитанным, поднимите руки.

    Почему же из Мальвины не получилось воспитательницы?

    На этот вопрос поможет ответить 5 группа.

     5 группа (коричневые ключи)

    Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?

    Прочитать размышления выразительно.

    (Да, действительно, воспитывать нужно постепенно. Не заставлять, а объяснять.)

    Перестанет ли Мальвина воспитывать Буратино?

    Желтые ключи ваш ответ. (Нет. Взялась за воспитание, дело нужно довести до конца)

    6. Итог урока. Этап рефлексии (2 минуты)

    Кого заинтересовала сказка Толстого? Кто хочет её прочитать?

    Что на уроке запомнилось вам больше всего и вы об этом расскажите дома?

    Кто оценил себя на оценку пять, четыре, три?

    Я согласна с вашим справедливым и честным оцениванием и поэтому за урок оценку получает……

    Дома понравившийся отрывок научиться читать выразительно.

    На каждом уроке мы ключиком открываем дверцу в мир знаний. А что главное для себя открыл Буратино вы узнаете на следующем уроке. Превратим наши ключики в волшебные и подарим их нашим гостям для исполнения желаний.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению по произведению Толстого Л.Н. "Акула".3 кл.

    Конспект урока включает в себя задания на развитие критического мышления....

    Конспект урока по литературному чтению. А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК"Школа2100".Дети определяют характеры героев через исследование их поступков и действий....

    Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

    Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

    Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Авторские сказки. Н.Носов. "Приключения Незнайки и его друзей"

    Конспект урока по литературному чтению по теме: Авторские сказки. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»...