Урок литературного чтения «А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Голондарева Ирина Владимировна

Тип урока  открытия новых знаний, был проведен в рамках районного методического объединения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  « Средняя общеобразовательная школа №2  г.

г. Калининска Саратовской области»

методическая разработка

урока  литературного чтения

«А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».

Урок  литературного чтения во 2  классе

Разработал и провел: учитель высшей квалификационной категории

                                                Голондарева  Ирина Владимировна

                         

                                                             

2013 год

  1. Ф. И. О:  Голондарева Ирина Владимировна
  2. Место работы: МБОУ « СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»
  3. Должность: учитель начальных классов
  4. Предмет: русский язык
  5. Класс: 2

      6.Тема урока:  ««А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».

  1. Базовый учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

8. Образовательная цель:    обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках        (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости, речевой культуры.

9. Планируемые результаты: создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы       формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций; продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение; определить характеры героев через исследование их поступков и действий; совершенствовать навык выразительного чтения.

Личностные: 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на урок;

-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию. 

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- уметь провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- развивать  познавательный  интерес к  родному языку;

- создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций;

- продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение;

- определить характеры героев через исследование их поступков и действий;

- совершенствовать навык выразительного чтения.

- воспитывать у учащихся ценностное отношение к литературному чтению.

10. Тип урока:  Тип урока  открытия новых знаний.

11.Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

 12.Оборудование:  мультимедийный проектор,  ключи с заданиями, шкатулка.

Примечание: данный урок был представлен на районном методическом объединении проведен ; сопровождался презентацией Microsoft PowerPoiht.

    Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Мотивация к учебной деятельности.

Постановка проблемной ситуации.

Сообщение темы урока.

Введение в тему урока.

Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Минутка релаксации и отдыха.

Постановка учебной задачи, действия.

Решение заданий творческого уровня. Систематизация опорных знаний.

 

Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Эмоциональный настрой.(Слайд 1)

«...О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки...

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски...

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…»

– Ребята, у меня в руках шкатулка. В ней в старину хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили. В нашей шкатулке – сказки. С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. Как вы думаете – почему?

– Давайте вспомним, какие сказки из раздела «Сказочные человечки» можно  положить в эту шкатулку? Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадку:

«На уроке литературного чтения

Отбросьте все сомнения.

Мы представим очень странного

Человечка деревянного,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это? (Буратино)                                   

И, конечно же, о нём

Речь сегодня поведём». (Слайд 2)

Организует артикуляционную разминку. (Слайд 3)

- Какую известную книгу нужно прочитать, чтобы всё узнать про Буратино?

- Кто автор этой книги?

- Вам поможет узнать вот такое задание. (Слайд 4)

«Далеко, далеко за синим морем,

Стоит золотая стена.

В стене той заветная дверца,

За дверцей – большая страна.

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но, где отыскать этот ключик

Никто не рассказывал мне…»

- Прочтите про себя.

- Прочтите вслух.

- Прочтите выразительно.

- Найдите во второй строчке выделенные буквы и прочтите получившийся слог?

- Найдите в третьей строчке третье слово и прочтите?                              

-Кто же автор книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?

- Совершенно верно, Алексей Николаевич Толстой написал книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Кто уже читал эту книгу? Я надеюсь, что после нашего урока все захотят её прочитать, только помните о бережном обращении с книгой.

Организует коллективную работу по схеме. (Слайд 5)

 - О жизни Алексея Николаевича Толстого вы можете узнать, рассмотрев эту схему.

- Что вы можете сказать по первой колонке?

- Как вы думаете, кто это?

- Что это за дата?

- Какой вывод можно сделать?

- Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года, т.е. 128 лет - назад в городе Николаевске Саратовской области.

--  Рассмотрите следующую колонку.

- Что вы о ней можете сказать?

- Когда Алёша Толстой учился в школе, ему очень нравилась книга про Пиноккио, которую написал Карло Коллоди, это итальянский писатель. Эта сказка про деревянную куклу.

  -   - Какой вывод сделаете?

- Посмотрите на третью часть нашей схемы.

- Что вы здесь видите?

- А как они связаны с нашим автором?

- Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» остаётся одной из самых любимых у детей и взрослых. Разумеется, Алексей Николаевич Толстой писал не только сказки.  Взрослые его книги, такие как исторический роман «Пётр 1», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» - вы прочтёте, когда станете взрослыми. (Работа по выставке произведений А. Н. Толстого)

- Какой вывод можно сделать?

- Расскажите о биографии писателя с опорой на схему.

- Определите, сформулируйте тему нашего урока.

- Какую же сказку мы будем сегодня изучать?

- По сказке А. Н. Толстого сняты два фильма – сказки и мультфильмы. Когда они идут по телевизору, у экранов с удовольствием сидят и взрослые, и дети.

- Сейчас мы с вместе просмотрим видеоролик «Буратино» - это фрагменты из фильма. (Слайд 6)

Организует работу в парах. (Слайд 7)

- А кто ещё ничего не знает про эту сказку?

- Послушаем ребят, которые подготовили загадки про героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

– Знакомы ли вам имена персонажей сказки? Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и соедините слова с именами персонажей. (Слайд 8) 

- Давайте проверим.

- Молодцы!

 - Если вы так хорошо знаете героев сказки, может и не стоит её читать?

Организует коллективную работу.

- Настало время открыть для себя удивительный мир книги.

- Откройте учебник на странице 138.

- Прочтите самостоятельно, что написано под картинкой.

- Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка?

 - Мы  будем читать всю сказку? Как сказать иначе?

- Правильно ли вы определили тему урока?

- Почему ключик в сказке должен быть именно золотым? Золотой ключик – волшебный – открывает дверцу в мечту кукол – мир театра. (Слайд 9)

- Какие золотые предметы из других сказок вы знаете?

       - Какого  вида эта сказка?

-    - Какие  ещё  вы знаете  сказки?

-   - Чем  похожи  все сказки?

-  Все  ли герои в сказках одинаковые?  (Слайд 10)

*     - Значит во всех сказках существует мир Добра и Зла. Перед  ва   вами две дверцы.

 -  - Как  вы думаете, какая  дверь  ведёт в  мир Добра  и почему?

«В любимой нашей сказке

Есть волшебная стена

В стене той заветная дверца.

За дверцей большая страна.

Ключом золотым открываем

Заветную дверцу в стене.

Живущие в сказке герои

Мечтают о счастье, добре».

*С  - Сегодня  мы широко распахнём эту волшебную дверцу для по    положительных  героев  сказки.  А тёмную и мрачную дверцу м    чуть приоткроем  для    отрицательных героев.

        - Прочтите название главы.

- Кто же такая девочка с голубыми волосами, как её зовут?

 -Что означает слово воспитывать?

- Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой.

- Согласны ли вы с Мальвиной, что Буратино надо воспитывать? Почему?

- Получиться ли из Мальвины воспитательница, хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу сказки.

- Но сперва давайте отдохнем и наберемся сил для дальнейшей работы.

Организует музыкальная физминутка «Повторяй за мной». (Слайд 10 гиперссылка)

Организует выполнение учащимися учебного действия. (Слайд 11)

- Сейчас мы с вами вслух прочитаем главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» и проведем словарную работу по ходу чтения.

 - Что значит с досадой?

- Кто такая жужелица?

- Что такое чернильница?

Организует работу в группах. Организует реализацию над поставленной задачей. (Слайд 12)

 - Понравилась ли вам эта глава?

- Давайте выясним, получилось ли из девочки воспитательница и кого можно назвать воспитанным, для этого поработаем в группах. А помогут нам наши волшебные золотые ключики.  (Учитель раздает каждой группе золотой ключик, где записаны задания).

Задания для групп:

1 группа – Прочитайте самостоятельно 1-2 абзац. Ответьте на вопросы.  

 - Нарисуйте словами картинку, которую вы себе представили.        

 -Почему на столе была кукольная посуда?

-А Буратино?

2 группа – Прочтите первое предложение 3 абзаца.

- Почему Мальвина поморщилась? Найдите ответ.

- Каким же Мальвина хотела видеть Буратино? Прочтите выразительно отрывок:

«Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал».

-Что подумала Мальвина о воспитании Буратино? Найди ответ в книге.

- Каким Мальвина хотела видеть Буратино?

3 группа – Прочитайте отрывок, который можно назвать

« Урок арифметики» по ролям.

-Почему Буратино не смог решить задачу?

4 группа – Прочитайте самостоятельно урок русского языка.

- В чем волшебство фразы, которую диктовала Мальвина?

(Слайд 13)

- Почему у Буратино опять ничего не получилось?

- А что подумала Мальвина?

- Каким же Мальвина хотела видеть Буратино?

Организует реализацию над поставленной задачей.

- А теперь послушайте вопросы для всех.

- Чему же Мальвина хотела научить Буратино?

- Кого же можно назвать воспитанным?

- Кто из ребят считает себя воспитанным, поднимите руки.

- Почему же из Мальвины не получилось воспитательницы?

- На этот вопрос поможет ответить 5 группа.

5 группа - Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы? - Найдите ответ.

- Вы согласны?

 - Перестанет ли Мальвина воспитывать Буратино?

Организует рефлексию. (Слайд 14)

-А теперь последняя тайна из шкатулки.

Американские археологи проводили раскопки в районе кладбища, где похоронен Карло Коллоди, создатель сказки о деревянном человечке Пиноккио. Неподалёку от его могилы под небольшой каменной плитой покоился прах человека по имени Пиноккио Санчес. Экспертиза останков Санчеса дала ошеломляющие результаты: Пиноккио имел мастерски сделанные деревянные протезы конечностей и деревянную вставку носа. А на одном из протезов стояло клеймо мастера – «Карло Бестульджи», то есть папа Карло. Потрясённые археологи бросились ворошить архивы и выяснили, что в семье Санчесов в 1760 году родился мальчик. Годы шли, он взрослел, однако совсем не рос, оставаясь карликом. В 18 лет Санчес пошёл барабанщиком на войну, а через 15 лет возвратился полным калекой без ног и с обезображенным лицом. Однако мастер-столяр Бестульджи изготовил ему искусные протезы, и Пиноккио начал карьеру на ярмарке, показывая трюки и демонстрируя, словно диковинку, своё «деревянное» тело. Именно здесь, на ярмарке, он и нашёл свою смерть, разбившись во время демонстрации трюка.  

- Кого заинтересовала сказка Толстого? Кто хочет её прочитать?

- Что на уроке запомнилось вам больше всего и вы об этом расскажите дома?

- Кто оценил себя на оценку пять, четыре, три?

- Я согласна с вашим справедливым и честным оцениванием и поэтому за урок оценку получает……

 - Дома понравившийся отрывок научиться читать выразительно.

- На каждом уроке мы ключиком открываем дверцу в мир знаний. А что главное для себя открыл Буратино, вы узнаете на следующем уроке. А теперь посмотрите,  волшебная шкатулка превратила наши ключики в конфеты «Золотой ключик». (Угощение ребят и гостей).

Подготовка к работе.

Обучающиеся перечисляют произведения из раздела «Сказочные человечки».

Называют героя – Буратино.

Называют произведение -«Золотой ключик, или Приключения Буратино.                           

Учащиеся читают самостоятельно, затем

один ученик читает с сильным чувством. Дети читают слоги и называют автора – А. Н. Толстой.

Обучающиеся по схеме узнают, рассказывают о биографических данных писателя. Делают выводы.

(-Алексей Толстой родился в 1883 году.В школе Толстой любил читать книги, особенно про Пиноккио. Когда стал взрослым, то написал знаменитую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Толстой писал книги для детей и взрослых. Всегда нужно помнить о бережном обращении с книгой.)

Дети определят тему урока.

Учащиеся загадывают загадки про героев и помещают свои рисунки с героями на доску.

(-Я не читал сказку и хочу её прочитать. Когда я читаю, то путешествую вместе с героями. Когда я читаю сказку, то становлюсь главным героем. Когда я читаю сказку, то переживаю за героев, если они оказываются в опасных ситуациях.)

Обучающиеся работают по учебнику, отвечают на поставленные вопросы.

(-Это название всей сказки и название главы.

-Фрагмент, отрывок.

-Да, это - знакомство со сказкой А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

-Золотое яблоко, златая цепь, золотое кольцо, золотой волос, девочка Золотая Коса и мальчик Золотой Хохолок.

-Авторская.

-Народные.

-В сказках добро побеждает зло.

 - Герои бывают положительные и отрицательные.

- Светлая ведет в мир добра, потому что добро должно быть ярким, светлым, радостным.)

Учащиеся под музыку повторяют движения.

Дети вслух читают отрывок, по ходу выясняют значение непонятных слов.

(-Раздраженно, с неудовольствием.)

Обучающиеся самостоятельно работают в группах,  затем один ученик читает задание, и ребята из группы  отвечают.

Отвечают на поставленные вопросы.

(-Она занялась его воспитанием и хотела, чтобы у Буратино был опрятный внешний вид, знал правила поведения и хорошо учился. Чтобы Буратино стал воспитанным.

-У кого опрятный внешний вид, кто соблюдает правила поведения и хорошо учится.)

(-Взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.)

Домашнее задание: стр. 138 – 143.

Нарисуй портрет

любого из героев

сказки

А. Н. Толстого.

Личностные:

учебная мотивация

Предметные:

общеучебные, речевые высказывания,

умение слушать и слышать.

Метапредметные (коммуникативные УУД):  уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Метапредметные (коммуникативные УУД):

оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Метапредметные (регулятивные УУД): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на урок.

Предметные: развивать  познавательный  интерес к литературному чтению – родному языку.

Метапредметные (коммуникативные УУД):

оформлять свои мысли в устной форме.

Метапредметные (коммуникативные УУД):  уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Личностные:  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Метапредметные: (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний; (регулятивные УУД)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

(коммуникативные УУД): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, сотрудничество в поиске и выборе информации; слушать и слышать других.

Предметные:

уметь применять знания в жизненных ситуациях.

Личностные:

участие в оценке и обсуждении полученного результата; толерантность к чужим ошибкам и другому мнению.

Метапредметные (познавательные УУД): уметь провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: уметь применять знания в жизни.

Список использованных источников.

1. Арженовская С. А., Архипова О. А. Уроки русского языка и литературного чтения с  применением информационных технологий. 1 -  4 классы.  Методическое пособие с электронным приложением. Издательство – М.: «Глобус», 2010. – 224с.

2.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир»  (2 класс).  Часть 1. Издательство – М.: «Баласс», 2012.

3. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир» (2 класс). Методические рекомендации для учителя. Издательство 2-е дополненное – М.: «Баласс», 2002. – 207 с.

4.Кульценевич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 2: русский язык, чтение, внеклассное чтение, ИЗО, музыка). Практическое пособие для учителей начальных классов. Издательство – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 176 с.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Буратино

6.http://en.wikipedia.org/wiki/Pinocchio 

7.http://www.youtube.com/watch?v=WQlaJKSS2kQ 

8.http://www.museum.ru/m2345 

9.http://rudocs.exdat.com/docs/index-99962.html?page=5 

10.http://tainy.info/personalia/gde-poxoronen-zhivoj-pinokkio/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Приключения деревянной куклы. А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.К. Коллоди «Приключения Пиноккио».”.

Урок внеклассного чтения в 3 класс по произведениям К. Коллоди и А. Толстого. К уроку создана презентация. Её можно найти на http://www.proshkolu.ru/user/strekalova65/file/2568798/...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Конспект урока по литературному чтению. А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК"Школа2100".Дети определяют характеры героев через исследование их поступков и действий....

Технологическая карта урока литературное чтение А.К.Толстой "Золотой ключик,или Приключения Буратино"

Технологическая карта урока литературного чтения построена на основе системно-деятельностного подхода и СТИМ технологии....

Внеклассное чтение Тема: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»

Форма: литературная игра-викторина, беседа. интерактивная игра...