Конспект урока литературного чтения "Знакомство с учебником литературного чтения. В. ДАНЬКО «ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ» " (1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Белова Мария Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.ch_._znakomstvo_s_uchebnikom_lit_cht._06.03.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения.

Тема: Знакомство с учебником литературного чтения. В. ДАНЬКО «ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ».

Цели деятельности учителя:

- познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма»;

-  развивать речевые умения, творческие способности, воображение, читательский результат.

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- работать над проговариванием слов, над техникой и выразительностью чтения;

- умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием;

- развивать воображение, мышление.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 1 Климанова Л. Ф., видео –физминутка, учебная презентация.

Этап урока.

Методы. Приемы.

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 м

Читает стихотворение и демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.

В дорогу взять ты не забудь

«Ключей» надежных связку –

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Приветствие учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание.

2. Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

Практический: работа с чистоговоркой, скороговркой

4 м

5 м

Работа с чистоговоркой, скороговоркой.

Повторяйте за мной.

Ал-ал-ал: гуляли возле скал.

Ол-ол-ол: сели все за стол.

Ул-ул-ул: сломался новый стул.

Ыл-ыл-ыл: Миша уши мыл .

Теперь прочитайте хором.

Прочитайте. Прочитаем все вместе.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Не руби дрова на траве двора!

Проговаривать чистоговорку, скороговорку.

К: планирование учебного сотрудничества;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

3. Актуализация знаний

Словесный: слово учителя

 

8 м

Показывает обложку учебника, организует диалог с учащимися по вопросам:

– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?

– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?

– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?

– Прочтите название учебника.

– Почему учебник так назван?

Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:

       – Почему необходимо беречь книгу?

Отвечать на вопросы.

Читать выразительно.

П: структурирование знаний;

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

4. Постановка учебной задачи, целеполагание

Словесный: слово учителя

Практический: работа с предложением

Динамическая пауза

10 м

2 м

– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

• Испокон века книга растит человека.

• Дом без книги что изба без окон.

• С книгой жить – век не тужить.

Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам:

– Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?

– Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

                              (Буквы.)

Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:

– Чему посвящён первый раздел учебника?

– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

Отвечают на вопросы (регулятивные, коммуникативные, познавательные).

Самостоятельно читают раздел.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

5. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: работа с текстом

Практический: работа с заданием

Практический:

работа с тестом

7 м

3 м

4 м

– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)

– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.

– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь?

– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?

Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:

про-гло-ти-ла – проглотила

от-кро-ем – откроем

вой-дем – войдем

жуж-жит – жужжит

при-ят-ный – приятный

спа-са-ет-ся – спасается

у-серд-но – усердно

от-клик-нет-ся – откликнется

по-гла-дим – погладим

за-вер-тит-ся – завертится

на ско-во-род-ке – на сковородке

Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные буквы.

     – Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?

– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

– Назовите сначала самые «весёлые» буквы.

– Назовите буквы «зубастые».

– Какие буквы можно назвать «вкусными»?

– Придумайте названия остальным буквам.

Просит учащихся прочитать стихотворение вслух

Динамическая пауза

Видео – физминутка.

Предлагает прочитать строчки из стихотворения:

– О самых весёлых буквах.

– О злых и страшных буквах.

– О «пернатых» буквах и т. д. 

Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:

проглотила – покатила

запах – лапах

зубы – шубы  и др.

Предлагает выбрать любые две буквы, например Б и К, и даёт задание:

– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)

– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.

Белка спряталась в дупле.

Крот уснул в своей норе.

Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по смыслу:

– Ой, – кричат вокруг хозяйки, –

В огород забрались майки.

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли шапки.

Здесь хорошее местечко –

Протекает мимо печка.

Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько норку.

Проводит игру «На что похожи буквы?».

Читает загадки (Приложение 3).

Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке:

Ц – лягушку проглотила.

Л – тележку покатила.

Нос приятный любит запах.

Кот на мягких ходит лапах.

Организует эвристическую беседу.

– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.

Рифма (гр. phythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк

(слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу

Отвечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

Слушать учителя.

Читают текст.

Выполнять упражнения.

Отвечать на вопросы.

Работать со словами.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

6. Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный: слово учителя

1 м

– Как называется новый учебник?

– С каким разделом учебника мы начали знакомство?

– Какое произведение мы читали на уроке?-

Кто автор этого произведения?

– Почему автор назвал свое стихотворение  «Загадочные буквы»?

Продолжите предложение:

Я научился…..

Теперь я хотел бы ещё узнать…

 

Проводить анализ учебной деятельности.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания.

Загадки

Букву на плече носил,         Федя ходит руки в боки.

На лугу траву косил!        Значит, выучил уроки.

Е. Тарлапан                                                            Г. Виеру

Вот ведь горе у старушки:        Эта буква широка

На очках сломались дужки!        И похожа на жука.

                                Г. Виеру        И при этом точно жук

        Издает жужжащий звук.

                                        С. Маршак

– Дрожу от страха до сих пор! –        Похожа буква на топор!

Вот буква вроде шалаша.        И хоть она проста на вид,

Воскликнуло полено, –        Расколет непременно.

Не правда ль, буква хороша!        Но начинает алфавит.

                               Е. Тарлапан                                       Е. Тарлапан    

Отгадки: Г, Ф, В, Ж, Р, А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения для 1 класса Чтение слов с изученными буквами. И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели" Школа России

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе  И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели", Школа России. На данном уроке используется прием педагогической технологии "Развитие критического мыш...

Загадочные буквы. 1 класс(Школа России)

Конспект по литературному чтению...

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "Знакомство с учебником" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных знаков, словарем.Планируемые результатыПредметные: знать условные знаки, ум...

Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л" 1 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о звуках [л], [л’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Л, л.Планируемые результаты:Предметные: знать образ буквы «л&raq...