Конспект урока литературного чтения "Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А” " (1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Белова Мария Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._alya_klyak._i_b._a._09.03.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения.

Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.

Цели деятельности учителя:

- совершенствовать умение читать вслух по слогам и  целыми словами, передавая интонационно конец предложения;

- учить по названию прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и составлять картинный план произведения;

- ввести понятия «народная сказка», «литературная сказка».

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти;

- воспитывать читательский. интерес.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 1 Климанова Л. Ф., видео –физминутка, учебная презентация.

Этап урока.

Методы. Приемы.

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 м

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Обратите внимание на гостей и им тоже улыбнитесь.

Настроимся на рабочий лад:                                                                        

 - Мы умные. Мы дружные. Мы внимательные. Мы старательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получится!

Приветствие учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание.

2. Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

Практический: работа с чистоговоркой, скороговркой

4 м

5 м

Работа с чистоговоркой, скороговоркой.

Повторяйте за мной.

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ят-ят-ят – птички летят.

Теперь прочитайте хором.

Прочитайте.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Прочитаем все вместе.

Проговаривать чистоговорку, скороговорку.

К: планирование учебного сотрудничества;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

3. Актуализация знаний

Словесный: слово учителя

8 м

- Какое было домашнее задание? Давайте проверим. Что мы читали на уроке? Как зовут автора произведения? Как называется произведение? Прочитайте выразительно. (Опрос 2 -3 учеников).

Отвечать на вопросы.

Читать выразительно.

П: структурирование знаний;

4. Постановка учебной задачи, целеполагание

Словесный: слово учителя

Практический: работа с таблицей

10 м

2 м

Сегодня не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна… ( Литературия).    

Что это за страна? Что там интересного?

  • Любите ли вы сказки?
  • Какие сказки вы читали сами? Если помните автора, назовите.
  • С родителями?
  • Что происходит в сказках?
  • Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
  • Так что ж такое сказка? (ответы детей)
  • А вот какое определение сказки в словаре: сказка – фольклорное (народное) или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль).
  • А как вы думаете, чем отличается народная сказка от литературной? (ответы детей).
  • Посмотрите на  книги, чем они похожи и чем отличаются? (групповая работа с выставками – сравнение и вывод).
  • Так чем же отличается народная сказка от литературной?
  • Да, это самое главное отличие, а ещё… (таблица)

Народная сказка

Авторская (литературная) сказка

  1. Автор – народ
  1. Первоначально создается в устной форме
  2. Существует в нескольких вариантах
  1. Время создания определить невозможно
  1. Автор – конкретное лицо (например, И. Токмакова)
  2. Создается в письменной форме
  3. Внесение изменений в содержание не допускается
  4. Время написания известно

- Скажите, а каких героев произведений вы знаете?

  • А кто является главными героями нашего раздела? (Буквы.)
  • Так о чём же будет сегодняшняя сказочная история? (о буквах)

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Работать с таблицей.

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

5. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

Практический: работа с текстом

Практический: работа с текстом

Практический:

работа над содержанием текста

7 м

3 м

4 м

- Откройте учебники,  прочтите фамилию автора.

Ири́на Петро́вна Токмако́ва — детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов, лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества.

Детский поэт, прозаик и переводчик детских стиховИрина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей».
Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ. В 1953 году после окончания учебы, поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.
Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.
Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди. Сейчас Ирине 88 лет.
                           
  Динамическая пауза

Видео – физминутка.

- Вы знакомы с какими – либо её произведениями?

- Прочтите название произведения. Как думаете, о ком или о чём будет это произведение? Как догадались? (по названию и иллюстрации)

- А скажите мне пожалуйста, когда вы читаете какое-либо произведение, все ли слова вам знакомы, понятны? (нет)

- Что же вы делаете, если такие встречаются? (варианты ответов)

ста-ра-лась - старалась

не слу-ша-лись - не слушались пе-рес-со-ри-лись - перессорились

раз-ма-хи-ва-ла - размахивала и-зу-ми-лась - изумилась

вы-го-во-ри-ла - выговорила вос-клик-ну-ла - воскликнула

пле-мян-ни-ца – племянница

Словарная работа

- Объясните значение слов:

Изумилась - удивилась.

Воскликнула - громко сказала, крикнула.

Клякса - чернильное пятно на листе бумаги.

Племянница - родственница.

Прослушивание произведения

- Ребята, послушайте 1 часть сказки внимательно.

Работа с произведением

- Понравилось ли вам произведение?

- Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?

- Это сказка народная или литературная? Докажи.

- Назовите главных героев сказки.

- Почему у одного из персонажей такое странное имя - Кляксич?

- Легко ли давалось письмо Але? Почему?

Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.

- Почему буква «А» была взволнована?

- Кто поссорил буквы?

- Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится.

- Опишите девочку Алю. Какой вы себе её представили?

- Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.

- Какая буква герой этой сказки? (Буква «А».)

- Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?

- Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».

- О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой?

- Каким вы представляете себе Кляксича?

- Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.

Чтение текста

Прочитайте самостоятельно.

Прочитаем по цепочке.

Задание

С чего начинается сказка? (Аля писала письмо, но буквы её не слушались.)

а)        Как Аля писала письмо.

Прочтите первую часть сказки.

Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?

Что происходит дальше? (Выбежала взволнованная буква «А».)

б)        Диалог девочки с буквой.

Прочтите вторую часть сказки.

Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?

в)        Злой Кляксич.

Кто рассорил буквы? Почему? (Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.)

Прочтите следующую часть сказки.

Расположите иллюстрации на столе  в порядке изложения сказки. (у каждого 3 иллюстрации).

Читать имя автора.

Слушать учителя.

Выполнять упражнения.

Слушать учителя.

Работать со словами.

Отвечать на вопросы.

Читать текст.

Выполнять задание

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

6. Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный: слово учителя

1 м

- Ребята, наш урок подошёл к концу.

-Подумайте, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко?

- А что не получалось? Почему?

- Оцените свою работу с помощью смайликов, возьмите того, которой отражает уровень ваших достижений на уроке.

- Молодцы, спасибо за урок.          

 

Проводить анализ учебной деятельности.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...

Аля, Кляксич и буква А. 1 класс(Школа России)

Конспект по литературному чтению...

Конспект урока литературного чтения "Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха" + презентация (2 класс, Школа России)

Конспект урока литературного чтенияТема: Б.Заходер "Песенки Винни-Пуха"Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о творчестве Б.Заходера; ознакомление с произведением "...

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» ( 1 класс)

Данная методическая разработка посвящена проблеме сочетания видов деятельности на уроках в первом классе.Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровы...

Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л" 1 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о звуках [л], [л’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Л, л.Планируемые результаты:Предметные: знать образ буквы «л&raq...

Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б." 1 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о звуках [б], [б’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Б, б.Планируемые результаты:Предметные: знать образ буквы «б&raq...