конспект урока литературного чтения в1 классе: сады поэзии: из чего растут стихи
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок литературного чтения во втором классе. Развивающая система Л.В.Занкова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_2_klass.docx80.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

Дата: 20.04.2013 г.

Тема: Сады поэзии: из чего растут стихи.

Мир глазами поэтов Нины Орловой (стихотворение «Дерево-жираф») и Льва Друскина (стихотворение «Там ива, опираясь на костыль...»)

Цели урока:

  •  показать, что поэт видит мир особым образом;
  •  подобрать интонацию для чтения обоих стихотворений, увидеть два конкретных образа: радостный и светлый образ жирафа и трагически печальный образ ивы;
  •  рассмотреть, как, с помощью какого приема создаются эти образы (олицетворение, оживление, «очеловечивание» предмета);
  •  учить составлять устный рассказ от имени какого-нибудь неживого предмета с целью практического освоения приема олицетворения.

I. Проверка домашнего задания.

  •  Вспомните стихи, которые мы читали на прошлом уроке. Вы их знает давно. Кто автор этих стихов?

(A.Л. Барто)

П. Подготовка к восприятию нового материала.

  •  А сегодня я предлагаю вам полюбоваться природой.
  •  Прочитайте стихотворение С. Есенина «Черемуха» и поделитесь    

          своими впечатлениями.

Черемуха душистая

С весною расцвела.

И ветки золотистые,

                                      Что кудри, завила.

И кисточки атласные

Под жемчугом росы Горят, как серьги ясные У девицы — красы...

Черемуха душистая,

Развесившисъ, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке блестит

С. Есенин.

  •  Что вас особенно тронуло в этом стихотворении?
  •  Какие слова и выражения помогают представить красоту черемухи?

(Ветки золотистые, что кудри завила. Кисточки атласные горят, как серьги.)

  •  В природе столько прекрасного, интересного и необычного. С. Есенин сравнил черемуху с девушкой - красой.

- А с чем вы можете сравнить эти деревья?

  • Как вы думаете, ребята, трудно ли быть поэтом?
  •  Поэт - это человек, который обостренно воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов, звуков, побуждает и нас

всех вглядываться и вслушиваться.

- Погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами. Берем с собой хорошее настроение, наблюдательность, фантазию.

III. Работа над стихотворением Н. Орловой «Дерево - жираф».

Вот - дерево. Послушайте стихотворение поэтессы Н. Орловой и подумайте, какой поэтический образ создает поэт?

Настрой на восприятие нового текста.

Развитие воображения.

  1. Чтение стихотворения (стр. 54)
  •  Понравилось стихотворение?
  •  Какое впечатление от услышанного?
  •  Какое настроение у вас создалось?
  •  Какой образ создает автор?
  •  С кем сравнивает дерево?
  •  Все ли понятно в стихотворении?

(Проснись чуть свет - очень рано.

Речка прячется в рукав - уходит вдаль)

  1.  Анализ стихотворения.
  •  Как вы думаете, почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться очень рано: разве нельзя это сделать днем?

(Рано утром мир еще не совсем проснулся,

людей еще нет, природа может приоткрыть

свои тайны особо любознательным).

  •  Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятной, сказочной?

(Гуляет).

  •  Как воспринимает поэтесса дерево?

(Как живое существо).

  •  А из чего это видно? Какие действия оно выполняет?

(Гуляет, слушает, шевелит ушами, носит

украшение).

  •  Как вы думаете, какое настроение у поэта и его попутчика?

(Отличное).

  •  Почему вы так решили?

(Они поют).

  •  Прием, который использует Нина Орлова, оживляя, очеловечивая неживые предметы, называется олицетворением.

3. - Вот мы и гуляем по садам поэзии, «цветущим» на карте страны Литературы. Задумайтесь, где на карте страны Литературы расположены сады поэзии. Откройте форзац. Объясните.

IV. Работа над стихотворением Л. Друскина «Там ива, опираясь на костыль...»

  •  А теперь давайте постоим вместе с поэтом Л. Друекиным у окна... Послушайте стихотворение и попробуйте представить картину, нарисованную поэтом.
  1.  Чтение стихотворения учителем.
  2.  Работа над содержанием.
  •  Какой поэтический образ вы представили?

(Образ дерева - человека).

  • Если в стихотворении Нины Орловой дерево сравнивается с животным, то в стихотворении JI. Друскина с кем оно сравнивается?

(С горькой калекой).

  •  Что значит «горькая калека»? Что бывает горьким?

(Горькая обида, горькие слезы, горькая доля).

  •  Какое у вас создается настроение?

(Грустное, печальное).

  •  Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с веселым пятнистым жирафом, а второй поэт, который тоже увидел согнутое дерево, сравнивает его с несчастным, искалеченным человеком?
  • Что здесь важнее всего: внешнее сходство или разная порода деревьев? Может быть, разное настроение поэтов?

(И время года разное, и разная порода

деревьев, и погода, и настроение поэтов).

  •  Докажите словами из текста, что ива постоянно вызывала у героя острое чувство жалости,,

(Теперь, раньше).

  •  Если бы герой стихотворения сам не признался, что видел в иве человека, вы бы догадались, что ива напоминает герою именно человека.

(Опираясь на костыль, взять за локоть, сама

заговорит).

  •  А какого именно человека?

(Старого, больного, нуждающегося в защите).

  •  Каким человеком представляется вам рассказчик?

(Чутким).

  •  Откуда это видно?

(Жалел, готов забрать груз обиды, хочет взять домой, понимает, что не надо приставать к уставшему существу с расспросами, что надо дать отдохнуть).

  •  Настроение - э го внутренне душевное состояние. Оно довольно быстро меняется (то хорошее, то плохое), а герой постоянно видел в образе ивы несчастного старого человека.
  •  Каким приемом пользуется Л. Друскин, чтобы подчеркнуть особенность этого дерева?

(Олицетворением).

  •  Итак, в саду поэзии мы встретились с двумя произведениями. Что вы можете о них сказать?

(Разные по характеру, настроению).

  1.  Чтение детьми стихотворений.
  •  Прочитаем стихи, выражая нежное, светлое или задумчивое, печальное настроение.
  1.  Рисование словесных картин к стихотворениям.
  •  Сейчас мы превратимся в художников, и будем рисовать картины к стихам по выбору. Только эти картины будут словесные.
  •  Какие краски будут преобладать в картине, если вы выберете стихотворение Нины Орловой? Почему?
  •  А в картине к стихотворению Л. Друскина? Почему?
  1.  Итог урока.
  •  С каким новым приемом в поэзии вы сегодня познакомились?

(Олицетворением).

  •  Все ли неодушевленные предметы можно олицетворить?

VIII. Домашнее задание.

Что чувствует цветок в вазе, о чем думает уютное кресло?

Составьте рассказ, применяя олицетворение. У вас может получиться очень интересно! (Задание на стр.55)

Чтение детьми стихов А.Л.Барто наизусть. Демонстрация иллюстраций к стихам.

Самостоятельная работа.

(У каждого на парте листок с напечатанным стихотворением С. Есенина «Черемуха»).

Трудно ли быть поэтом? Уметь видеть и чувствовать как поэт?

 

C:\Users\VALENT~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Черемуха душистая

С весною расцвела.

И ветки золотистые,

 Что кудри, завила.

И кисточки атласные

Под жемчугом росы

 Горят, как серьги ясные

У девицы — красы...

Черемуха душистая,

Развесившисъ, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке блестит

                  (С. Есенин)

Практическая        работа по

определению сравнений.

C:\Users\VALENT~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image3.jpeg

C:\Users\VALENT~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image6.jpeg

C:\Users\VALENT~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image5.jpeg

C:\Users\VALENT~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpeg

C:\Users\VALENT~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image7.jpeg

Чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями.

Словарная работа.

Анализ стихотворения.

Практическая работа.

Исследовательская деятельность. Работа с форзацем учебника.

Настрой на восприятие нового текста. Развитие воображения.

Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения.

C:\Users\VALENT~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image8.jpeg

Исследовательская работа.

Работа над выразительностью чтения.

Творческая работа.

Работа в группах

Творческая работа        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"

Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....

Конспект урока литературного чтения . Тема: Проект «Праздник поэзии»

Цели деятельности учителя: формирование полного представления о поэтах и их творчестве.Планируемые результаты: Предметные:- знать  биографию и интересные факты о поэтах;- уметь понимать смысл и г...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....