Урок по литературному чтению на тему: "Стихи русских поэтов о Родине" (4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ландырева Лариса Александровна

Урок по литературному чтению на тему:"Стихи русских поэтов о Родине" адаптирован для обучающихс 4 класса специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. Урок по УМК "Школа России" по учебнику "Литературное чтение 4 класс  в 2 ч.,авторы Климанова, Горецкий соответствует ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_rodina.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  казённое   образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат № 26».

                                                 

                                             

Урок по литературному чтению

в 4 классе

на тему:

«Стихи русских поэтов о Родине»

Учитель-логопед

начальных классов

Ландырева Л.А.

п. Новотерский

Тема урока:  «Стихи русских поэтов о Родине».

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4 , УМК «Школа России».

Вид урока: обобщающий.

Оборудование:

  • Презентация к уроку.
  • Видеоролик «Россия – Родина моя»
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Конверты  с заданием.
  • Учебник «Литературное чтение» 4 класс, автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Цель урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу: «Родина»
  2. Расширить представления детей о Родине и её героическом народе на основе прочитанных произведений русских поэтов.

Задачи урока:

  1. образовательные: 

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и выразительному чтению стихов русских поэтов о Родине,

-формировать представление о том, что такое Родина.

2. развивающие:

-содействовать развитию умения анализировать произведение, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к литературному чтению через работу с разными информационными источниками;

3. воспитательные:

 - создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

- воспитывать патриотизм, гражданственность, чувство гордости за свою великую Родину;

- создавать атмосферу радости от совместного труда.

4. коррекционные:

- обогащать словарный запас учащихся новыми словами;

- автоматизировать в речи поставленные звуки;

- закреплять умение давать полный ответ на вопрос, правильно формулировать предложения;

- следить за правильной постановкой ударения в словах и звукопроизношением;

- учить работать с текстом, находить информацию в тексте;

- учить рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли

Личностные результаты:

-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

- уметь выразительно прочитать стихотворения, передавая чувство гордости за свою Родину;

- знать о главных исторических событиях и подвигах своего народа;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение базовыми предметными понятиями, такими как: рифма, сравнение, олицетворение и т.д.

- высказывать свое предположение;

 Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- умение делать выводы и обобщать изученный материал.

                                                         Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.
  1. Организация учащихся.

- Мы начинаем урок чтения. Встаньте и поприветствуйте наших гостей кивком головы. Садитесь.

II.  Целеполагание 

2. Речевая разминка (Слайд № 2)

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

прочитайте отрывок из стихотворения З. Александровой «Родина»

-жужжащим чтением вслух;

-прочитайте, разделяя слова на слоги;

-прочитайте выразительно.

- Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине и ее героях)

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)

Родина (Слайд №3)

1.Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.

-Подберите однокоренные слова к слову Родина (род, родители, родственники, родичи, родиться, родимый, родной, родинка, природа, народ, родня)

- Подберите синонимы к слову Родина, слова, близкие по значению. (Россия, Отечество, Отчизна)

- Почему так называют Родину? (Ответы учеников)

- Прочитайте слова К.Ушинского (Слайд №4)

“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши

3.Сообщение темы и целей урока.

Итак, тема нашего урока “Стихи русских поэтов о Родине. Обобщение по разделу «Родина» (Слайд №5)

Цели изучения раздела (Слайд № 6)

III. Актуализация знаний

1. Беседа.

- Какие произведения мы прочитали в разделе «Родина»?

(Иван Савич Никитин «Русь», Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!» Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»)

- О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины)

- Какое бы другое название вы бы дали этому разделу? Почему? (Россия – Родина моя, моё Отечество)

2. Стихотворение И.С.Никитина «Русь»

Сегодня мы вспомним, как описывает Родину в своём стихотворении Иван Саввич Никитин. (Слайд № 7)

Краткие биографические сведения, портрет поэта.

Аудиопрослушивание.

Как точно автор подбирает слова и выражения, чтобы одним словом, одной строкой передать необъятные просторы нашей Родины, воспеть подвиги русского народа, выразить гордость за Россию.

Словарная работа. (Слайд №8)

Нивы – пшеничные поля. Мурава – трава. Курганы – холмы. Державная –могущественная, властная. Лях – поляк, житель Польши.

Выборочное чтение.

Прочитайте, где Иван Саввич описывает:

А) бескрайние просторы;

Б) трудные времена;

В) где он прославляет Русь.

- О каких событиях поведал нам автор?

(Невская битва и Ледовое побоище.1242г (тевтонские рыцари-крестоносцы)

Куликовская битва. 1380 г. (Монголы-татары)

Изгнание польских захватчиков из России. 1612 (Поляки)

Нападение Наполеона на Россию? 1812 г (Отечественная война 1812 г.)

Работа по учебнику с 132 вопрос №1.

3. Гимнастика для глаз

4. Стихотворение С.Д.Дрожжина «Родине». (Слайд № 9)

Портрет поэта, краткие биографические сведения.

Аудиопрослушивание.

Словарная работа. (Слайд № 10)

Чтение стихотворения.

5. Стихотворение А.В.Жигулина «О, Родина!..» (Слайд № 11)

Портрет поэта, годы жизни, краткая биография.

Аудиопрослушивание стихотворения.

Словарная работа (Слайд № 12)

Чтение стихотворения.

6. Физминутка

Мы пришли в обсерваторию - топ-топ (топаем ногами)

Купол раскрывается (ж-ж-ж)

Выдвигаем телескоп (одну руку к глазу, второй `выдвигаем`, т.е. вверх от себя по диагонали) (у-у-у)

Окуляр протирается (трут, круговые движения руками, шик-шик)

Наводится на небо (о-о-о)

На небе зажглась одна звездочка - чпок (рука вверх, на слово `чпок` разжать кулак)

На небе зажглось много звездочек чпок, чпок, чпок, чпок...(обе руки вверх, на каждый чпок разжимаем кулак)

Астрономы восхищаются (ах-ах-ах)
По небу пролетела комета - Вау! (правая рука снизу в лево вверх по диагонали на слово `Вау`)
По небу пролетела летающая тарелка - бла, бла, бла
(на `бла, бла, бла` машем руками, как крыльями, но чтобы не побили друг друга, руки лучше согнуть в локтях)
Из тарелки высунулся инопланетянин - Привет!!!
(на `Привет` приветственно помахать рукой)

7. Работа с пословицами. Собери пословицу. Работа в парах Дети получают конверты с разрезанными на 2 части пословицами, надо объединить обе части по смыслу. (проверка – слайд № 13).

Пословицы – особый жанр литературы. Одним предложением выражается глубокая точная мысль. Объяснить смысл пословиц.

Родина – мать,                                 умей за неё постоять

Человек без Родины,                       что соловей без песни.

На чужбине родная землица           во сне снится.

Для Родины своей                           ни сил, ни жизни не жалей.

 Всякому мила                                  своя сторона.

IV. Защита проектов.

Прослушивание выступлений детей с проектами на тему: «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о, Родина моя!», «Они защищали Родину». Сопровождение (слайд № 14, 15)

V. Итог урока. Рефлексия.

1. Просмотр видеоролика: «Россия – Родина моя».

2. Обобщение.

- Что объединяет все произведения изученного раздела? (Любовь к Родине – России.)

- Какое стихотворение понравилось?

- Как вы думаете, достигли мы поставленных целей?  (Мы познакомились с произведениями русских поэтов о Родине. Научились выразительно читать стихи. Делали сообщения, защищали проекты о Родине, высказывали свои мысли).

- Какой момент урока тебе понравился?

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание (слайд № 16)

Найти в библиотеке и прочитать стихи и рассказы о войне, о Родине. Выбрать понравившиеся произведения, составить их список.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Стихи русских поэтов об осени"....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи русских поэтов о весне" 2 класс "Перспектива"

ПдЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотворений: выразительно, передавая настроение с помощью голоса и и...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Стихи Ф.И. Тютчева о весне» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Стихи Ф.И. Тютчева о весне"  Цели деятельности учителя: познакомить учащихся  со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; учить анализировать пр...

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Стихи о Родине"

Тема: «Стихи о Родине и родной природе».Тип урока: повторительно-обобщающий.Форма проведения: с применением информационных технологий, парной  работыДидактические цели:Образовательные...

Конспект обобщающего урока по Литературному чтению по теме "Стихи русских поэтов"

В конспекте находится материал для обобщения и повторения материала о творчестве великих русских поэтов А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова, изученных в этом разделе....

Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Стихи про девочек и мальчиков." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: формирование навыков выразительного, правильного, осознанного чтения; совершенствования технику чтения.Планируемые результаты:Предметные:Знать и понимать смысл стихотворений...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...