программа по литературному чтению Н. А. Чураковой «Литературное чтение» по системе системе Л.В. Занкова
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

планирование примерное по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernoe_tematicheskoe_planirovanie.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

по литературному чтению по системе Л.В. Занкова

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» (2003), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по литературному чтению.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требовани ям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не вхо дят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к эле ментам дополнительного (необязательного) содержания.

Тематическое планирование по литературному чтению рассчитано на 136 часов (34 недели).

Тематическое планирование разработано в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, поэтому коррекция программы не проводилась.

Принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». На основании этого курс литературного чтения усилен на один час за счёт школьного компонента (4 часа + 1 час = 5 часов). Это стало возможным в связи с тем, что предмет ОЗОЖ интегрирован с курсом окружающий мир и литературное чтение.

В программе курса "Литературное чтение" на первый план выдвинута цель развития и воспитания личности, поэтому подход к созданию учебника определяется пониманием специфики задач начального обучения, с одной стороны, и пониманием своеобразия литературы как учебного предмета, с другой.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие задачи:

  1. расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
  2. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;
  3. обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности
    в нем;
  4. создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
  5. развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:
  1. восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
  2. их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);
  3. собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

Литературное чтение - интегрированный курс. Во 2-4 классе на уроках дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушают классическую музыку. Это помогает ребенку обнаружить общее начало у разных видов искусства - их образность, с другой стороны, дать почувствовать специфику языка каждого вида искусства. 

На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Во 2 классе программа предусматривает:

– дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки;

– углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого;

– расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма;

– на основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе.

Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Примерное тематическое планирование
по литературному чтению

I полугодие (68 ч)

Номер
урока

Тема урока

Кол – во

часов

Дата

1

2

3

4

Глава I «Вступление, или Детективное начало…» (8 ч)

1

Идея любви как воплощение интереса к окружающему миру. В. Драгунский «Что я люблю»

1

2

Характер лирического героя  И. Токмакова «Мне грустно…»

1

3

Характер лирического героя. В. Драгунский «Что любит Мишка»

1

4

Контраст как художественный прием в поэзии.
Б. Заходер «О границах поэтического творчества»

1

5

Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето…»

1

6–7

Общее начало разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.
А. Пушкин «Тиха украинская ночь…», А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Л. Бетховен
«Лунная соната», Ф. Шопен «Ноктюрн»

2

8

Сравнительный анализ научного и художественного текстов. Энциклопедическая статья.
М. Пришвин «Осеннее утро», В. Друк «Роман»

1

Глава II «Завязка, тайны искусства…» (15 ч)

9

Художественный образ в поэзии и живописи.
И. Пивоварова «Картина», В. Поленов
«Московский дворик»

1

10–11

Художественный образ в поэзии. Д. Кедрин «Осенняя песня». Первые опыты письменных
сочинений. Сочинение на тему «Осенний пара-
шютист»

2

12

Олицетворение как поэтический прием.
М. Лермонтов «Утес»

1

13

Урок-концерт «Родная природа»

1

14

Олицетворение как поэтический и живописный прием. Н. Мушкудиани «Что его беспокоит»

1

15

Как смотрят на мир поэт и исследователь.
Произведения устного народного творчества.
И. Пивоварова «Как я считал»

1

16

Нравственная идея произведения.
Г. П. Корнилова «Про бабочку»

1

17–18

Различение текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. Г. П. Корнилова «Вертолет»; Н. Орлова «Самолет», К. Арон,
С. Сахарнов «Воздушный богатырь»

2

19

Осенняя страница. С. Есенин «Нивы сжаты,
рощи голы…»

1

20

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (музыки, поэзии, живописи). М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», И. Пивоварова «Песня зарянки»,
М. Чюрлёнис «Соната звезд»

1

21

Секреты загадок

1

22

Поэтический взгляд на мир в текстах разных
жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке. С. Козлов «Ёжик в тумане»

1

23

Поэтический взгляд на мир в текстах разных
жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке. С. Козлов «Красота», М. Цветаева «Одна половинка окна»

1

Глава III «Погоня за секретами литературы…» (34 ч)

24

Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия Басё и Тиё

1

25

Художественный образ в поэтическом тексте. Эллен Нийт «Сказка о каменном короле»
(«Каменный замок на камне чернел…»)

1

26

Литературный праздник. Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка»

1

27

Ироническое отношение автора к герою.
С. Михалков «Про мимозу»

1

28–29

Нравственная коллизия в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок»

2

30

Эмоциональная окраска текста С. Михалкова
«Бараны»

1

31

Аллитерация (звукопись). Д. Биссет «Приключения дядюшки Тик-Так»

1

32

Как смотрят на мир поэт и художник. И. Суриков «В ночном» (отрывок), М. Врубель «К ночи»

1

33

Сказочный образ мира во вступлении к поэме
А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

34

Авторская сказка. Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

35

Русские сказки о животных: сравнительный
анализ

1

36

Русская и европейская сказки: сравнительный
анализ

1

37–38

Специфика сказочного жанра в поэтической
сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

39

Урок читательской самостоятельности. Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»

1

40

Красота и выразительность пушкинского стиха.
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»

1

41

Годовой круг

1

42–43

Сравнительный анализ авторской сказки и научно-популярных текстов о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

2

44

Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»

1

45–46

Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

2

47

Шуточный или юмористический художественный образ в стихотворениях Тима Собакина
и Юнны Мориц

1

48

Разная природа вымысла.
Б. Заходер «Моя Вообразилия»

1

49–50

Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н. Носов «Фантазеры»

2

51

Природа необычного, фантастического в лите-
ратурном тексте. Ф. Галас «Мир наоборот»,
В. Шленский «Другу»

1

52

Природа необычного, фантастического в лите-
ратурном тексте. П. Ершов «Конёк-горбунок»

1

53

Природа необычного, фантастического в лите-
ратурном тексте. К. Бальмонт «У чудищ»

1

54–55

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»

2

56

Три типа сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик
и медведь»

1

57

Конференция «Новый год шагает по планете».
И. Пивоварова «Вкусные ботинки»

1

Глава IV «Новые загадки следствия…» (11 ч)

58

Происхождение сказки из мифа. В. Даль «Старик-годовик»

1

59

Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»

1

60

Устный журнал «Цветы из мифов и легенд».
Т. Белозеров «Подснежники»

1

61

От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко», В. Одоевский «Мороз
Иванович»

1

62

Обращение к особенностям сказочного жанра
в авторской поэзии. И. Суриков «Детство»

1

63

Обращение к особенностям сказочного жанра
в авторской поэзии. Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

1

64

Специфика авторской сказки (ее отличие от на-
родной). Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

1

65

Специфика авторской сказки (ее отличие от на-
родной). О. Пройслер «Маленький Водяной»

1

66

Специфика авторской сказки (ее отличие от на-
родной). О. Пройслер «Маленькая Баба Яга»

1

67

Обобщающий урок. Особый взгляд на мир.
Л. Друскин «Я сплю»

1

68

Контрольная работа за I полугодие

1

II полугодие (64 ч + 8 ч)

Номер
урока

Тема урока

Кол – во

часов

Дата

Глава V «Кульминация! Вершина изображения…» (5 ч)

69–70

Поэтические тексты: авторские и народные
(на примере загадок, стихотворений Е. Благининой и С. Есенина «Зима»)

2

71–72

Специфика работы с жанром рассказа (на при-
мере рассказа Н. Носова «Мишкина каша»)

2

73

Работа над жанром рассказа (на примере произ-
ведения Н. Носова «Заплатка»)

1

Глава VI «Вперед по дороге открытий…» (27 ч)

74–77

Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом (на примере произведений: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»,
Ф. Тютчев «Весна», Н. Рыленков «После дождя», Р. Сеф «Странное дело»)

3

78

Связь авторской поэзии с фольклором (на при-
мере стихотворения Ю. Тувима «Овощи»)

1

79

Кульминационные моменты в рассказе
Л. Н. Толстого «Акула»

1

80

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1

81–82

Авторская сказка и ее связь с сюжетом и струк-
турой сказки народной (на примере сказки
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго
Зайца», русской народной сказки «Кот и Лиса»)

2

83

Авторская поэзия: обращение к фольклору
(на примере поэзии Саши Черного «Колыбельная» (отрывок), Агнии Барто «Старший брат…»
и малых жанров фольклора)

1

84–85

Шуточный рассказ: серьезная проблема.
О. Кургузов «День рождения вверх ногами»,
Д. Родари «Сакала-пакала»

2

86

Шуточный рассказ: серьезная проблема.
Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»

1

87

Н. Носов «Живая шляпа»

1

88–90

Законы малых жанров: потешки, сказка «У страха глаза велики», загадки

2

91

Специфика авторской сказки С. Козлова «Черный омут»

1

92

Сравнительный анализ авторской и народной сказки (на примере сказки С. Козлова «Черный омут» и русской народной сказки «У страха глаза велики»)

1

93

Мир глазами сказочного героя или животного
(на примере стихотворений С. Козлова «В небе
туча хмурится», Р. Сефа «Муравей», Н. Лама
«Зебра», С. Черного «Песня мухи»)

1

94

Специфика авторской сказки в ее отличии
от народной (на примере сказки Л. Петрушевской «Кот, который умел петь»)

1

95–96

Авторская сказка и черты народной сказки
в ней (на примере сказок А. Толстого «Золотой ключик…», Л. Толстого «Липунюшка»)

2

97–99

Авторская сказка и черты народной сказки
в ней (на примере сказок Ш. Перро «Мальчик-
с-пальчик», братья Гримм «Храбрый портной»,
Х. Андерсена «Огниво»)

3

100–101

Нравственные проблемы в сказке Л. Муура
«Крошка Енот» и народной сказке «Айога»

2

Глава VII «Развязка. Распутанные тайны…» (40 ч)

102

Сходство мировосприятия ребенка и поэта
(на примере произведений П. Неруды,
К. Чуковского)

1

103–105

Закон смешного в поэзии и прозе (на примере
произведений Э. Успенского «Разгром», В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», «Заколдованная буква»)

3

106–107

Различение научного и художественного текстов (на примере произведений Г. Сапгира «Чудак математик», Дж. Родари «Для чего нужны слезы?», «Отчего идет дождь»)

2

108–110

Природа «необычного» в литературе (на примере стихотворений Б. Заходера «Приятная встреча», Дж. Родари «Рапуны»; русской народной небылицы и произведения братья Гримм; Дж. Родари «Вопросы наизнанку»)

3

111–112

Законы фольклорных жанров (докучная сказка
и загадки)

2

113

Проявление сказочной логики в народной сказке (на примере русской сказки «Мороз, Солнце
и Ветер»)

1

114

Проявление сказочной логики в авторской
поэзии (на примере «Колыбельной песни»
А. Майкова)

1

115–117

Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки
(на примере произведений М. Исаковского
«Ветер», А. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч!...»,
А. Рылова «Зеленый шум», И. Левитана «Свежий ветер. Волга», П. Чайковского «Времена года»)

3

118

Поэтический образ и средства его создания
(на примере стихотворений Р. Сефа «Слезы»,
С. Черного «Плакса»)

1

119

Сравнение поэтического и живописного образа (на примере стихотворения С. Маршака «О мальчиках и девочках» и картины И. Репина)

1

120–122

Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной культуре. Рассказ К. Паустовского «Растрепанный воробей»

3

123–126

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников (на примере
рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»)

3

127–128

Особенности авторской сказки, основанной
на народном сюжете (на примере сказки
Ш. Перро «Спящая красавица»)

2

129–132

Специфика сказочного жанра в поэтической
сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

4

133

Открываем тайны стихотворения (на примере
стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи»)

1

134–135

Исследуем характеры мальчиков и девочек
(на примере произведений Л. Пантелеева
«Честное слово»)

2

136–138

Исследуем характеры мальчиков и девочек
(на примере произведений В. Катаева «Цветик-
семицветик», Б. Заходера «Бочонок-собачонок», О. Григорьева «Былина»

3

139

Контрольная работа за  II полугодие

1

140

Итоговый урок: что читать летом

1

Литература

  1. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  2. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  3. Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочие тетради для 2 класса. В 4 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  4. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу "Русский язык. 2 класс"– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  5. Свиридова В.Ю.. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение. 2 класс.» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  6.    Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса (2 части). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  7.    Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  8.   Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе "Литературное чтение". - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  9. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика. Учебник  2 класса. В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  10.     Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Рабочие тетради для 2 класса.  – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  11. Итина Л.С., Кормишина С.Н. Волшебные точки. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  12. И.И.Аргинская. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Система Л.В.Занкова. ФГОС.

В данном материале представлены рабочие программы с развернутым КТП. Указаны возможные виды деятельности обучающихся на уроке. Планирование уроков литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой; рус...

Литературное чтение.3 класс.Система Л.В.Занкова.А.Вознесенский. На спинку божия коровка... С ясеней.

На данном уроке идет работа с хокку, чтение хокку, созданные моими учениками....

Урок литературного чтения -4 класс ( Система Л.В.Занкова)

Тема: М. Волошин "Зеленый вал" И. Айвазовский "Девятый вал" Задачи: - обнаружить одну из главных особенностей романтического искусстваналичие контраста между красивым и ужасным во всех видах иску...

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс, система Л.В. Занкова

   Рабочая программа  по литературному чтению составлена  на основе закона Российской  Федерации  «Закон  об образовании в Российской Федерации» ФЗ - № 273 от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (начальное общее образование система Л.В.Занкова)

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению (автор В. Ю. Свиридова. Система Л.В.Занкова). Изд...

Рабочая программа_литературное_чтение_4 класс_Система Л. В. Занкова

Программа  учебного предмета "Литературное чтение" разработана  в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в РФ», на основе Федерального государственного образовательно...