Конспект урока С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Федотова Татьяна Александровна

По данной ссылке вы можете сказать презентацию и все необходимые файлы для урока.

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnom...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc73 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по УМК «Школа 21 века»

Тема: «С.А. Есенин «Стихи о Родине»

Цель урока: 

1.Познакомить с творчеством великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, определить главную тему его произведений (тему Родины).

2. Совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных произведений, как результат понимания текста; развивать умение сопоставлять словесное описание в произведении с картинным, музыкальным, устанавливая межпредметные связи.

 Планируемые результаты:

предметные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;

личностные УУД:  самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;

регулятивные УУД:  целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, портрет С.А. Есенина, плакат «Год литературы в России»,

(ИКТ); учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть 2); тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть 2).

Слайд 1

Эпиграф урока:

 «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине».

«Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. Есенин

Ход урока:

I. Орг. момент.

 - Тихо в классе, тихо в школе.

Все на месте?

Все готовы?

Ну-ка улыбнитесь!

Здравствуйте, садитесь.

  1. Обсуждение итогов обобщения по раздел «Произведения Александра Ивановича Куприна».

- Мы закончили раздел, где познакомились с творчество известного русского писателя, прекрасного рассказчика Александра Ивановича Куприна.

Групповая работа с заданиями

    А) – Установи соответствие между словами левого и правого столбиков. 

Слайд 2

Барбос                                деликатная вежливость

                                            верность, независимый характер

                                            …понеслась наперерез

Жулька                               …редкое согласие и нежная любовь

                                            …протяжно и жалостно выл  

- Из какого произведения эти герои? («Барбос и Жулька» Куприн) Слайд 3

- Как писатель относится к героям? Какое произведение вы бы поставили рядом? (Л.Н.Толстой «Лев и собачка»)

Б) – Укажите автора и заголовок произведений.

«…Вся собачья жизнь,

всё собачье счастье в их руках» ________________________________

«…Но приходившие брали только

своих собак и уходили»__________________________________________

«…Старый белый пудель глядел ему вслед.

Он понял свою ошибку»_______________________________________

- Чем похожи и чем отличаются эти произведения?

В) –Вспомни название произведения. Постарайся закончить фразы из текста.

«…живём мы рядом со многими животными … (и совсем о них ничего не знаем)»

«Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животное - …(людей гораздо быстрее и тоньше)»

                                                                                                                                                                   

- Чему учат прочитанные произведения?

(Собака – друг человека, отличается преданностью и верностью.  Человек в ответе за своего четвероногого друга).

2. Знакомство с новой темой. Подготовка к восприятию нового произведения. 

Вступительное слово учителя.

Мы читали большие произведения- прозаические.

- Кого мы называем поэтами? (Писатели, которые пишут стихи)

-С какими поэтами вы знакомы?

-Кто из знакомых писателей поэт и прозаик?

-Мы можем назвать ещё кого-то? Почему нет?

Эту проблему можно разрешить через уроки литературного чтения.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского поэта.

3.Введение в тему урока. Целеполагание.

Аудио прослушивание. Слайд 4

- Ребята сейчас вы прослушаете фрагменты песен. Ваша задача определить на чьи стихи написаны эти песни.

*Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?..

*Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблок дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым…

*Отговорила роща золотая,

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

- А вот еще одна подсказка для тех, кто не догадался или не уверен в своем ответе.

 - Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта.

(читаю, выделяя голосом созвучия с фамилией поэта Есенин).

В этом имени слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…

 

 - Услышали ли вы эту фамилию?


Только скажут - " Сергей Есенин "
Всей России встают черты!

(Н. Браун)

4.  Определение темы и цели урока.

  • Итак, какую-же фамилию вы услышали? (Есенин)
  • Правильно! А произведения какого жанра он писал? Кем был?
  • А теперь послушайте внимательно: С. Есенин, поэт........
  • Возможно вы догадались, какой будет тема нашего урока?
  •  Правильно, сегодня мы будем читать стихи С. Есенина.
  • Подумайте, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему учиться? Т.е. какие цели поставим перед собой в начале урока?

(узнать что-то новое о жизни и творчестве поэта, научиться выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения).

  1. Работа по теме урока.

1. Подготовка к восприятию.

 - Когда мы говорим о С. Есенине, то представляем портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир.

(показ портрета). Слайд 5

Слайд 6

Сергей Александрович Есенин– русский народный поэт. Родился 3 октября 1895 года в селе Константиново под Рязанью, на берегу красивой реки Оки.

Слайд 7

Отец – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Отец много лет работал в Москве, а мать занималась воспитанием троих детей. Были сестры –Катя и Шура.

Слайд 8

Раннее детство Сергея Есенина прошло в доме деда Федора Андреевича Титова. По его настоянию Сергей начал изучать грамоту по церковным книгам с 5 лет. Он очень любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошел с 9 лет. Она находилась недалеко от дома, на пригорке, в центре села. Окончил школу Сергей Есенин с похвальным листом в 1909 году.

Слайд 9

Стал писать стихи с 9 лет, но сознательное творчество он сам относил к 16-17 годам. В раннем детстве полюбил С.А. Есенин родную русскую природу- он чувствовал себя частью этой природы. Рязанская земля- колыбель поэзии С.А. Есенина. Это село прекрасный уголок нашей огромной Родины, «маленькой родины» Есенина.

-И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника. Необъятная небесная синь и голубая гладь озер- вся красота родного края с годами отлилась в стихах. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе.

- Но кроме этой темы в творчестве С. Есенина есть еще одна центральная, очень важная тема.

-Прочтите эпиграфы к уроку ещё раз.

Слайд 10

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине».

«Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. Есенин

-Догадались, какая тематика стихов Есенина отражена в них?

- Конечно же это тема Родины!

- Тематика сегодняшних стихотворений - Родина.

- Все свои стихотворения он посвятил Родине.

- Россия была для поэта самой большой любовью в жизни, его особой философией и миропониманием. Всеми жизненными принципами можно было поступиться, от всего отказаться, но только не от России.

- Так, в стихотворении «Русь Советская» Сергей Есенин заявляет, что весь свой талант, все, что у него есть, он направит на воспевание своей Родины.

2. Работа по учебнику.

-  Мы с вами познакомимся с отрывком. Само стихотворение (а точнее маленькая поэма) очень большое по объёму. У вас поместили только его концовку.

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 68 .

- Послушайте внимательно, как я его вам прочитаю.

/Чтение стихотворения учителем/.

- В каких словах слышится гордость поэта за свою Родину?

- Всё ли понятно в стихотворении?

(Пройдёт вражда племён – значит, народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир; Воспевать – славить; Шестую часть земли – площадь России).

- Он написал это произведение в 1924 году, когда вернулся в Россию после поездки по Европе, Америке. Не каждый из писателей того времени смог устоять и не покинуть Родину.

- Следующий отрывок из стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...» - 1914.

- Разница в 10 лет. Почему так длится тревога? (так сложилась его судьба с судьбой страны)

Чтение учителем

Беседа: - Какое чувство передает этот отрывок?

Словарная работа - В этом небольшом отрывке тоже встретились незнакомые слова (они выделены курсивом). Давайте обратимся к словарику на 69 стр. и выясним их смысл.

(чтение слова и его значения в словаре, нахождение и прочтение слова в тексте)

  1. Физкультминутка.

(Стихотворение декламируется с выполнением движений под народную музыку).

«Клён»

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз –  наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен. ( кружатся, руки вверх)   

Ветер сильно вдруг подул,(руки верх – наклоны)

Листья с дерева смахнул.( взмахи вытянутыми вперед руками)

Закружились листья все,( покружиться)

Полетели все к земле.(присесть)


7. Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина, которое называется «Я покинул родимый дом».

- Как вы думаете, о чем будет в нем говорится?

- А у вас какое чувство возникает, кода вы долго не были дома?
- Послушаем чтение этого стихотворения в исполнении самого актера

- Вслушайтесь в него, постарайтесь почувствовать настроение, которое хотел передать автор… (звучит аудиозапись). Слайд 11

ПАУЗА

Беседа: - Какое же настроение передал автор? (Стихотворение проникнуто любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое)

Задание 4, стр.69

  • Дело в том, что, будучи еще семнадцатилетним юношей Есенин оставил свой родительский дом в селе Константиново, и уехал жить в Москву, но навсегда, где бы потом он не жил, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом.
  • Задание 3, стр. 69 (Сравнения: «словно яблонный цвет седина», «старый клен головой на меня похож», «листьев дождь»).
  • Задание 6, стр. 70 - Прочитайте рубрику «Подсказка», она поможет вам выполнить задание. (Олицетворения: «луна распласталась», «седина пролилась», «клен стережет», «петь, звенеть пурге», «клен на одной ноге», «клен похож головой»).
  • Ребята, сколько строф в этом стихотворении? Что представляет собою каждая строфа?

Коллективная работа.

  1. строфа.

-Каким настроением проникнута первая строфа?

-Д: Грустное, герой покинул родимый дом.

  1. строфа.

- Каким настроением окрашена вторая строфа?

Д: Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь.

  1. строфа.

-Каким настроением проникнута третья строфа?

Д: Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»

  1. строфа.

-Каким настроением окрашена четвёртая строфа?

Д: печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож».)

Обобщение о герое есенинского стихотворения.

– Если Есенин переживает и передает такое настроение, что можно сказать о таком человеке?

Д: У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей «голубой Руси». Он предан своей Родине.

– Как можно назвать такого человека?

Д: Патриот.

– Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.

Работа над выразительностью чтения стихотворения.

– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить:

темп чтения (быстрый, медленный);

громкость чтения (пониженная, повышенная), но в конце громче — тревожные переживания поэта.

Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).

Не забывайте обращать внимание на знаки препинания.

Я думаю, что теперь вы сможете прочитать выразительно текст стихотворения.

Читать будем по цепочке, по строфам. Кто желает?

(4 человека читают по цепочке стихотворение выразительно под звучание лирической мелодии)

Молодцы!

Так что же для С. Есенина Родина?

Рефлексия.

-Продолжите высказывание «Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …»

 - А у всех ли после нашего урока осталось хорошее впечатление и позитивное настроение? Сейчас мы это узнаем. Прикрепите к веточке березовый листик, если вам понравился наш урок, и вы покидаете его в хорошем настроении.

-Надеюсь, березка получится пышной! Кстати, это одно из любимых деревьев Есенина, о нем он даже писал стихи, с одним из которых вы познакомитесь очень скоро.

-Ребята, вы сегодня действительно хорошо поработали. Я думаю, что и вы будет любить и чтить свою большую и малую Родину, так же, как и Есенин и вырастите настоящими патриотами….

VI. Подведение итогов урока.

-Что вы скажете о человеке и поэте Сергее Александровиче Есенине? (патриот, преданный своему Отечеству, малой родине, семье)

-Какие темы являются основными в его поэзии? (Родины, природы родного края)

-В каком стихотворении поэт говорит о своей семье? (я покинул родимый дом)

VII. Оценивание.

VIII. Домашнее задание: учебник с. 69, наизусть.

 Урок окончен. Можете идти на перемену.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине». «Чувство Родины – основное в моем творчестве». С. Есенин

Слайд 2

Барбос деликатная вежливость верность, независимый характер понеслась наперерез Жулька редкое согласие и нежная любовь протяжно и жалостно выл

Слайд 5

Сергей Александрович Есенин

Слайд 8

Дед С.А. Есенина - Фёдор Андреевич Титов

Слайд 10

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине». «Чувство Родины – основное в моем творчестве». С. Есенин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

С.А. Есенин "Стихи о Родине" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: «С.А. Есенин «Стихи о Родине»Цели урока:1.Познакомить с творчеством великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, определить главную тему его произведений (тему Родины).2. Соверше...

Конспект урока + презентация С.Есенин."Черемуха" (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока + презентация М.М. Пришвин «Моя Родина» (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока окружающего мира "Природные стихии в народном творчестве" УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве; формирование учебно-воспитательных и социокультурных компете...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Стихи о Родине других поэтов» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 20.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 216Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...