Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме: "Осень в стихах русских поэтов" УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Конспект урока литературного чтения для 3 класса на тему: "Осень в стихах русских поэтов" можно провести как обобщающий урок по любой учебной программе. Разработка урока сопровождается пошаговой навигацией по презентации к данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_stihah.rar1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературного чтения в 3 классе

УМК «Гармония »

Тема:  Осень в стихах русских поэтов

Цель: познакомить учащихся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Н.Некрасова об осени;

формировать умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику;

воспитывать любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись.

Задачи:
Предметные:
- познакомить учащихся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени;
- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся.
Личностные:
- воспитывать любовь и уважение к родной природе;
- утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник  
  • индивидуальные карточки.

Для учителя:

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;
  •  выставка книг

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

Целепологание

 Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»

На экране записан эпиграф к уроку (Слайд 1)

Пусть слово живое

Твой разум и душу разбудит,

Введёт тебя в мир красоты.

-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Может быть, вы найдете подсказку на  осенних листьях у нас на доске. Что записано на них?  Знакомы ли вам эти фамилии? О чем  произведения этих авторов?

На экране тема урока  «Осень в стихах русских поэтов» (Слайд 2)

- Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает для себя что–то новое, знакомиться с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей земли.

-Какие цели мы можем поставить перед собой сегодня на уроке, что стать вдумчивыми читателями?

Задачи:   (Слайд 3)

  1.  Вспомнить авторов и их стихи об осени
  2.  Поработать над выразительным чтением стихов
  3.  Поделиться своими впечатлениями от стихов
  4.  Найти в тексте знакомые литературные приемы, которые помогают поэтам создать художественные образы
  5. Итог.

Дети слушают музыкальный отрывок. Дети читают эпиграф на доске, рассматривают карточки с осенними листьями, на которых записаны фамилии русских поэтов.

Дети  вспоминают фамилии русских поэтов, стихи которых читали на предыдущих уроках.

Дети делают вывод, что сегодня тема урока «Стихи об осени»

Дети называют свои учебные цели, а учитель фиксирует на доске предложения детей.

 

Познавательные УУД:  Построение речевого высказывания, поиск известной  информации.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,  постановка учащимися   целей  учебной   деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Планирование учебных задач.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

  - А начать наш поэтический листопад мне хотелось бы одним очень красивым и известным стихотворением. У доски выступает заранее подготовленный ученик:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Кто вспомнил автора этого отрывка?

Автор этого замечательного стихотворения А.С.Пушкин. Поэт очень любил осень, многие его стихи посвящены этому прекрасному времени года. (Слайд 4)

- Как вы думаете, что так привлекало Пушкина в осени?

-Какой он изображает осень в своем стихотворении?

-Кто из вас хотел бы ещё прочитать стихи об осени?

Выступления детей со стихами К.Бальмонта, Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета. (Слайд 5 – 8)

Оценивание выступления детей одноклассниками.

 

 Дети внимательно слушают выступление одноклассника, вспоминают автора известных строк. Называют поэта А. С. Пушкина.

Дети слушают вопросы учителя, размышляют, отвечают с опорой на текст.

( Пушкину нравилась буйство осенних красок, последние солнечные деньки радовали поэта)

Дети выходят к доске и читают наизусть понравившиеся стихи об осени. Класс слушает выступления друзей, оценивает.

Познавательные УУД:  

Построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

 Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, построение речевых высказываний.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД:

Оценивание выступлений

3.   Обобщение и систематизация знаний учащихся

Анализ и работа над жанровыми особенностями произведения.

Физкультминутка.

  - Одинаково ли изображена осень у разных поэтов?

- Почему мы видим ее разной в   стихах?

 (Слайд 9-10)

- Какие литературные приемы помогают авторам  изобразить осень? (Слайд 11)

На экране: Олицетворение –

                   Сравнение -  

                    Метафора -  

Приведите примеры этих художественных приемов, найди их в стихотворениях. Работа в парах.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы. ( Каждый поэт писал о своих впечатлениях от осени. У осени есть разные этапы: золотая осень, поздняя осень.)

Дети вспоминают литературные приемы  и дают им определение с опорой на экран.

Дети работают в парах с соседом, ищут  литературные приемы в стихах, зачитывают строки.

   

 

Познавательные УУД:

Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Взаимопроверка, контроль и коррекция.

 

4.Творческая мастерская

 

-Представьте себе, что вы поэты. Попробуйте сочинить свои стихи об осени, рифмуя данные слова.

Ритм стихотворения можно прохлопать в ладоши. На слайде даны рифмы. (Слайд12)

…  осень,

… просим!

… порадуй,

… наградой.

Проверка творческих работ по желанию детей.

 Индивидуальная работа в тетради. Дети пробуют придумать и записать свои стихи.

Дают советы одноклассникам.

Оценивают свою творческую  работу.

Варианты работ:

 ( Золотая осень,

Ты останься, просим!

Солнышком порадуй,

Будешь нам наградой.)

( Не мочи нас,  осень.

Мы тебя так просим.

 Фруктами порадуй,

Сладкою наградой.)

 Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

 

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 5.Итог урока. Рефлексия.

 - Вернемся в план нашего урока. С чем мы справились? (Слайд 13)

- Что нового удалось нам сегодня?

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

-Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения?

Используемые интернет ресурсы (Слайд 14)

 

 

Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы.

 

 

 Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

 

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

Оценивание детьми собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в1 классе: сады поэзии: из чего растут стихи

Урок литературного чтения во втором классе. Развивающая система Л.В.Занкова...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"

Автор:                 Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Сравнение стихов русских поэтов о зиме"

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, используется для сравнения два стихотворения И.Бунина и К.Бальмонтапри помощи критериев, разработанных детьми на уроке совместно с учите...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...