План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Федорова Марина Игоревна

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

План-конспект урока литературного чтения

Обучающейся 24-шк группы Федоровой Марины Игоревны
УМК: «Начальная школа XXI века» 2 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 2

Целевой компонент урока:

Тема урока: Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»

Цель: организация деятельности обучающихся для рассказывания литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»

Задачи:

Дидактические: формировать умение работать со сказкой, понимать сказку, выделять в ней главное, умение рассказать её с использованием «карт Проппа», расширять читательский опыт через рассказывание.

Развивающие: развивать читательские и речевые умения; интерес к сказкам, творческие способности, умение размышлять.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного; учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата; проведение физкультминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся, положительно относится к процессу познания, проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения, проявляет интерес к учебному материалу.

Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознаёт познавательную задачу, читает, строит логическую цепочку рассуждений, сравнивает, обобщает, делает выводы; осознаёт смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, выявляет основную мысль произведения, формулирует её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.              

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставит задачи, планирует свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносит коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: строит рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявляет активность и стремление высказываться, задавать вопросы, строить диалог, задавать вопросы на осмысление проблемы.

Предметные: рассказывает по «картам Проппа», осознанно, без искажений, выразительно, передаёт своё отношение к рассказанному, выделяет важные по смыслу слова, строит свою речь.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для классной работы, «карты Проппа», проектор, презентация, раздаточной материал


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.
      1) Приветствие
У: Здравствуйте! Меня зовут Марина Игоревна сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
      2) Проверка готовности к уроку

У: Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник и пенал.
      3) Мотивация к учебной деятельности
У: Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

У: Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
О: Поднимают руки.

У: Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Поднимите руки.
О: Поднимают руки.

У: Молодцы! Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.

II. Актуализация знаний обучающихся.

У: Посмотрите, у меня в руках цветок, но он не простой, а волшебный. Передавая волшебный цветок, мы будем называть друг друга ласковым словом.

У: Ребята, приятно было получать комплименты? Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказке. А в гости со мной пойдет тот, кто слово наоборот назовёт:

  •  весёлый — грустный,
  • добрый — злой,
  • смелый — трусливый,
  • старый — молодой,
  • сильный — слабый,
  • здоровый — больной,
  • умный — глупый,
  • вежливый — грубый,
  • сытый — голодный,
  • озорной — послушный,
  • ленивый — трудолюбивый.

 

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Молодцы! Но для того чтобы оказаться в сказке, нам надо разгадать ребус. Ребята, что у вас получилось?

О: Сундучок

У: Ребята, откроем с вами этот сундучок, кто же в нём живёт?

О: Сказки.

У: В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы из сказки, а вы должны отгадать из какой он сказки.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Перо Жар – птицы – «Сивка-бурка».

Лук и стрела – «Царевна – лягушка».

Горшок мёда – «Вини - Пух».

У: В сундучке есть книга. Она необычная, сказочная. Что же в ней?

О: Знаки.

У: Здесь нет иллюстраций, только какие-то знаки. На первой странице нашей книги нарисован какой знак?

О: Вопросительный.

У: Правильно. Первая страница нашей книги приготовила вопросы:

У: Что такое сказка?

О: Сказка-это волшебство, чудо, вымысел. Это то, чего не бывает на самом деле.

У: Кто пишет сказки?

О: Сказку пишут писатели, сказочники, народ.

У: Почему сказки называют народными?

У: Потому что их сочинил народ. Раньше их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом, когда появилась письменность, собрали эти сказки и записывали их. Так они дошли до нас. Это народные сказки.

У: Почему сказки называют авторскими?

О: Потому что их сочинил и написал один человек – автор.

У: Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы.

У: Вторая страница превращает вас в сказочных героев знакомых вам сказок. Вы должны с интонацией, мимикой имитировать сказочных героев.

О: (Обучающиеся с интонацией, мимикой имитируют сказочных героев. Говорят, от лица героя сказки. Остальные дети слушают и называют героя и название сказки.)

У: Откроем следующую страницу нашей книги. Что это?

О: Это карты Проппа – схемы и иллюстрации к сказке «Красная шапочка».

У: Кто автор сказки?

О: Шарль Перро.

У: Какая эта сказка?

О: «Красная шапочка» – это литературная сказка.

У: Вспомним, что обозначают эти карточки и для чего они нужны.

О: Карточки Проппа помогают рассказывать и пересказывать по порядку без пропусков и повторений.

У: Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли рассказчиков?

О: Да!

IV. Закрепление знаний и умений.

У: У вас в руках карты Проппа – схемы, но любую схему можно соотнести с иллюстрацией из сказки. Сегодня мы используем следующие карточки:

  1. Жили-были
  2. Особые обстоятельства
  3. Герой покидает дом
  4. Запрет
  5. Нарушение запрета
  6. Враг начинает действовать
  7. Появление ложного героя
  8. Разоблачение ложного героя
  9. Появления друга – помощника
  10. Враг оказывается поверженным
  11. Счастливый конец
  12. Мораль

Беседа

У: Ребята, составим план, по которому будем рассказывать сказку. Для этого нам надо соотнести карточки с действиями в сказке.

У: Жили-были

О: Жила – была девочка.

У: Особые обстоятельства

О: Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали её Красной Шапочкой.

У: Герой покидает дом

О: Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

У: Запрет

О: “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”, – наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

У: Нарушение запрета

О: Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

У: Враг начинает действовать

О: Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку

У: Появление ложного героя

О: Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

У: Разоблачение ложного героя

О: Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть) …  Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

У: Появление друга – помощника

О: Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

У: Враг оказывается поверженным

О: Охотник вбежал в дом и убил волка.

У: Счастливый конец

О: Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

У: Мораль

О: Девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

У: Ребята, молодцы. Мы с вами прочитали целую сказку. Теперь попробуйте по картам самостоятельно её рассказать.

О: Рассказывают сказку по картам.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

У: Понравилось вам путешествие по страницам литературной сказки «Красная шапочка»?

О: Да.

У: Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым интересным?

О: Придумывать сказку.

У: Какое задание вам показалось самым сложным?

О: Рассказывать сказку.

А какое было самым легким?

О: Отвечать на вопросы.

У: Как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

О: Потому что мы старались.

У: Ребята, у вас на столах лежат те самые пирожки Красной шапочки. Вам нужно разукрасить их в зеленый цвет, если вы все поняли на уроке, в жёлтый цвет, если были небольшие затруднения, в красный цвет, если было сложно и непонятно на уроке.

У: Мне очень понравилось с вами работать. Вы молодцы! Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Презентации по литературному чтению. Проверочные работы по литературному чтению

Презентации по литературному чтению по УМК "Перспектива"   2 класс"Сравнение художественного и научно- познавательного текстов Н. Рубцов "Про зайца"  Заяц (текс...

План-конспект открытого урока по речевой практике на тему: «Инсценирование сказки «Три поросёнка». 2 класс

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скопинская школа-интернат» Рязанской области      План-конспект открытого урока по речевой...

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...