Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения "Знакомство с учебником литературного чтения. В. ДАНЬКО «ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ» " (1 класс УМК "Школа России")
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Белова Мария Сергеевна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lit.ch_._znakomstvo_s_uchebnikom_lit_cht._06.03.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения.

    Тема: Знакомство с учебником литературного чтения. В. ДАНЬКО «ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ».

    Цели деятельности учителя:

    - познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма»;

    -  развивать речевые умения, творческие способности, воображение, читательский результат.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    -опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

    - умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Предметные:

    - работать над проговариванием слов, над техникой и выразительностью чтения;

    - умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием;

    - развивать воображение, мышление.

    Тип урока: изучение новых знаний.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 1 Климанова Л. Ф., видео –физминутка, учебная презентация.

    Этап урока.

    Методы. Приемы.

    Время

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Организационный момент

    Словесный: слово учителя

    1 м

    Читает стихотворение и демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.

    В дорогу взять ты не забудь

    «Ключей» надежных связку –

    В любой рассказ найдёшь ты путь,

    Войдёшь в любую сказку.

    Приветствие учителя.

    Эмоциональный настрой на урок.

    Л: самоопределение;

    Р: целеполагание.

    2. Мотивационный этап

    Словесный: слово учителя

    Практический: работа с чистоговоркой, скороговркой

    4 м

    5 м

    Работа с чистоговоркой, скороговоркой.

    Повторяйте за мной.

    Ал-ал-ал: гуляли возле скал.

    Ол-ол-ол: сели все за стол.

    Ул-ул-ул: сломался новый стул.

    Ыл-ыл-ыл: Миша уши мыл .

    Теперь прочитайте хором.

    Прочитайте. Прочитаем все вместе.

    На дворе — трава, на траве — дрова.

    Не руби дрова на траве двора!

    Проговаривать чистоговорку, скороговорку.

    К: планирование учебного сотрудничества;

    П: развитие умения анализировать познавательный объект;

    3. Актуализация знаний

    Словесный: слово учителя

     

    8 м

    Показывает обложку учебника, организует диалог с учащимися по вопросам:

    – Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?

    – Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?

    – Какова роль чтения в жизни каждого из нас?

    – Прочтите название учебника.

    – Почему учебник так назван?

    Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:

           – Почему необходимо беречь книгу?

    Отвечать на вопросы.

    Читать выразительно.

    П: структурирование знаний;

    П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

    4. Постановка учебной задачи, целеполагание

    Словесный: слово учителя

    Практический: работа с предложением

    Динамическая пауза

    10 м

    2 м

    – Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

    • Испокон века книга растит человека.

    • Дом без книги что изба без окон.

    • С книгой жить – век не тужить.

    Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам:

    – Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?

    – Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:

    На странице букваря

    Тридцать три богатыря.

    Мудрецов-богатырей

    Знает каждый грамотей.

                                  (Буквы.)

    Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:

    – Чему посвящён первый раздел учебника?

    – Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

    Отвечают на вопросы (регулятивные, коммуникативные, познавательные).

    Самостоятельно читают раздел.

    Отвечать на вопросы.

    Слушать учителя.

    Отвечать на вопросы.

    Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

    5. Решение частных задач

    Словесный: слово учителя

    Практический: работа с текстом

    Практический: работа с заданием

    Практический:

    работа с тестом

    7 м

    3 м

    4 м

    – С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)

    – Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.

    – Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь?

    – Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?

    Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:

    про-гло-ти-ла – проглотила

    от-кро-ем – откроем

    вой-дем – войдем

    жуж-жит – жужжит

    при-ят-ный – приятный

    спа-са-ет-ся – спасается

    у-серд-но – усердно

    от-клик-нет-ся – откликнется

    по-гла-дим – погладим

    за-вер-тит-ся – завертится

    на ско-во-род-ке – на сковородке

    Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные буквы.

         – Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?

    – Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

    – Назовите сначала самые «весёлые» буквы.

    – Назовите буквы «зубастые».

    – Какие буквы можно назвать «вкусными»?

    – Придумайте названия остальным буквам.

    Просит учащихся прочитать стихотворение вслух

    Динамическая пауза

    Видео – физминутка.

    Предлагает прочитать строчки из стихотворения:

    – О самых весёлых буквах.

    – О злых и страшных буквах.

    – О «пернатых» буквах и т. д. 

    Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:

    проглотила – покатила

    запах – лапах

    зубы – шубы  и др.

    Предлагает выбрать любые две буквы, например Б и К, и даёт задание:

    – Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)

    – Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.

    Белка спряталась в дупле.

    Крот уснул в своей норе.

    Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по смыслу:

    – Ой, – кричат вокруг хозяйки, –

    В огород забрались майки.

    Сшил себе котёнок тапки,

    Чтоб зимой не мёрзли шапки.

    Здесь хорошее местечко –

    Протекает мимо печка.

    Мышка спряталась под горку

    И грызёт тихонько норку.

    Проводит игру «На что похожи буквы?».

    Читает загадки (Приложение 3).

    Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке:

    Ц – лягушку проглотила.

    Л – тележку покатила.

    Нос приятный любит запах.

    Кот на мягких ходит лапах.

    Организует эвристическую беседу.

    – Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.

    Рифма (гр. phythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк

    (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу

    Отвечать на вопросы.

    Высказывать свое мнение.

    Слушать учителя.

    Читают текст.

    Выполнять упражнения.

    Отвечать на вопросы.

    Работать со словами.

    К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;

    К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

    П: развитие умения анализировать познавательный объект;

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    6. Итог урока.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

    Словесный: слово учителя

    1 м

    – Как называется новый учебник?

    – С каким разделом учебника мы начали знакомство?

    – Какое произведение мы читали на уроке?-

    Кто автор этого произведения?

    – Почему автор назвал свое стихотворение  «Загадочные буквы»?

    Продолжите предложение:

    Я научился…..

    Теперь я хотел бы ещё узнать…

     

    Проводить анализ учебной деятельности.

    Л: определяют личностный смысл изучения темы;

    Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания.

    Загадки

    Букву на плече носил,         Федя ходит руки в боки.

    На лугу траву косил!        Значит, выучил уроки.

    Е. Тарлапан                                                            Г. Виеру

    Вот ведь горе у старушки:        Эта буква широка

    На очках сломались дужки!        И похожа на жука.

                                    Г. Виеру        И при этом точно жук

            Издает жужжащий звук.

                                            С. Маршак

    – Дрожу от страха до сих пор! –        Похожа буква на топор!

    Вот буква вроде шалаша.        И хоть она проста на вид,

    Воскликнуло полено, –        Расколет непременно.

    Не правда ль, буква хороша!        Но начинает алфавит.

                                   Е. Тарлапан                                       Е. Тарлапан    

    Отгадки: Г, Ф, В, Ж, Р, А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 1 классе по литературному чтению. ФГОС "Звуки [д] [д"] , ,буквы Д,д.

    Урок разработан по ФГОС. Изучение нового материала. Ознакомление учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д] ,[д\'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме....

    Урок литературного чтения для 1 класса Чтение слов с изученными буквами. И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели" Школа России

    Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе  И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели", Школа России. На данном уроке используется прием педагогической технологии "Развитие критического мыш...

    конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

    конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

    Загадочные буквы. 1 класс(Школа России)

    Конспект по литературному чтению...