Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения 2 класс тема: «Зима в стихах русских поэтов»
    план-конспект урока по чтению на тему

    Пономаренко Ирина Юрьевна

    Итоговый урок по теме: "Стихи русских поэтов о зиме"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_2_kl.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

                         Конспект  урока   литературы   2 класс

                      Тема урока:  « Зима в стихах русских поэтов»

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту, находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
    2. Формировать у детей навыки осознанного чтения.
    3. Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
    4. Воспитание чувства прекрасного на примере произведений поэтов и художников.
    5. Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус.

    Оборудование: ПК, проектор. Презентация.

                               Ход урока.

    1. Оргмомент.
    2. Проверка домашнего задания.   Выставка книг. 
    3.  Актуализация знаний. Кроссворд.  Загадки  зимние.

    - Ключевое слово нашего урока прячется в кроссворде. Отгадав его, вы сможете его прочитать.

    Разгадывание кроссворда по загадкам.

    1. Какой это мастер на окна нанес

    И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз) Вспоминают орфограмму парного согласного.

    - Как   не ошибиться в написании этого слова?

     2) Покрутилась звездочка  в воздухе немножко,

    Села и растаяла на моем окошке. (Снежинка)

    Повторяют орфограмму написания гласной буквы после шипящей.

    1. Гуляю в поле, летаю на воле,

    Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)

    1. У нас под самой крышей

     Белый гвоздь растёт,

    Но как солнышко взойдет,

    Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)

    - Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках?

    - Сегодня мы в гостях у волшебницы Зимы.

    1. Вопросы о зиме.

     Развитие познавательных процессов.

    1) Блиц – вопросы о зиме. Отвечайте быстро, не ошибаясь!

    • Назовите зимние месяцы.  
    • Какой месяц год кончает, зиму начинает?
    • Какой зимний месяц самый короткий?

    2) Расположите зимние месяцы в правильном порядке.

    Февраль, декабрь, январь.

    1. Зимние забавы.

    А. А. Блок.

    Внукам – шалунишкам

    По колено снег.

    Весел ребятишкам

    Быстрых санок бег…

    Бегают, смеются,

    Лепят снежный дом,

    Звонко раздаются

    Голоса кругом…

    Это стихотворение относится к теме «Зимние забавы»

    1. Тема и цели урока.
    2. Красота зимней природы

    .

    Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.

    1. Ассоциации (работа в тетради)

    Зима  хотела бы послушать, какой вы ее себе представляете? (Дети рассказывают по своим рисункам, с чем у них ассоциируется зима)

    - На какие группы можно разбить все ваши представления?

    а) Красота природы

    б) Новый год

    в) Зимние забавы.

    1. Речевая гимнастика.
    1. ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.

    ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!

    - Прочитайте вслух.

    - Похожи ли эти строчки на стихотворение? (ДА)

    - Почему?

    (Заканчивается одинаково – РИФМА).

    Что такое рифма?

    - Все ли слова произносятся одинаково? (НЕТ, тише - громче –   С разной ИНТОНАЦИЕЙ.

    - Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.

    - Попытайтесь прочитать с чувством радости.

    Поэзия  - это ещё одно открытие мира: то, что не замечал, становится явным; мимо чего пробегал, приоткрывает свою тайну.

    - Как вам кажется, подходит эта формулировка к вопросу, что такое поэзия?

     (Высказывания детей. Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме. Поэзия – красота и прелесть чего-либо).

    Кто такой поэт?

     (Дети проговаривают своё мнение, высказывают отличительные черты поэзии).

    Дети: Поэт – тот, кому есть что сказать людям, у настоящего поэта есть наблюдение, впечатления и переживания, которые могут быть интересны и другим, представляют ценность для многих.

    - Давайте сверим ваши представления о поэте с моими.

    Поэт – тот, кто заставляет нас увидеть мир по-новому, по- другому, открывает нас самих.

    - Вы согласны со мной, с моим мнением?

      (Дети высказывают свою точку зрения).

    - Каких поэтов вы ещё знаете? (Дети перечисляют).

    (Пушкин, Есенин, Майков, Кольцов, Суриков, Блок, Фет…)

    1. Работа над темой урока.

    - Сегодня сравним произведения разных поэтов. 

    Поэзию нельзя представить без лирики природы.

    В картинах природы в лирике И. Бунина чувствуется тревога, странность, напряжение. Он считал человека частью природы. Образ природы романтичен, одушевлён.

    Стихи о зиме. (запись)

    Метафора.

    К. Бальмонт. «Снежинка»

    11. Физминутка.

    12. Аким Я. «Первый снег»

          Зима – волшебница

    Олицетворение.

    Ф Тютчев

    Часто в стихотворениях зиму называют волшебницей. Как вы думаете, почему?

    Действительно Зима-волшебница. Она околдовывает всех. Поэты так описывают ее. Тютчев пишет: «Чародейкою- зимою  околдован лес стоит…» (Словарная работа. Чародейка --- чары---волшебство) А Сергей Есенин пишет: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой повязалася сосна…» Зима одевает природу в наряды.

    С. Есенин

    V. Работа над выразительным чтением.

    Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.

    Какие правила выразительности чтения вы знаете?

    (читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы).

    - Правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мя должны сделать паузу, поставим вот такой знак /

     - Прочитайте это стихотворение, используя знания, которые вы сегодня получили.

    В живописи используются те же приёмы, что и в поэзии: контраст, звукопись.

            Представьте, что вы тоже художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению? (Небо голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли.).

    Молодцы. Вы – мастера словесного пейзажа.

    - А что означает слово пейзаж?

     (Пейзаж – картина природы.

    3.Подготовка к выразительному чтению. Речевая гимнастика.

    -Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать во время чтения.

    Представьте, что на  ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем 3 раза.

    - К какой теме не рассказали стихотворение?

    Ребята читали стихотворения поэтов, которые не являются нашими современниками. Раньше Новый год так широко не праздновали, как сейчас.

    - Молодцы, ребята!

    4. Работа по  усвоению произведения.

    1) Введение в тему.

            

    7. Минутка отдыха для глаз. Представление под музыку.

    Ребята, закройте глаза и представьте себе поля, леса, покрытые белым снегом, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - блестящий.

    - А теперь, представьте, что на ваши реснички упали снежинки.

    Поморгайте глазками.

    Работа по отработке выразительности чтения.

    1. Итог урока. Рефлексия.

    – О каком времени года говорили на уроке?

    - Что нового узнали?

    - Что понравилось?

    1. Подведение итогов, разбор домашнего упражнения.

    - Какие мысли, чувства пробудил у вас урок?

    Что узнали для себя нового?

    Что понравилось?

            

    1. Домашнее задание.

    Выучить стихотворение наизусть.

    Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.

    Сочинить своё стихотворение о зиме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

    Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

    урок литературного чтения по теме "Барсук-любитель стихов" 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению  "Таинственный мир Японии. Барсук -любитель стихов". В ходе урока ученики не только познакомятся с японской сказкой, но и попробуют сами сочинить хокку....

    Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....

    Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа".

    Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа". В презентацию рекомендуется встави...

    Урок литературного чтения на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы"

    Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы".Цель урока: дать понятие японского стихотворения - хокку и учить его анализировать....

    Литературный вечер на тему: «Мои любимые стихи русских поэтов о Родине".

    Пояснительная записка. Форма проведения – устный журнал.Цель: формирование гражданственности, ответственности, желание быть полезным своей стране, чувство гордости за свою Родину.Задачи:1. ...