Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Казначеева Юлия Владимировна

Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_hokku.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

литературного чтения,

проведённого в 4 «Ю» классе 27.04.2015.

Тема:

«Знакомство с японской поэзией в жанре хокку»

Учитель: Крестинина Юлия Владимировна

ГБОУ гимназия №1595

Москва

2015

Цель:

- познакомить учащихся с литературным жанром хокку

Задачи:

- расширить представления о поэтических жанрах путём знакомства с хокку;

- дать представление о классическом размере хокку;

- познакомить с основоположником жанра и другими японскими поэтами, которые писали хокку;

- продолжать расширение читательского кругозора;

- обогащать читательский опыт;

- развивать эмоциональную сферу;

- развивать умение анализировать тексты хокку на слух и после чтения;

- развивать мышление, речь, наблюдательность;

- развивать умение применять поисковые методы в работе;

- развивать коммуникативные навыки;

1.  Создание эмоционального настроения, постановка проблемы, сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение японского поэта Сико.

- Послушайте и постарайтесь представить то, что услышите:

О, кленовые листья,

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам!

- Что вы представили себе?

(Речь идёт об осени. Осенью яркие кленовые листья похожи на костёр. Чем? Формой, окраской. Они, словно языки горящего пламени, устремлённые вверх, к небу… А там – улетающие птицы. Костёр обжигает им крылья, торопит.)

- Какие мысли, чувства возникли у вас? (Чувства: красота, острая, яркая, но грустная. Прощание с летом, осенью, тоска. Печаль, так как это неизбежно, но светлая, прекрасная, ведь всё вернётся опять)

- Кому из вас понравились эти строки?

- Как вы думаете, законченное ли это произведение?  (Высказана ли главная мысль?  В чём она состоит?)

- Как бы вы определили жанр произведения? (короткий рассказ? очерк? высказывание? стихотворение?)

- Вы пока не знакомы с таким жанром, а я вам расскажу о нём. Это стихотворение, написанное в жанре хокку. (карточка на доске)

Тема нашего урока : «Знакомство с поэзией в жанре хокку» (слайд1)

2. Знакомство с жанром, его основоположниками, проверка домашнего задания.

- Как вы думаете, чем необычны стихотворения этого жанра? ( В них нет рифмы, но есть ритм, они короткие,  красивые, вызывают яркие чувства)

Зародился жанр в Японии, поэтому домашним заданием и была подготовка небольших сообщений об этой стране, её традициях.

Слушаем сообщения 4-х групп учащихся:

1) Географическое положение страны

2) Растительный и животный мир

3) Фудзияма

4) Культура и традиции

(рассказ сопровождается слайдами)

Учитель дополняет ответы детей.

- Для жителей Японии характерны такие черты, как:

привязанность к своей семье

коллективный отдых, путешествия

необычайное трудолюбие

Японцы очень вежливы, им свойственны симпатия и сочувствие к людям. Они очень любят природу. В их традиции – выражать единение человека с природой. Об этом также говорят древние праздники с очень поэтическими названиями:

«Весенний праздник любования цветущей сакурой»

«Осенний праздник хризантемы»

«Праздник любования луной»

«Любование снегом»

«Праздник любования кленовыми листьями»

В сентябре в Японии багрянцем покрываются все 20 видов растущих здесь клёнов, и каждый из них имеет свой оттенок. Золотые и багряные листья клёнов в Японии – символ уходящего года. Поэтому именно в Японии родилось стихотворение, с которого начался урок.

Его автором является японский поэт Сико. (на доску вывешивается карточка с именем поэта)

Сейчас вы познакомитесь ещё с одним хокку. Его написал другой поэт – Тиё (на доску вывешивается карточка с именем поэта)

- Прочитайте хокку про себя (слайд)

В нём встретились слова «бадья» и «вьюнок»

- Работая по группам, выберите пояснение к одному из этих понятий (группы с красными конвертами) или нужное изображение из данных (группы с зелёным конвертом)

Словарная работа – сопоставляем изображение с иллюстрацией.

- А теперь возвращаемся к  стихотворению:

- За ночь вьюнок обвился

Вкруг бадьи моего колодца…

У соседа воды возьму!

- Какую картину себе представили? Какие чувства передал автор?

- Посмотрите (слайд), как оформлено стихотворение в письменной речи.

- Почему в конце второй строки стоит многоточие? Почему хокку закончено восклицанием? (Автор залюбовался красотой, не хочет её разрушать, даже за водой решил пойти к соседу)

- Основоположником жанра хокку считается японский поэт Басё, живший в 17 веке. (слайд)

- Познакомьтесь с фактами из его биографии, работая по группам.

(Группы получают текст):

Басё родился в семье небогатого, но образованного человека: его отец преподавал каллиграфию. В возрасте 28 лет Басё ушёл из дома отца в Эдо. (ныне Токио). Он стал учителем поэзии, но большинство его учеников были так же бедны, как и он сам. Жил он в убогой хижине, возле которой посадил саженцы банановой пальмы (по-японски басё). Отсюда и такой псевдоним поэта. Настоящее его имя – Мацуо Мунэфуса. Он был человеком спокойным, умеренным, необычайно заботливым, щедрым и верным по отношению к родным и друзьям. После пожара в Эдо, во время которого погиб и ветхий домик Басё, он стал поэтом-странником, поэтому его стихи так похожи на зарисовки с натуры. Он писал о том, что видел вокруг и о том, что чувствовал.

Задания:

Группа 1.

 Ответьте на вопросы:

Начинайте ответы с фразы «Мы узнали, что…» и  предложенных подчёркнутых  слов.

1) В какой семье родился Басё? Басё родился…

2) Когда и куда он ушёл из дома отца? В возрасте 28 лет…

Группа 2.

Ответьте на вопрос:

Начинайте ответ с фразы «Мы узнали, что…» и  предложенных подчёркнутых  слов.

 Каким поэт был по характеру? Он был…

Группа 3.

Ответьте на вопрос:

- Каково настоящее имя поэта и как объясняется его псевдоним Басё?

Группа 4.

- Почему Басё стал поэтом - странником? О чём он писал?

Группы знакомятся с текстом и выполняют задания.

- Поделитесь  информацией со всеми.

- А теперь почитайте и вы стихи Басё, обсудите в группах.

3. Работа в группах с текстами хокку.

1 группа:

Волшебная ночь:

Вечером зима была –

Утро весеннее.

2 группа:

Скрип калитки? Нет

Это ветер метёт к ней

Жёлтую листву.

3 группа:

Воробей, не тронь

Душистый бутон цветка.

Шмель уснул внутри.

4 группа:

В чашечке цветка

Дремлет шмель. Не тронь его,

Воробей-дружок.

Дети читают хокку, обсуждают и делятся впечатлениями от прочитанного. Тексты хокку, которые они обсуждают, помещены на доске.

- Почему в 3 и 4 хокку одинаковые мысли выражены разными словами? (разные переводчики)

- 3 хокку – перевёл Владимир Соколов, а 4 – Вера Маркова. Чей перевод вам больше нравится? Почему?

4. Наблюдение и вывод о стихотворном размере.

- Посчитайте количество слогов в каждой строке 2-го хокку. 5-7-5 слогов – это классический размер хокку. Найдите те стихи, в которых он сохранён.

- А в каких нет?

- Почему это произошло? (перевод)

- Что важнее для переводчика – сохранить стихотворный размер или красоту?

- А теперь перед вами сборник стихов Басё. Как вы думаете, почему на каждой странице напечатано только одно хокку? ( нам дают возможность представить себе написанное, «созерцать», задуматься, поразмышлять, не отвлекаясь)

5. Итог урока.

- Что вы теперь можете сказать о жанре хокку? (Это стихи, 3 строки, классический размер 5-7-5 слогов, нет рифмы, но есть ритм; появились в Японии; поэты – Сико, Тиё, Басё)

- У кого появилось желание взять книгу и почитать хокку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

Урок литературного чтения "Изучение японской поэзии в жанре хокку".

Урок литературного чтения в 4 классе "Изучение японской поэзии в жанре хокку" (технология развития критического мышления)....

Презентация к уроку чтения "Знакомство с японской поэзией – хокку"

Презентация к уроку литературного чтения "Знакомство с японской поэзией – хокку" поможет при проведении урока...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Урок литературного чтения,3 класс "Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени"

Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова,  Практические упражнения в...

Конспект урока литературного чтения Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (УМК "ПНШ" 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия «звукопись», развитие умений нахождения литературного приёма звукописи в прозаическом тексте М. Горького «Воробьишко» и понимать...