УМК «Начальная школа XXI века» Урок математики в 4 классе Тема урока: «Распределительные свойства умножения»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

 

Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются  различные формы работы : фронтальная, индивидуально-самостоятельная, групповая, поисково-исследовательская, в которых  у детей формируются умения самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме и станет опорой  дальнейшего изучения этой темы в шестом классе.  На  уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реализовать себя и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Нетрадиционная форма проведения урока – урок-поход за знаниями стимулирует познавательные интересы  у детей. Смена видов работы позволяет поддерживать внимание, работоспособность и мотивацию на необходимом уровне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_4_kl.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семеняка Н. А. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 г. Белгорода  

УМК «Начальная школа XXI века»  Урок математики в 4 классе

Тема урока: «Распределительные свойства умножения»

Методический комментарий к уроку.  Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются  различные формы работы : фронтальная, индивидуально-самостоятельная, групповая, поисково-исследовательская, в которых  у детей формируются умения самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме и станет опорой  дальнейшего изучения этой темы в шестом классе.  На  уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реализовать себя и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Нетрадиционная форма проведения урока – урок-поход за знаниями стимулирует познавательные интересы  у детей. Смена видов работы позволяет поддерживать внимание, работоспособность и мотивацию на необходимом уровне.

Тип урока.  Урок закрепления  знаний  и универсальных учебных действий.     Цель: Создание условий для применения распределительных свойств умножения.                                                                                                                           Задачи:  

  1. Создание условий для формирования навыков счета: умножения, сложения, вычитания.
  2. Способствование развитию умений: сравнивать, классифицировать, анализировать.
  3. Организация деятельности обучающихся по формированию универсальных учебных действий вида:

          личностных УУД:

  • смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;

          регулятивных УУД:

  • контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

          познавательных УУД:

  • анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • умение ставить, формулировать и решать проблемы

          коммуникативных  УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

На уроке были использованы следующие организационные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник «Математика» 4 класс, автор В. Н. Рудницкая, 2012 г.;
  • тетрадь «Математика  4 класс» №1
  • индивидуальные карточки
  • карта похода

                                                          Ход урока.

I.        Организационно – мотивационный этап.                                                                  Цель: организовать направленное внимание на начало урока                                    Учитель:  Прозвенел для нас звонок, начался уже урок.                                                   На уроке будь старательным, будь активным и внимательным.                                         Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу - подними скорее руку.

Учитель: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?                                                        Дети: Распределительные свойства  умножения относительно сложения и вычитания.                                                                                                                 Учитель:  Сегодня мы будем учиться применять эти свойства. Наш урок будет необычный:  мы идем в поход за знаниями.                                                                  II.         Этап актуализации субъектного опыта учащихся.                                          Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для закрепления  нового материала обучающимися.                                                                                                       Устный счет.                                                                                                                                Учитель: Прочитайте выражения. Что нам нужно уметь, чтобы найти их значение?                                                                                                                               Дети: Находить сумму чисел.

150 + 25          814 + 60           530 + 72

Учитель: Вычислите значения этих выражений.                                                                 Учитель: Прочитайте выражения . Что нам нужно уметь, чтобы найти их значение?                                                                                                                               Дети:  Находить разность чисел.

 618 – 102         540 – 39             210 – 105

Учитель: Вычислите значения этих выражений.                                                                                   Учитель: Прочитайте выражения. Что нам нужно знать, чтобы найти их значение?                                                                                                                             Дети: Знать таблицу умножения                                                                             Учитель: Что нам нужно уметь, чтобы найти значение выражений второго столбика?                                                                                                                              Дети: Уметь умножать на 10, на 100.

 5 • 8            30 •3

 4 • 9            200 • 7

 7 • 6            80 • 4

Учитель: Вычислите значения этих выражений.                                                                     Учитель: Итак, все необходимые знания у нас есть,  и они нам понадобятся в походе.                                                                                                                                    III.        Этап применения полученных знаний                                                                  Цель: привлечь внимание детей к распределительным законам умножения, выявить осознанное понимание их использования                                                   Учитель:  Впереди у нас переправа через реку. Перейти через мост вы сможете, если вспомните распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания.

                              ( а + в ) • с = а  • в + в • с

                              ( а - в ) • с = а • в -  в • с

Учитель: Эти свойства вам сейчас нужно  применить, чтобы пройти через лесные заросли. Для этого нужно правильно выполнить задание № 385  на стр. 90 в учебнике.                                                                                                                        I вариант решает 1 столбик.  II вариант - 2 столбик . Взаимопроверка тетрадей.        Проверка результатов по вариантам.

                         I вариант                         II вариант  

                  (60 + 1) • 7 = 427              ( 67 – 17) • 4  = 200

                  (17 + 13) • 5 = 150            (30 – 2 ) • 5 = 140

Учитель: В каких  случаях нам удобно применять распределительные свойства умножения?                                                                                                        Дети: Если при вычислениях мы можем использовать таблицу умножения и приемы умножения на 10 и 100, то в этих случаях удобно  применить распределительные свойства  умножения относительно сложения и вычитания.                                                                                                                                                                                  Работа в тетради №1 стр. 61                                                                                              Учитель: Как распределительные  свойства  умножения относительно сложения и вычитания можно применить при решении  № 198?          Коллективное обсуждение и запись результатов в тетрадь.                                                    IV  Закрепление полученных знаний.                                                                              Цель: сформировать  умения учащихся в применении распределительных законов умножения, проконтролировать умения учеников использовать знания в новых   условиях.                                                                                               Учитель: Мы прошли через лесные заросли и вышли на Поляну задач. Работа по учебнику. Решение задачи  № 395 с.92                                                                Учитель:  Прочитайте условие задачи. Какие данные нам известны? Составим краткую запись в виде таблицы.

  Скорость                  Время               Расстояние

      4 км/ч                      2 ч                                 ?

      6 км/ ч                      3 ч                                  ?

Учитель: Что нужно найти в задаче?                                                                             Дети: Длину всего маршрута туристов.                                                               Учитель: Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?                                                       Дети: Нет. Сначала нужно найти расстояние, которое туристы проплыли на плоту, потом найти расстояние, которое они прошли пешком и сложить результаты.

Работа в группах.

         I группа составляет выражение: 4 • 2 + 6 • 3 = 28 (км)

Творческое задание: Какие данные задачи нужно изменить, чтобы ее можно было решить, применяя распределительное свойство умножения относительно сложения?

Дети: Нужно изменить время, которое туристы прошли пешком, или время, которое они проплыли на плоту.

                              ( 4 + 6 ) • 2 = 20 ( км)  

                              ( 4 + 6 ) • 3 = 30 ( км)

                 II группа решает задачу по действиям.

                1)  4 • 2  = 8 (км) – проплыли на плоту.

                2)  6 • 3  = 18 (км) – прошли пешком.

                3)  8 + 18 = 26 (км) – длина всего маршрута.

               III  группа получает Карточку- помощницу:

 1) Как найти расстояние, которое туристы проплыли на плоту со скоростью 4 км/ч  за 2 часа?

2) Как найти расстояние, которое туристы прошли пешком со скоростью 6 км/ч  за 3 часа?

3) Как найти длину всего маршрута туристов?

4) Запишите ответ задачи.                                                                                                                                                                                         

Физпауза                                                                                                        Туристы по лесу шагали,

                                            Сквозь чащу ловко пробирались,

                                            Рукой до веток доставали,

                                            И от колючек уклонялись.

                                            Грибы в лесной траве искали,

                                            Собрали ветки для костра.

                                            И на поляне отдыхали.

                                            Но вот им снова в путь пора.

Учитель: А сейчас нам предстоит путь через болото. Вы сможете пройти по кочкам, если найдете значение выражений, применяя распределительные свойства умножения. Каждый выберет себе задание по силам, то которое может решить.                

                                            I вариант  (№ 386 в учебнике )

   42 • 4=168                           51 • 6 =306                              69 • 4=276

   75 • 4=300                           92 • 3=276                               48 • 5=240

                                             II вариант  (Работа по карточке-помощнице)

( 40 + 2) • 4=160+8=168      ( 50 + 1 ) • 6 =300+6=306      (70 – 1) • 4=280-4=276

(70 + 5) • 4=280+20=300      (90 + 2) •3=270+6= 276       (50 – 2) • 5=250-10=240

                                             II вариант  (Творческое задание)                                              Найдите значение выражений, сначала с помощью распределительного свойства  умножения относительно сложения, а затем с помощью распределительного свойства умножения относительно вычитания и сравните результаты:  

    75 • 4=(70 + 5)•4=280+20=300            75 • 4=(80 - 5)•4=320 - 20=300

    48 • 5= (50 – 2)•5=250-10=240             48 • 5= (40 + 8)•5=200 +40=240                                VI I.  Итог урока                                                                                                                   Цель: контроль за результатами деятельности                                                         Учитель : Чему мы учились на уроке?                                                                                    Дети: Применять при вычислениях распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания                                                                                         Учитель :  Назовите эти свойства.

Дети:           ( а + в ) • с = а  • в + в • с

                      ( а - в ) • с = а • в -  в • с

Задание на дом : по выбору №193  или №195 в рабочей тетради №1                                        VIII. Рефлексия                                                                                                                 Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности                                                                                                                Учитель:  На доске вы видите конверты с надписями, которые могут передать ваше впечатление от урока.

  • Было трудно
  • Было все понятно
  • Хочу знать больше  -  если вы считаете, что вам было интересно, и поход за знаниями вам понравился.

У вас на парте лежит компас (Компас  нарисован на кружке из картона).  Его нужно сейчас опустить в конверт, который вы выбрали.                                                            

Литература:                                                                                                                                 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.                                                   2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе.Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.                                                                                                                               3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок математики «Сумма трех и более слагаемых. Устные приемы вычисления». 3 класс

Цель:Познакомить учащихся с приёмами  устного сложения трех и более слагаемых.Задачи: - закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа;- совершенствовать нав...

УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

презентация к уроку "Распределительное свойство умножения"

презентация к уроку "Распределительное свойство умножения"...

УМК "Начальная школа ХХI века". Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: "Вселенная. Планета. Прошедшее. Настоящее..."

Конспект урока. УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс. "Окружающий мир" (автор учебника Н.Ф.Виноградова). Тип урока: обобщениеполученных знаний. Данный урок по теме: "Вселенная. Планета. Прошедшее. Н...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема урока: «Переместительное свойство умножения. Нахождения площади прямоугольника »

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Переместительное свойство умножения. Нахождения площади прямоугольника »    Цели деятельности учителя : формирование представлений...