Методическая разработка (технологическая карта) урока согласно ФГОС по литературному чтению во 2 классе по теме: К. Ушинский "Наше Отечество"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Методическая разработка урока согласно ФГОС по литературному чтению во 2 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во втором классе с использованием педагогических технологии
Тема урока | К.Ушинский «Наше Отечество» | |||||
Цели урока | 1. Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, познакомить с рассказом К.Д.Ушинского «Наше Отечество»; учить правильному, плавному, осознанному чтению целыми словами; формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей. 2. Развивающие: развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте учебника, рассказе учителя; развивать устную речь, обогащать словарный запас, выяснять значения непонятных слов. 3. Воспитывать уважение и любовь к Родине, бережное отношение к ней. | |||||
Тип урока | Урок изучения нового | |||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: - правильному, плавному, осознанному чтению целыми словами; - соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности произведения; - определять тему и главную мысль текста; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - выполнить творческую работу по составлению «синквейна». Метапредметные: Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель урока, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять её решение под руководством учителя; прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала. Познавательные УУД: добывать новые знания: отвечать на вопросы учителя, находить ответы, используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, дополнять и расширять имеющиеся знания. Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника, навыки коллективной работы, работы в парах, задавать вопросы, строить понятные речевые высказывания, участвовать в диалоге на уроке. Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; понимание значения знаний для человека; осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося. | |||||
Технология достижения цели | Технология развития критического мышления через чтение и письмо; здоровьесберегающая технология, ИКТ | |||||
Методы и приёмы обучения | Приёмы ТРКМЧП: «чтение с остановками», «синквейн»; частично-поисковый; творческий. | |||||
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. | |||||
Межпредметные связи | Русский язык, музыка. | |||||
Оборудование | Компьютер, экран, проектор; презентация; клип «С чего начинается Родина», аудио запись песни «С чего начинается Родина» сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера, в исполнении М.Бернеста; выставка книг о Родине. | |||||
Используемые учебники | Учебник О.О.Иргит, С.Д.Корген-оола «Литературное чтение» для 2 класса общеобразовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения, Кызыл-2013 | |||||
Сценарий урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодей ствия | Формируемые универсальные учебные действия | ||
I.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | 1. Психологический настрой На перемене включает песню «С чего начинается Родина?». (С перемены до урока негромко звучит песня «С чего начинается Родина?») Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». 2. Проверка домашнего задания 1.Составление «синквейна» - «семья». 2.Написать пословицы о Родине. | Отдыхают, слушают. Осознанно входят в пространство учебной деятельности. 1.Читают, составленный дома «синквейн» на тему «семья». 2. Читают пословицы о Родине. | Индивидуальная Индивидуальная | Л: оценивают готовность к уроку | ||
II. Стадия вызова | 1. Целеполагание. - Тема урока у нас с вами сегодня добрая и хорошая, и чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить сегодня, я приглашаю к доске Александру. Она прочитает нам очень красивое стихотворение Е.Карасёва.(слайд 2) - Слушайте внимательно и определите тему нашего урока. - О чём это стихотворение? - Совершенно верно, о Родине. И песню перед уроком я вам включила не случайно. Кто услышал слова песни, о чём она была? - О чём мы с вами будем говорить на уроке? - Родине посвящают свои произведения поэты, художники, музыканты, печатают книги, снимают фильмы (Обращает внимание детей на выставку книг). - Переведите слово Родина на тувинский язык. - А сегодня мы узнаем, как о Родине написал Константин Дмитриевич Ушинский в своём произведении «Наше Отечество». (слайд 2) | Ученик выразительно читает наизусть стихотворение Е.Карасёва. У каждого листочка, У каждого ручья Есть главное на свете – Есть Родина своя. Для ивушки плакучей Нет реченьки милей, Для беленькой берёзки Опушки нет родней. Есть ветки у листочка, Овражек у ручья … У каждого на свете Есть родина своя. А там, где мы родились, Где радостно живём, Края свои родные Мы Родиной зовём. Отвечают на вопросы учителя: - Это стихотворение о Родине. - Песня о Родине. - Сегодня мы будем говорить о Родине. - Родина – Төрээн чурт. | Индивидуальная Фронтальная | Р: формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения. Л: имеют желание учиться. К: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | ||
2. Разминка. Подготовка к чтению. | ||||||
Упражнения для языка | ||||||
«Почистить зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки. «Лошадка». Цоканье. | Выполняют действия | Фронтальная, индивидуальная | ||||
III. Стадия осмысления | 1. Рассказ о писателе. Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя (портрет на доске). Константин Дмитриевич Ушинский родился 1824 году в городе Туле. Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый русский педагог и удивительный писатель. Очень много своих произведений он посвятил детям. В интересных рассказах он рассказывал об окружающем мире, прививал детям правильные понятия о жизни. С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг. 2. Работа с учебником. 1) Работа над произношением. - Ребята, в тексте, который мы сейчас будем читать, встретятся трудные для произношения слова. Я читаю слово, а вы – читая, повторяете: отечество, испокон веку, защищает, бережёт. 2) Словарная работа. - В тексте ещё встретятся трудные для понимания слова. Давайте, мы их объясним: испокон веку – с давних времён; шагдан тура; отец –Отечество – ада – Ада-чурт; раскинуться – чаттылар . (слайд 4) 3. Первичное восприятие текста. Чтение учителем. - А теперь я прочитаю рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество», а вы подумайте, почему речь на уроке идет о Родине, а рассказ называется «Наше Отечество?»? (Чтение учителем) - Итак, ребята, давайте разберёмся: есть ли разница между словами Родина и Отечество? 4. Самостоятельное чтение. - А сейчас, ребята, самостоятельно, вдумчиво, шёпотом прочитаем рассказ и подумаем над его содержанием. - Почему Ушинский назвал рассказ «Наше Отечество?» - Как по-другому можно озаглавить этот рассказ? | 1. Слушают, запоминают. 2.Работают по учебнику. 1) Учатся правильно произносить слова. 2) Узнают о значениях трудных для понимания слов. 3) Внимательно слушают чтение учителя. Высказывают свое мнение по вопросам учителя. 4.Осознанное самостоятельное чтение. Отвечают на вопросы учителя. - Потому что про Родину, про Отечество, про Россию. - Наша Родина. Наша Россия. | Фронтальная | П: извлекают необходимую информацию из учебника, дополняют и расширяют имеющиеся знания. Л: осознают свои возможности в учении; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать в процессе изучения на уроке. К: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | ||
Электронная физкультминутка для глаз (слайд 5) | . | |||||
5. Выразительное чтение рассказа учащимися. Анализ отрывка. «Чтение с остановками» 1) После чтения первого абзаца учитель задаёт вопросы: - Как Ушинский ласково называет Родину? - Как автор объясняет значение слова отечество? - Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Алимаа. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Алимаа Анай-ооловна: Алимаа, дочь Анай-оола. Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. Слово «Отечество» произошло от слова «отец». (слайд 6) Значит, здесь жили наши отцы и деды – предки (ада-өгбелеривис). 2) Вопрос после чтения второго абзаца: - Почему Ушинский называет наше Отечество Родиной? - Родина – это вы сами, как представитель нации. Мы говорим «родной язык». - Найдите во втором абзаце текста родственные слова слову Родина и найдите корень этих слов. - Молодцы, а теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действие Родины, сравнивая её с мамой. - Читаем ещё раз вслух. Вывод: Вот какие хорошие и добрые слова нашёл Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме, как мамочка своего ребёнка кормит, поит, защищает и бережёт, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает, и бережёт. 3) Вопрос к третьему абзацу. В каких частях света раскинулась Русь? Русь – Россия. Посмотрите на карту в учебнике. - Читаем последний абзац хором. - Найдите в этом предложении пословицу. - В этой пословице, ребята, автор передал главную мысль всего рассказа. Какова же главная мысль этого рассказа? Воспитательный аспект - И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться? - Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине. | «Чтение с остановками» Выразительно читают по частям (по абзацам) Высказывают предположение, отвечают на вопросы учителя. - Мать, матушка. - В ней жили испокон веку отцы и деды наши. - В ней мы родились, говорим на родном языке, в ней всё для нас родное. - Родина – родились, родное. (слайд 7) Ищут слова, называют: вскормила, вспоила, выучила, защищает, бережёт (слайд 8) Ещё раз читают эти слова вслух. Хором читают последний абзац, ищут пословицу. - Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. (слайд 9) Думают над поставленным вопросом. Высказывают свое мнение. - Родина, как и мать у нас одна. - Родину надо любить, беречь, защищать, охранять. | Индивидуальная Фронтальная | ||||
Физкульминутка, корректирующая осанку (слайд 10) | ||||||
Кузнечики (Спина прямая, руки на поясе)
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше высоко! Прыгай на носках легко! | Спина прямая, руки на поясе. Выполняют действия. | Фронтальная работа, индивидуальная | Л: понимают значение здоровья | |||
IV. Закрепление | - А теперь ещё раз посмотрите текст и давайте вспомним и назовём все слова, которыми Ушинский называет Россию. - Ребята, назовите нашу малую Родину. - Какой большой праздник отмечала вся наша Республика в сентябре 2014 года? - Где находится наша малая Родина – Республика Тыва, покажите на карта в своих учебниках. Карта, где показаны Европа и Азия. (слайд 16) - В городе Кызыле, ребята, есть обелиск «Центр Азии». (слайд 17) | - Мать, Отечество, Родина, Россия, государство, земля. (слайд 11) - Наша малая Родина – Республика Тыва, дом, в котором мы живём, улица, город. (слайды 12, 13, 14) - В сентябре 2014 года наша Республики отмечала 100-летие единения России и Тувы. (слайд 15) - Республика Тыва находится в центре Азии. | Работа в парах Фронтальная | К: выполняют роль в группе, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли с учётом жизненного опыта. П: отбирают необходимую информацию для решения учебной задачи. Р: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала. Л: понимают значение знаний для человека. | ||
V. Творческая работа | Составление «синквейна» - Родина. - Мы составим пятистишие «синквейн», которое выразит ваше отношение к тому, что вы узнали и прочувствовали на уроке. Учитель напоминает правила составления сиквейна. (слайд 18) На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме «синквейна». На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть пословица, предложение из текста или составленное самим предложение. Пятая строчка – это слово-синоним, которое выражает личное отношение к теме. - Пословицы, которые записали дома, сейчас очень пригодятся при составлении «синквейна». Учитель вместе с учениками записывает на доске все нужные вопросы и слова – существительные, прилагательные, глаголы, синонимы к слову Родина. - Какая группа хочет прочитать своё пятистишие? | Составляют «синквейн». Родина. Кормит, защищает, бережёт. Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Родина. Родная, любимая. Вскормила, вспоила, выучила. Родина - мать, умей за неё постоять. Мать. Родина. Любимая, малая. Кормит, учит, бережёт, Всякому мила своя сторона. Тыва. Родина. Могучая, сильная. Защищает, думает, кормит. Если дружба велика, будет Родина крепка. Россия. Учащиеся по желанию зачитывают вслух. | Фронтальная Работа в группах | |||
VI. Стадия рефлексия | - С каким произведением вы познакомились? - Кто запомнил имя автора? - Есть ли разница между словами Родина и Отечество? - Эти слова близкие по значению. Как называются слова близкие по значению? - Да, ребята, эти слова одного и того же значения, это слова-синонимы. - Что же для нас Родина? - Мы должны любить свою Родину. А значит знать её историю, сохранять и преумножать её богатства, беречь природу, всегда думать о ней, прославлять её словами и поступками. - С помощью листочков берёзы, определите своё настроение и работу на уроке. Если у вас сегодня всё получилось, и вам понравился урок, приклейте на берёзу зелёный листочек. Если у вас были трудности, и вам было неинтересно на уроке, приклейте жёлтый листочек. Показывает учащимся клип «С чего начинается Родина?» | - Рассказ «Наше Отечество». - Автор рассказа Константин Дмитриевич Ушинский. - Эти слова обозначают одно и то же. - Слова близкие по значению называются синонимы. - Родина, Отечество, это место, где мы родились и живём. Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой». (Высказывания учащихся) Приклеивают на доску берёзовые листочки. По желанию высказывают своё мнение. Смотрят клип «С чего начинается Родина?» | Фронтальная | Л: понимают значение знаний для человека; осознают значимость родины для каждого человека и самого учащегося. | ||
Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока по ФГОС.
Технологическая карта урока математики в 3 классе по УМС "Начальная школа 21 века"(из опыта работы учителя) .Тема урока: «Умножение вида 23∙14»...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».
Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"...
Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""
Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...
Технологические карты уроков с презентациями по литературному чтению, 3 класс
На страничке предоставлены технологические карты уроков с презетациями по литературному чтению 3 класса...
Методическая разработка технологической карты урока по теме: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»
- научить детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л’] буквой л.- формировать...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...
Методическая разработка Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему «Согласные звуки»
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе...