Главные вкладки

    Урок литературного чтения "Изучение японской поэзии в жанре хокку".
    методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

    Урок литературного чтения в 4 классе "Изучение японской поэзии в жанре хокку" (технология развития критического мышления).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izuchenie_yaponskoy_poezii_v_zhanre_hokku.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

    «Изучение японской поэзии в жанре хокку»

    (технология развития критического мышления)

    4 класс

    Сапунова Татьяна Валерьевна

    учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ № 172

    Санкт-Петербург

    Задачи урока:

    1. -познакомить учащихся с необычной для них японской поэзией, с культурой Японии,
    2. -расширять границы литературного образования школьников,
    3. -пополнять лексический словарный запас, учить работать со словарями,
    4. -развивать способность к творчеству, пробуждать творческое воображение,
    5. -подвести к пониманию единства истоков произведений авторов разных времен и народов.

    Оборудование:

    1. -компьютерная презентация к основным этапам урока,
    2. -раздаточный материал для каждого ученика (тексты  хокку),
    3. -словари (словарь иностранных слов, толковый словарь, орфографический словарь).

    Ход  урока.

    Вступление.

    -Сегодня мы познакомимся с японской поэзией, а итогом вашей работы будет текст. Кто-то напишет стихи, кто-то выразит свои мысли прозой. Не бойтесь творить, у вас все получится, потому что каждому есть что сказать. По школьной  программе литературного чтения мы не изучали с вами культуру Японии, но мне хочется вас немного с ней познакомить. Возможно, позже вы сами сделаете для себя много интересных  открытий в культуре этой удивительной страны.

    1 стадия «Вызов»

    Учитель использует прием «кластер».

    -Что мы знаем о Японии? О традициях японцев, об их отношении  к миру, к природе?

    Ученики на своих листах записывают в центре слово «Япония», а вокруг – ключевые слова: самурай, икебана, чайная церемония, рисовая бумага, медитация, сад камней, буддизм, кимоно, бамбук, сакура и т.д.)

    Просмотр соответствующих  иллюстраций на слайдах с комментариями.

    Икебана-искусство составления композиций из растений и  камней, «вторая жизнь цветов». Цель икебаны – выражать красоту природы. Икебана-это не только украшений, это средство самовыражения. Мастер подбирает материал: полностью распустившиеся цветы и сухие листья символизируют прошлое, наполовину распустившиеся цветы и зеленые листья –настоящее,  а бутоны и набухшие почки–будущее.

    Икебану в Японии можно считать национальным хобби. Японцы на протяжении всей жизни постигают это искусство. Японцы-очень сдержанный и уравновешенный народ. Сколько нужно терпения и аккуратности, чтобы потихоньку поворачивать ветки так, чтобы создать гармоничную композицию!

    Самурай-воин («самурау» - служить). Кодекс чести самурая: вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушным и верным своему господину, вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство-харакири.

    Сегун-военный правитель, полководец.

    Кимоно-традиционная японская одежда.

    Национальные черты японцев: трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность традициям. Японцы очень трудолюбивы и дисциплинированны. Очень сдержанны в выражении своих эмоций.

    2 стадия «Осмысление» ( работа с новой информацией).

    -Я предлагаю вам прочитать стихи японских поэтов. Каждое  стихотворение-это чувство, ощущение, запечатленное в картине-образе. Их темы различны: пейзажи, жизненные случаи. В них, как привило, почти ничего не происходит, нет бурных событий, чаще всего это наблюдения или размышления. Авторы описывают не просто свой жизненный опыт, но стараются воздействовать на читателя, чтобы вызвать в нем такие же чувства.  Некоторые из авторов жили много веков назад, другие-наши современники.

    Ученики самостоятельно читают стихи на раздаточных листах (см. Приложение).

    -В чем отличие японской поэзии от привычной нам? (нет рифмы, изменяется размер, но присутствует определенный  ритм и мелодичность). Это хокку и танка.

    -А теперь закройте глаза. Представьте, что вы идете по тропинке в лесу. Поют птицы, шелестят ветви деревьев, солнце лучами гладит ваше лицо. Ветер доносит до вас журчание воды. И вот за очередным поворотом тропинки вы видите реку. Вы подходите ближе и замечаете мост. Он не достроен, он доходит всего лишь до середины реки, а дальше пустота. Вы останавливаетесь и понимаете, что это чудо: моста нет, но вы можете его себе представить и сказать точно-откуда и куда он ведет. Вот примерно так и действует японская поэзия: эти стихи не называют, а показывают. Не объясняют, а передают чувства.

    Открываем глаза.

    -На своем листе после кластера запишите слова-ассоциации, которые  возникли у вас во время путешествия по  лесу (любые части речи). Что вы чувствовали? О чем думали?

    3 стадия «Рефлексия» (написание творческой работы).

    -Продолжите работу на своем листе. Сейчас вы будете писать свой текст. Подумайте, что главное в японских хокку и танка - событие или отношение к нему? Почему? В своей работе постарайтесь выразить свое отношение к жизни, к природе, какому-то событию. Это могут быть  стихи (не обязательно с рифмой) или проза, в которой вы выразите свои чувства и впечатления. Используйте словари  во время работы.

    4.Итог урока.

    -Кто желает поделиться  с нами своими впечатлениями от урока и прочитать вслух свою работу?

    -Что было для вас самым трудным на уроке?

    -Что нового вы узнали?

    -Я благодарю вас за урок и надеюсь, что вам предстоит еще много открытий, связанных с этой удивительной страной-Японией.

    Приложение.

    На раннем рассвете

    Небо застлал туман.

    И так неожиданно

    Целый мир вкруг меня

    Принял осенний лик.  (Мурасаки Сикибу)

    У самой дороги

    Чистый бежит ручей.

    Тенистая ива.

    Я думал-всего на миг,

    И вот стою долго-долго…   (Сайге)

    В горном потоке

    Сквозь преграды камней

    Сыплются волны,

    Словно град ледяной

    В сиянии  летней луны.    (Сайге)

    Равнина небес.

    Луна полноты достигла.

    Тропу облаков,

    Единственную из всех,

    Избрал для странствия ветер.  (Сайге)

    Все озарилось.

    Поистине, так светла

    Эта лунная ночь,

    Что сердце уплыло ввысь

    Там и живет-на небе.              (Сайге)

    Ива склонилась и спит.

    И кажется мне, соловей на ветке-

    Это ее душа.    (Басе)

    В горной деревне

    Вижу, как смутно темнеет

    Весенний вечер.

    Колокол на закате…

    Осыпаются вишни…  (Наин-Хоси)

    Звезды в пруду.

    Мелко-мелко дрожат отраженья-

    Зимний дождь идет…     (Сора)

    На голой ветке

    Ворон сидит одиноко.

    Осенний вечер.                  (Басе)

    Список литературы

    1. Дьяконова Е.М. Японская литература//Изучение литератур Востока: Россия 20 век/ Общ. ред. и сост. А.А. Суворова. М., Вост. лит., 2002.
    2. В. Маркова. Японские трехстишия. Хокку//М., Худ. лит., 1973.
    3. www.japanpoetry.ru

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения "Секреты японского свитка"

    УМК "Перспективная начальная школа" , 2 класс. Урок литературного чтения "Секреты японского свитка"...

    Урок литературного чтения. Звучащий мир поэзии.

    Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Планета знаний" на тему "Звучащий мир поэзии" на примере стихотворений В.Лунина "Жук" и Н.Матвеевой "Шуршание листика"...

    Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"

    Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....

    "Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

    Данный материал представляет собой теоретические аспекты изучения научных терминов на уроках литературного чтения и практические советы по изготовлению на уроках макетов книжек с целью изучения и разл...

    «Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

    Для эффективного формирования литературоведческих понятий на уроках «Литературного чтения» можно в любой из существующих типов уроков включить такой вид практической деятельности как изгот...

    Урок литературного чтения,3 класс "Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени"

    Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова,  Практические упражнения в...