Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Серебренникова Елена Юрьевна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа»

Тема: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».

Цели урока: Продолжить обсуждение темы особого восприятия мира,    которое характерно для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу. Затронуть тему истинного слуха и истинного зрения.

Задачи урока:

  1. постараться, чтобы школьники объяснили, почему Лека слышит ромашку, а Стёпа – нет;
  2. сделать вывод о том, что только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты;
  3. формирование УУД: познавательные УУД (умение ориентироваться в учебной книге, работать с несколькими источниками информации); самоконтроль (умение подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения); коммуникативные УУД(умение выполнять работу по цепочке, работать в паре)

Учебно-дидактическое обеспечение: презентация к уроку, учебник «Литературное чтение. 1 класс» (2 часть) Н. А. Чураковой, тетрадь на печатной основе О. В. Малаховской, у детей листы бумаги и цветные карандаши.

Ход урока

  1. Этап самоопределения к учебной деятельности.

- Урок литературного чтения мы начнём с небольшой разминки по тетради на печатной основе. Стр. 34  задание 1. Прочитайте задание.

- Положите тетрадь на середину. Работа в парах. Сначала один пройдётся по лесенке слов, другой слушает. Затем поменяйтесь.

- Задание 2. Прочитайте задание. По строчкам мы пройдём «цепочкой». Постарайтесь не прерывать «цепочку».

- Продолжите синюю фразу. ( «Я умею…») 

Слайд 1

- Как вы должны читать?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Размялись. Нам пора в Волшебный лес. Закройте глазки, но настройте ушки, и вы догадаетесь, кого мы повстречаем на своём пути.

(Звучат голос кукушки, жужжание шмеля, вой волка. Дети открывают глаза и видят картинки.)

Слайды 2-7

- Как догадались?

(Затем слайд8, но дети ничего не слышат)

- Кто же следующий повстречался нам в Волшебном лесу?

Слайд 9

- Почему же сразу не догадались?

- Если ромашка не издаёт никакие звуки, значит, она не умеет говорить. Кто со мной согласен?

- А кто не согласен? Обоснуйте своё мнение.

3. Постановка учебной задачи.

- Определите нашу цель урока, продолжите красную фразу. («Я хочу узнать…»)

Слайд 10

4. Построение проекта выхода из затруднений.

- А как вы думаете, кто нам поможет ответить на вопрос: « Умеют ли ромашки разговаривать?» (Учёный Кот)

Слайд 11

- Кот: «Хочу вам рассказать ещё про одного мальчика». А поможет поведать мне его историю…  Откройте стр.60 учебника и узнаете.

- Прочитайте название произведения.

- Необыкновенная – это значит какая? Замените другим словом.

- Давайте узнаем, чем же эта ромашка отличается от других?

Читают произведение учащиеся.

- Поделитесь своими впечатлениями, понравилось ли произведение, чем понравилось, кто из героев понравился, не понравился и почему.

- Повторите  нашу цель.

- До кого долетела стрела знаний, и кто уже может ответить на этот вопрос?

- Все ли герои произведения могли слышать Ромашку?

- Кто хочет научиться слышать Ромашку? Продолжите красную фразу. («Я хочу научиться…»)

- Но сначала, мы с вами должны превратиться. Положили голову на парту. Слушаем меня и выполняем движения.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

- В кого же мы с вами превратились?

Слайд 12

- И не случайно. Именно с бабочками дружат ромашки.

- Давайте, перечитаем это произведение и попробуем понять, почему Лека слышит голос Ромашки, а Стёпа – нет.

5. Этап первичного закрепления.

(Чтение текста учениками «цепочкой»)

- Наш друг Миша спросил: «Разве цветы могут говорить?» Кот ответил: «Конечно, только не все их слышат». Объясни ответ Кота.  (Цветы могут «говорить», как и все живые существа.)

- Только язык у цветов особенный. Вот Лека понимает язык цветов, а Стёпа нет. Ребята, а вы понимаете язык цветов? Давайте выясним. Как цветок говорит: «Хочу пить»? (Лепестки и листочки у цветка поникли)

- А как он благодарит вас?  (Яркими цветами).

- Молодцы,  ребята! Значит, и вы слышите цветы. Какими качествами должен обладать человек, чтобы «услышать» цветок?  (Быть чуткими, внимательными, наблюдательными).

- Что Лека увидел глазами, а что мог увидеть только сердцем? (Лека увидел, насколько красива Ромашка, а сердцем услышал её голос).

- Почему название цветка написано с большой буквы? (Этот цветок особенный, с ним подружился Лека. И поэтому он имеет своё собственное имя - Ромашка).

- Как вы думаете, Лека обычный человек?  (Необычный, способный оживить неживые предметы).

- А кто ещё обладает таким качеством?  (Поэты).

- Вот и Кот говорит: «Поэты – особенные люди. Они видят то, чего мы часто не замечаем.  Они слышат то, чего мы не слышим…»

6. Самостоятельная работа.

- Разговор Леки с Ромашкой – это диалог или монолог?

- Давайте прочитаем этот диалог по ролям. Назовите две главные роли в этом диалоге.

- Как слова Леки отделены от слов Ромашки?

- Слова автора читать не надо.

(Чтение учащимися отрывка на стр.60-61) 

- Рассмотрите рисунки. На какой странице Стёпа, а на какой Лека? Как вы догадались?

- Почему художник нарисовал Ромашку и другие растения выше, чем Леку? (Лека уважает любые существа независимо от роста. Чтобы лучше слышать Ромашку, он пригнулся, присел, стал с ней наравне).

- На рисунке Лека в кругу друзей- растений, а Стёпа? (Стёпа одинок, он возвышается над цветами, не замечает их.)

- Кто изображён на иллюстрации стр.63?

- Во сне он попал в страну Фантазию. Как вы думаете, с кем он там встретился?

7. Рефлексия деятельности.

- Чему научил вас Лека? (Любоваться окружающим миром.)

- А в чём секрет любования? (В умении увидеть красоту)

- Давайте и мы нарисуем своих ромашек.  (Дети рисуют ромашек)

- А ваша ромашка обыкновенная или необыкновенная?

- Как показать, что ваша ромашка необыкновенная? (Нарисовать ей лицо.)

- Положите на ладошку свою ромашку. Заметили, какая она маленькая. Вы по сравнению с ней настоящие великаны.

    «Хочешь, я превращу тебя в великана? Мы пойдём с тобой на опушку леса, и нагнёмся, и раздвинем руками траву. Смотри, смотри... Вот этот стебелёк с двумя листочками – это берёза.  Настоящая берёза, только от роду ей – один год. А неподалёку топорщатся крохотные иголочки, почти паутинка. Это сосна. Тоже самая настоящая.

    Вот рядом с этими деревьями ты и превратился в великана. Ты можешь сломать сосну одним пальцем. Ты сможешь наступить на берёзу, и от неё ничего не останется…

     Но ты встаёшь и осторожно перешагиваешь через деревья. Ты – добрый великан. Быстро пролетят годы, ты вырастешь. Научишься управлять могучими машинами. Сможешь горы передвигать, реки вспять поворачивать.

     Но никогда не забывай, что ты – добрый великан».

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа".

Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа". В презентацию рекомендуется встави...

Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Евгений Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование навыков выразительного чтения; умения анализировать расска...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Г.Н. Юдин. Вытри лапы и входи" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со стихотворением Г.Н. Юдина «Вытри лапы и входи», раскрыв его смысл.Планируемые результатыПредметные:знать идею стихотворения;уметь делить те...