Методическая разработка технологической карты урока для 2 класса, «Части речи»(Литературное чтение).
методическая разработка по чтению (2 класс)

Матросова Елена Александровна

Наименование образовательной программы: «Школа России»

Тип урока: комбинированный

Личностные результаты: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

- регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 - коммуникативные: формирование умения отвечать на поставленный вопрос, поддерживать беседу с педагогом.

Предметные результаты: формирование умения делить текст на части, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать его.

Время: 40 минут

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, устройство для сканирования qr-кода

Раздаточный материал, необходимый для проведения урока, находится в Приложении 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_matrosova_e.a.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка технологической карты урока для 2 класса

Автор материала (Е.А.Матросова, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 91 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Предмет: Литературное чтение

Тема: «Части речи».

Цель: создание условий для знакомства учеников с современными исследованиями в рамках звезд и созвездий.

Наименование образовательной программы: «Школа России»

Тип урока: комбинированный

Личностные результаты: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

- регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 - коммуникативные: формирование умения отвечать на поставленный вопрос, поддерживать беседу с педагогом.

Предметные результаты: формирование умения делить текст на части, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать его.

Время: 40 минут

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, устройство для сканирования qr-кода

Раздаточный материал, необходимый для проведения урока, находится в Приложении 1.

Ход урока

Этап

Время

Педагогический инструментарий

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

Учебно-методическое обеспечение

деятельность педагога

деятельность учащихся

1.Организационный момент.

2 минуты

Прием приветствия «Три радости».

Выявляет отсутствующих, настраивает на работу на уроке, создает благоприятную атмосферу и предлагает поделиться тремя радостями сегодняшнего дня.

Настраиваются на работу, высказываются о трех радостях, произошедших в классе, школе, семье и т.д.

Создается комфортная и благоприятная атмосфера в классе.

2.Актуализация знаний.

10 минут

Прием «Черный ящик»

Беседа

Демонстрирует учащимся черный ящик, куда помещена карта звездного неба. Предлагает ученикам задавать наводящие вопросы. В случае затруднения – предлагает куар-код

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fin-space.ru%2Fskyonline%2F&4&0

Педагог организует беседу об уровне знаний учеников о звездном небе, созвездиях.

- Знаете ли вы, сколько созвездий находится на небе?

- Какое созвездие самое большое? А самое маленькое?

Как открыли созвездия? И т.д.

Пытаются отгадать предмет, находящийся в черном ящике. Они задают вопросы, ответы на которые могут быть только «Да» и «Нет». Могут воспользоваться подсказкой учителя- расшифровать куар-код.

Участвуют в беседе учителя.

В ходе беседы педагог выявляет недостаточный уровень знаний учеников о исследованиях в области звездного неба, созвездий.

Черный ящик (реквизит), макет звездного неба (карта)

Телефон одного из учеников с возможностью сканирования куар-кода.

3. Целеполагание

2 минуты

Беседа

Провокация

Педагог создает условия для целеполагания: задает провокационный (проблемный) вопрос (Все ли на настоящий момент созвездия изучены? Как это сделать?)

Ученики затрудняются точно ответить на вопрос педагога, они смогут это сделать, только изучив информацию.

Сформулирована учениками и проговорена во внешней речи цель урока: узнать о современных российских космических проектах, направленных на исследование звездного неба.

3.Основная часть

Этап обобщения и систематизации изученного

15 минут

Чтение по цепочке

Элементы технологии РКМЧП: прием «Восстановление деформированного текста», «Заполни пропуски», «Работа со словом»

Создает первую проблемную ситуацию: данный текст был передан ученикам из лаборатории, каждый его фрагмент был запакован в отдельный конверт, однако при транспортировке упаковка была нарушена, все фрагменты перемешались. Предлагает ученикам собрать текст.

Создает вторую проблемную ситуацию: при транспортировке некоторые фрагменты были повреждены, а информация очень важна. Ученикам необходимо вставить подходящие по смыслу термины. Предварительно назначается педагогом современный архивариус, который работает с электронными словарями

Восстанавливают деформированный текст, впоследствии читают его по цепочке.

Изучают значение терминов с помощью электронных словарей:

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fdic.nsf%2Fenc3p%2F249630&4&0

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fdic.nsf%2Fenc3p%2F249894&4&0

Заполняют пропуски предложенными терминами.

Ученики знакомятся с текстом, выясняют значение непонятных слов (терминов)

Раздаточный материал
(деформированный текст, клей-карандаш, термины для вставки)

Телефон одного из учеников с возможностью сканирования куар-кода.

4. Закрепление

7 минут

Фронтальный опрос

Беседа

Организует фронтальный опрос по прочитанному тексту

- Какие аппараты используются для изучения звездного неба и созвездий?

- Кто положил начало науке радиоастрономии?

- Что такое радиоастрон?

- Какое открытие сделано в рамках проекта радиоастрон?

Актуализирует знания учеников о теме текста и идее, о признаках текста. Предлагает определить в данном тексте тему, идею, выделить признаки текста.

Создает условия для подбора названия данному  тексту.

Участвуют во фронтальном опросе

Отвечают на вопрос учителя, разграничивая тему и идею текста. Затем выделяют их в данном тексте.

Находят признаки текста, указывая, что данный текст не имеет названия.

Предлагают свои варианты названия тексту. Записывают понравившийся вариант в раздаточном материале.

Осознанное понимание учениками текста, выделение основных признаков текста.

Раздаточный материал

Подведение итогов. Рефлексия

2 минуты

Прием «Две правды, одна ложь»

Предлагает ученикам три звезды: на каждой написано утверждение, два из которых верны, а одно – ложно. Предлагает найти неверное.

Ученики знакомятся с утверждениями, выбирают одно НЕВЕРНОЕ и прикрепляют его на доску (импровизированную карту звездного неба)

Ученики осознанно изучили текст, могут отделять верную информацию, которую они получили, прочитав текст, от неверной (той, которой не было в тексте)

Раздаточный материал с верными и неверными утверждениями.

Карта звездного неба на ватмане

Домашнее задание.

2 минуты

Дифференцированное домашнее задание

Комментирует домашнее задание

  1. Пересказ, близкий к тексту.
  2. Создание иллюстрированной истории на основе прочитанного текста

Выбирают домашнее задание, оформляют записи в дневниках.

Выбирают вариант с домашним заданием

Слайд презентации с домашним заданием

Приложение 1.

_____________________________________

Человека издавна привлекает все загадочное и таинственное. А что может давать человеку больше загадок и тайн, чем звездное небо? Оно является воплощением всего необычного, необъяснимого и в то же время волшебного. Именно поэтому у большинства людей, которые находят возможность среди повседневной суеты остановиться на минуту и обратить свой взгляд на звезды, захватывает дух! И хотя ночью кажется, что все звёзды одинаково удалены от нас – это не так. Только очень сложные вычисления помогут определить, на сколько, удалена от нас та, или иная звезда, и какого она размера. Мы думаем, что все самое интересное открыли уже давным-давно, и нет смысла изобретать велосипед. Но это вовсе не так. Наука не стоит на месте. Каждый день совершаются новые открытия.

Как правило, для исследований звёздного неба используется телескоп. Однако это не единственный аппарат, способный подарить возможность наблюдения за процессами, происходящими в галактике. Однажды, благодаря молодому исследователю, с именем Карл Янский было положено начало новой науке – радиоастрономии. Она позволила узнать о Вселенной много такого, о чем люди раньше и не подозревали. Современные радиотелескопы позволяют исследовать Вселенную в таких подробностях, которые были совсем еще недоступными. Объединенные в единую сеть инструменты, расположенные на разных континентах, позволяют заглянуть в самую сердцевину Галактики, молодых звездных скоплений, формирующихся планетных систем.

Радиоастрон –космический проект, запущенный российскими учеными. В рамках проекта на орбиту выведен крупнейший в мире космический телескоп, занесенный в Книгу Рекордов Гиннеса. На данный момент это самый зоркий телескоп в мире. С его помощью ученые смогут наблюдать за процессами, происходящими в далеких галактиках, черных дырах и разгадать другие тайны Вселенной. Был  он запущен  в космос в 2011 году, а прекратил свою работу в 2019 году, протрудившись  намного дольше положенного срока. За это время «Радиоастрон» пронаблюдал около 250 космических объектов и накопил огромное количество  информации. Их обрабатывают и пытаются понять  до сих пор. С их помощью можно не только отслеживать перемещение космических аппаратов в окрестностях далеких планет, но и исследовать движения нашей собственной планеты, в том числе непосредственно «почувствовать» как движутся  материки.

  1. Собрать текст
  2. Выделить части текста
  3. Вставить недостающие термины
  4. Озаглавить текст
  5. Составить план текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка как часть слова"

Технологическая  карта  урока  русского  языка. УМК "Начальная  школа 21  века"...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».

Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"...

Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....

Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""

Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов " Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс

Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....