Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."
    план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

    Алексеева Ирина Викторовна

    Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю приятного ознакомления!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_avtosohranennyy.docx22.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Импровизированный урок по теме «Жанры устного народного творчества русского народа».

    Цели урока:

    Образовательная:

    1. закрепить понятия об устном народном творчестве русского народа;
    2. поговорить о жанрах устного народного творчества.

    Развивающая:

    1. развитие  внимательного, вдумчивого восприятия художественного текста;
    2. развитие грамотной устной речи;
    3. формирование навыков выразительной речи.

    Воспитывающая:

    1. воспитание любви и уважения к традициям русского народа,
    2. воспитание нравственных качеств.

    Оборудование:  иллюстрация «Русское подворье», раздаточный материал, «Родная речь», сигнальные карточки (солнышко), выставка работ учащихся, народные музыкальные  инструменты, музыкальное сопровождение.

    Ход  занятия:

    Организационный момент:   Звучит фонограмма русской народной мелодии.

    Учитель.

    Играет за окошком солнечный денёк,

    А у нас сегодня необычный урок!

    О жанрах русского народного творчества поговорим,

    Всё, что читали, с удовольствием повторим.

    Вводное слово учителя.

    Перед  вами русское подворье . Что написано на изгороди? (устное народное творчество)

    Что значит каждое слово ?

    (Устное – «передача из уст в уста», т.е. без записи текста.

    Народное – принадлежит народу.

    Творчество – от слова «творить».)

    Произведения устного народного творчества – живая память, которая передаётся от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отражаются жизнь и обычаи народа.

    Что относится к Устному народному творчеству? (загадки, пословицы,  …)

    Выполнение заданий учащимися по теме.

    Учитель.

    Посмотрите, какое дерево растёт во дворе! Какие роскошные плоды – наливные яблочки на нём висят, так и хочется их попробовать! Плоды на нашем дереве – необычные. Чтобы их сорвать – нам надо выполнить задания.

    1-е яблоко: «Загадки»

    Что это такое? (Загадка – замысловатое описание предмета или явления, составлялось для того, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.)

     Перед вами кроссворды (приложение 1). Я вам буду загадывать, а вы должны отгадки вписать  в кроссворд.

    1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.  (петух)
    2. Кто зимой на окнах узоры рисует?  (мороз)
    3. Скатерть бела, всю землю одела.  (снег)
    4. Растёт она вниз головой. Не летом растёт, а зимой, но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.  (сосулька)
    5. Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас – закончила рассказ.  (ягода)
    6. Человечки чёрные, умные, учёные. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят .   (буквы
    7. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.   (книга)
    8. Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится.  (яйцо)
    9. Конь стальной овса не просит,

    А пашет и косит.   (трактор)

    Учитель.

    Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились.

    Назовите ключевое слово в кроссворде. ( Пословица)

    2-е яблоко: «Пословицы»

    Что такое пословица? (Пословица – меткое, короткое изречение .)

    Приведите примеры пословиц. (Дети читают пословицы и объясняют их значение)

    (Комментарий:  в одном из домашних заданий учащимися были приготовлены книжки-малышки на тему «Пословицы»)

    3-е яблоко: «Считалки»

    Физкультминутка: Мы отдохнём при помощи считалки.

    Над горою солнце встало.

    С неба яблоко упало,

    По лазоревым лугам

    Покатилось прямо к нам!

    Покатилось, покатилось,

    В речку с мостика свалилось,

    Кто увидел – не дремли,

    Поскорей его лови!

    Кто поймал, тот молодец,

    Ведь считалочке конец!

    Учитель.

    Молодцы, ребята !

    Приведите свои примеры считалок.

     4-е яблоко:  «Скороговорки»

    Скороговорки – от слова «скоро» «говорить», чётко и быстро.  

    Давайте все дружно проговорим одну из скороговорок (приложение 2)

    Задание каждому ряду: Приведите сой пример скороговорки.

    5-е яблоко: «Небылицы»

    Учитель читает вслух. (приложение 3)

    Что такое небылицы?

    Небылицы  - это выдумка, то, чего не было и не бывает.

    Небылицы  можно исполнить в диалоге. Предлагаю прочитать небылицы в парах.  

    6-е яблоко: «Песни»

    На какие виды можно разделить русские народные песни? (песенки-потешки, частушки, колыбельные, плясовые)

    Учитель.

    Сейчас мы с вами устроим небольшое представление.

    Звучит фонограмма рус.нар.песни «Калинка-малинка».Под музыку дети под руководством учителя пританцовывают.

    Учитель.

    Какая песенка прозвучала? (Плясовая, потому что под неё хочется танцевать)

    Следующий номер нашего представления -частушки.

    (Хоровое исполнение: приложение 4)

    Кто желает исполнить свою частушку?

    Учитель.

    Прочитайте следующую песенку. Что это за песенка?

    В каких случаях исполняют колыбельные?

    Задание 1 ряду. У меня в руках кукла. Кто желает для неё спеть колыбельную?

    (приложение 5).

    Звучит фонограмма.

    Вы узнали эту песню? (Во поле берёза стояла)

    Задание 2 ряду. В хороводе исполнить эту песню.

     Учитель.

    Сейчас мы с вами разыграем ещё одну песенку. (Звучит фонограмма)

    Какая она по настроению?  (шуточная)

    Задание  3 ряду. Исполнить песню «Ехал Ваня». ( Три  ученика играют на  музыкальных инструментах, остальные ребята поют.  Песня сопровождается движениями.

    приложение 6)

    Учитель.

    Какие же вы, ребята, молодцы!

    7-е яблоко: знак вопроса.

    Итог урока:

    Учитель.

    О каких жанрах устного народного творчества мы говорили?

    Чему учат произведения устного народного творчества?

    Вывод: мы любим, ценим, бережно и уважительно должны относиться к такому богатому наследию творчества русского народа!

    Вы, ребята, молодцы, спасибо за активную работу на уроке! Все здорово справились с заданиями! Я предлагаю украсить изгородь нашего «Русского подворья»

    Кому понравилось  прикрепляете на изгородь улыбающееся солнышко,

     кому не понравилось – грустное солнышко,

     кто сомневается – задумчивое солнышко.

    Домашнее задание: приготовить пересказ русской народной сказки (по выбору)

    Приложение 1: Кроссворд

    Приложение 2. Скороговорки.

    Ехали мы, ехали

    В город за орехами.

    Приложение 3. Небылицы.

    - Андрейка, детка, о чём плачешь?

    - Об ворота ударился головой.

    - Ну-ка, скажи, когда это случилось?

    - Вчера вечером.

    - Почему же ты плачешь сегодня?

    - Так ведь вчера дома никого не было.

    Приложение 4. Частушки.

    1. Ой топни. Нога, не жалей сапога.

           Тятька новые сошьёт или эти подошьёт.

    1. Живи веселей, делай то, что чудней.

    Кто весёлым уродился, против горя сгодился.

    Приложение 5. Колыбельная.

    Люленьки, люли,

    Прилетели гули.

    Стали гули ворковать,

    Мою деточку качать.

    Приложение 6.

    Как на тоненький ледок

    Выпал беленький снежок,

     Выпал беленький снежок.

    Ехал Ванечка-дружок.

                  Ваня ехал, поспешал,

                 Со добра коня упал.

                 Он упал, упал, лежит –

                 Никто к Ване не бежит.

    Две девицы увидали,

    Прямо к Ване подбежали,

    Прямо к Ване подбежали.

    На коня Ваню сажали.

                  На коня Ваню сажали,

                  Путь-дорогу показали,

                  Путь-дорогу показали.

                  Да наказывали:

    «Как поедешь ты, Иван,

    Не зевай по сторонам!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

    Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»

    Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык в...

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

    Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

    Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

    На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

    Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.

    Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс....