Внеклассное чтение Тема: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»
план-конспект занятия (4 класс)

Форма: литературная игра-викторина, беседа. интерактивная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение

Тема: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»

Юбилей книги 1923-2023

Цели и задачи занятия:

  • познакомить с историей написания повести-сказки;
  • обобщить знания детей по произведению;
  • расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам;
  • формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа;
  • развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
  • воспитывать нормы морали и нравственности.

Форма: литературная игра-викторина по сказке, беседа, интерактивная игра, совместная деятельность детей.

Предварительная работа:

  • чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино";
  • подготовка отрывка из сказки (сценка);
  • деление класса на команды.

Оборудование:

  • книги (выставка) А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" у каждого ученика;
  • презентация к занятию;
  • интерактивная игра-викторина;
  • монетки-сольдо за правильные ответы;
  • рисунки Буратино формат А3;
  • конфеты "Золотой ключик", приз для победителя, ордена «Буратино» для педагогов.

        Ход занятия

1.Вступление

Книги созданы, чтобы их читали, они могут рассказать, помочь, научить, развлечь и открыть дороги в мир удивительных фактов и событий.

 «Когда я был маленький – очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы»

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я расскаызвал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».

Так А.Толстой поведал нам о непослушном, но добром, искреннем и деревянном мальчике Буратино, который пройдя разные испытания, учится отличать добро от зла, набирается ума-разума, становится сильным и уверенным защитником своим друзьям и папе Карло.

Юбилеи детских книг– это всегда особое событие, на которое обращают внимание читатели, и взрослые, и дети.

Создание повести началось в 1923 году.

В 1936 году в печати появились первые главы этой сказочной истории в газете «Пионерская правда», а вскоре выходит отдельная книга.

2 Отрывок и песня папы Карло из фильма «Приключения Буратино».

Буратино собирается в школу, но он «деревянненький» И тогда папа Карло из цветной бумаги выкроил и склеил курточку и штанишки. Вам тоже предстоит одеть нашего героя. Нужно из набора цветной бумаги выбрать те цвета, которые использовал папа Карло, и выкроить курточку и штанишки для Буратино. Для этого мы открываем «Мастерскую папы Карло».

Детям предлагается отрывок из текста для проверки (книги с закладкой)

Молодцы!

(Работы ребят в группе оцениваются золотыми монетами)

У меня в руках золотая монета.

Вспомните, как называлась  золотые  монеты у жителей городка в книге А.Толстого «Золотой ключик…»?

Сольдо.

За каждый правильный ответ вы будете получать 2 сольдо

3. Перед нашим героем открывается сказочный мир. На своем пути он встретит разных героев: добрых и злых, воспитанных и не очень. Ему предстоит многому научиться.

Сценка.

Мальвина выносит на стол вазу с вареньем, чайник, тарелку с печеньем:
– Буратино, прошу к столу, только не забудьте помыть руки.
Буратино подошёл к столу, плюнул на одну руку, потом на другую, потер их, вытер об штаны и сел на стул, подвернув под себя ногу. В вазу с вареньем залез прямо пальцем и с удовольствием его облизал. Съел печенью, потом взял чайник и стал пить из носика, поперхнулся, стал кашлять на стол.
Мальвина: – Какой ужас. Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки. Не кашляйте на стол. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино: - Когда папа Карло, а когда никто.

Снова сует палец в варенье и облизывает.
Мальвина:- Теперь я займусь вашим воспитанием. 

Мальвина уносит все со стола. Буратино показывает язык.
Мальвина:– Сядьте ровно, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займёмся математикой. У вас в кармане 2 яблока...
Буратино встаёт и сует руки в карманы: - Врёте, ни одного...
Мальвина: - Я говорю, – предположим, что у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас 1 яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино: - Два.
Мальвина: - Подумайте хорошенько.
Буратино: - Два.
Мальвина: - Почему?
Буратино: - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
Мальвина: - У вас нет никаких способностей к математике. Ставит на стол чернильницу и лист бумаги.
- Займёмся диктантом. Пишите: “А роза упала на лапу Азора”. Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. (Буратино сунул нос в чернила и сделал кляксу).
– Безобразие, вы гадкий шалун и должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в чулан.
Буратино показывает язык: - Ой, ё-ёй! Ну и подумаешь, напугала. Воспитывать она меня вздумала, больно мне нужно ваше воспитание. 

Подходит Пудель Артемон, лает на Буратино и сопровождает его в чулан. Буратино сидит в чулане, играет с денежками.

Поможем буратино и напомним правила воспитанного человека.

 4 . Вспомните кто в сказке являлся долгожителем.

Отрывок из фильма « Приключения Буратино»: черепаха Тортила и ее песня.

Мудрая Черепаха Тортила оставила нам  конверты, где находятся вопросы викторины. Вы должны на них ответить письменно.

(Круговая проверка). Через 3 мин листочки с ответами передаются в другую команду. +ставится на против ответа с правильным ответом; - и правильный ответ; если нет ответа, то знаков никаких не оставляем.

1 конверт.

1.Какое звание имел директор кукольного театра Карабас-Барабас?

Доктор кукольных наук.

2.Что любил Буратино больше всего на свете?

Страшные приключения.

3. Как зовут итальянского братишку Буратино?

Пиноккио.

4.Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить 5 золотых в кучу денег?

В Страну Дураков на волшебное Поле Чудес.

2 конверт.

1.Какая монета была в обиходе у жителей городка в книге А.Толстого «Золотой ключик…»?

Сольдо.

2.Кто из героев книги является долгожителем?

Черепаха Тортила.

3.Какие мысли пришли к Буратино в день его рождения?

Маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие,

пустяковые.

4.Как назвалась харчевня в « Золотом ключике» А.Толстого?

Харчевня «Три пескаря»

3 конверт.

1.Как называлось представление в кукольном театре, куда попал Буратино, продав свою «Азбуку»?

Комедия «Девочка с голубыми волосами, или 33 под-

затыльника».

2.В каком государстве жили герои сказки?

Тарабарском.

3.Что носил на передней лапе Артемон?

Серебряные часы.

4.Кто и как проучил директора кукольного театра?

Буратино, приклеил бороду к сосне.

4 конверт

Группа учителей

Молодцы! Каждая команда получает …сольдо

5. Физкультминутка

 Буратино потянулся,

 Раз нагнулся, два нагнулся,

 Руки в стороны развёл,

 Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

6. Викторина для знатоков книги:

Интерактивная игра (презентация)

  1. По мотивам какой сказки была написана повесть-сказка "Золотой ключик или Приключения Буратино"?
  2. По мотивам какой сказки была написана повесть-сказка "Золотой ключик или Приключения Буратино"?
  3. Кто подарил Карло волшебное полено?
  4. Кем был Карло?
  5. Что подарил папа Карло Буратино?
  6. Сколько сольдо получил Буратино за "Азбуку"?
  7. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас?
  8. Как называлась страна, в которую приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег?
  9. Чем лечила Буратино кукла с голубыми волосами?
  10. Кто подарил Буратино золотой ключик?
  11. Как звали продавца лечебных пиявок? 
  12. Что находилось за холстом в каморке папы Карло?
  13. Что обнаружили герои за потайной дверью?
  14. Как назывался театр, в котором стал выступать Буратино и его друзья?
  15. Как называлась первая комедия в новом кукольном театре?

Молодцы!

 7. Назовите самых хитрых и коварных героев повести.

 Отрывок из фильма и песня лисы Алисы и кота Базилио «Три корочки хлеба».

Хитрые и коварные герои решили вас запутать, оставив задания в воздушных шариках.

У каждой команды на столе один воздушный шарик с буквами. В шариках буквы:

Поле Чудес

Страна Дураков

Соберите слова и вы узнаете куда мы отправимся дальше.

Задание оценено в 2 сольдо

8.Заключение

Мы отправляемся на Поле Чудес в страну Дураков.

Вспомните, что делал Буратино на Поле Чудес?

Каждая команда набрала достаточное количество золотых.

Складываем золотые в коробочку. И произносим заклинание (вспомните волшебные слова, которые произнес Буратино в сказке: "Крекс, фекс, пекс" 

Все золотые в коробке. Коробка переворачивается. Открывается коробка, а там награда для ребят- конфеты «Золотой ключик»

Детство без "Золотого ключика", без озорного Буратино, без девочки с голубыми волосами, без верного Артемона кажется уже не таким ярким и веселым. Думаю, что вы обязательно будете читать хорошие и добрые книжки, которые научат вас дружить, быть смелыми, добрыми и не бояться трудностей.

 

Мальвина

А на прощание мне хочется подарить нашим гостям цветочки из моего садика. Они не простые, волшебные, они вам будут напоминать, что вы побывали в волшебной стране встретились с Буратино и его друзьями.

Еще один интересный факт, связанный с нашим героем.

В 2005 году в России был учрежден орден Буратино. Им награждают детей и взрослых, добившихся блестящих успехов в учебе, спорте, искусстве, науке и других областях человеческой деятельности, благодаря остроумию, смелости и присутствию духа.

Сегодня у нас в гостях взрослые, которые в своей педагогической деятельности достигли больших высот. И мы с уважением и благодарностью вручаем орден БУРАТИНО.

Буратино

Ребята, а нам  пора. Ведь еще не все заветные двери открыты этим золотым ключиком.

До новых встреч!

 

Заключение

Мы каждый день с волненьем будем ждать,

Как дверь в страну волшебную откроем.

И ключик детства золотой опять

Не раз на жизненном пути мы вспомним.

Видео-клип из х/ф «Приключения Буратино» 

• Алиса и Базилио... это кто? (лиса и кот)

• Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

 • У кого была густая нечесаная борода? (Карабаса Барабаса)

 • Кто из героев сочинял песенки о любви? (Пьеро)

 • Кто из персонажей сказки является долгожителем? (черепаха Тортилла)

• Какой мудрый совет дал Буратино Сверчок? (ходить в школу)

• Куда отправился Буратино вместо того, чтобы пойти в школу? (кукольный театр)

 • Как называлась комедия, на которую попал Буратино, продав свою «Азбуку»? («Девочка с голубыми волосами или 33 подзатыльника»)

 • Сколько стоил входной билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо)

 • Кого ловил Дуремар в болоте? (пиявок)

• Каким лекарством лечили Буратино? (касторкой)

• Как Мальвина наказала Буратино? (посадила в тёмный чулан)

• Как называлась страна, где Буратино собирался зарыть свои денежки? («Страна Дураков»)

• Как называлась харчевня, которую посетили Буратино, кот и лиса? («Три пескаря»)

 • Какую дверь можно было открыть золотым ключиком? (дверь за нарисованным очагом в каморке папы Карло)

• Вещь, которую пришлось продать папе Карло, чтобы купить Буратино азбуку? (куртка)

 • На каком инструменте играл папа Карло? (на шарманке)

 • Чем проткнул Буратино холст? (носом)

• Чем угостил папа Карло голодного Буратино? (луковицей)

• Из чего папа Карло сделал Буратино костюм? (из бумаги)

Игра «Куча мала»

(Из множества нарисованных героев различных сказок детям предстоит выбрать героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Игра «Угадай по описанию героя»

¬ «...человек весь клетчатый, как шахматная доска...» (Арлекин)

 ¬ «...зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась и появилась большая, страшная змеиная голова. Она поплыла к месту, где сидел Буратино...» (Черепаха Тортила)

 ¬ Она «...летает не прямо, как птица, а вверх и вниз - на перепончатых крыльях, вверх и вниз, похожая на чёртика...» (Летучая мышь)

¬ «...показалась толстая голова. Высунулось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах...» (Крыса Шушара)

 ¬ «...из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубахе с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок...» (Пьеро)

Карло: А теперь настало время открыть потайную дверь и разгадать тайну Золотого ключика.

За очагом находится дверь, которую Буратино открывает, а за ней находится Кукольный театр)

Кто из героев говорил такие слова:

 «...брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома. За твою жизнь я не дам и сухой мухи». (Говорящий Сверчок)

 «Не доведёт тебя до добра это ученье». (Лиса Алиса)

 «Десять тысяч чертей!» (Карабас Барабас)

 «Пациент скорее мёртв, чем жив». (Доктор Сова)

 «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина)

«Кого угодно со света сживёт чистотой». (Буратино о Мальвине)

 «Теперь я займусь вашим воспитанием». (Мальвина)

 «Открой тайну, несчастный, открой тайну!» (Буратино

) «Эй, ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно!» (папа Карло Карабасу-Барабасу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Урок внеклассного чтения по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Итоговый урок внеклассного чтения  по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" в игровой форме....

Конспект урока по литературному чтению. А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК"Школа2100".Дети определяют характеры героев через исследование их поступков и действий....

Урок литературного чтения «А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».

Тип урока  открытия новых знаний, был проведен в рамках районного методического объединения....

Технологическая карта урока литературное чтение А.К.Толстой "Золотой ключик,или Приключения Буратино"

Технологическая карта урока литературного чтения построена на основе системно-деятельностного подхода и СТИМ технологии....