Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Лариса Геннадьевна Карпова

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда". Задача учителя - вызвать интерес для  прочтения всего произведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по теме

 «А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Цель:

  1. Проанализировать с учащимися отрывок  из повести "Тимур и его команда»: выяснить, кто такие тимуровцы. На основе анализа ответить на вопрос: Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами.  

Задачи:

-совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;

-воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;

-воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;

-расширять кругозор учащихся средствами ИКТ;

-формировать устойчивый интерес к чтению;

-развивать мышление, речь, воображение, анализ и синтез, умение оценивать деятельность.

Оборудование:

Портрет А.П.Гайдара, выставка книг, мультимедийная доска,   карточки-задания.

 ХОД УРОКА

- Ребята, сегодня к нам снова пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их.

- Давайте вспомним поговорку: «Гость недолго гостит, да много видит».

-Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш – хоть куда,

Мы начнем урок тогда.

Вы готовы?  (Да)

- Успеха вам желаю я!

- Сегодня наш урок хочу начать  стихотворением.

  (Читаю стихотворение С.Михалкова с пропуском фамилии Гайдар)

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой –

Он ее писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Прочти его рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Фронтовик

И Гражданин – ……… (Хором: Гайдар!)  

- Молодцы!

Интерактивная доска:  портрет писателя.

- К этому уроку,  мы с вами готовились заранее. Сначала прочитали повесть

А. П. Гайдара.  Затем каждая группа-команда получила задание.

(команды называют свои задания)

1 команда изучала   биографию писателя – это биографы;

2 команда сложилась из тех, кто прочитал всю повесть - вдумчивые читатели -внимательно прочитали повесть, обратив внимание даже на мелкие детали;

3 команда – хорошо поработала с отрывком повести в учебнике.

- Личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная.

Показ презентации о А.П. Гайдаре

- Что интересного удалось узнать нашим биографам о жизни А. Гайдара?

1 команда отвечает на вопросы.

1. Когда родился А. Гайдар?

2. Каково настоящее имя А. Гайдара?

3. Сколько лет было А. Гайдару, когда он добровольцем ушел в Красную Армию?

4. В каком возрасте А. Гайдар принял командование полком?

5. Чему хотел посвятить свою жизнь А. Гайдар? (стать военным, служить в армии)

6. Как и когда умер А. Гайдар?

7.Какие книги написал А. Гайдар?

-Какие произведения Гайдара вы знаете?

- «Чук и Гек», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Тимур и его команда»

Хорошо! Вот его книги! (Слайд)

Обратите внимание на плакат. Кто изображен?

-Тимур….. (Слайд)

О Тимуре, без сомненья,

Вы читали с увлеченьем,

Слово дав себе потом,

Подражать ему во всем

2 команда.

 - Кто такой Тимур?  (командир мальчишек)

- Назовите главных героев повести.

- Что запустила в небо Женя из рогатки? ( бумажного парашютиста)

- Кто обтряс яблоню по Кривому переулку дом 34, сломал ветки и помял клумбу?

(Мишка Квакин)

- Какие добрые дела намечали в своем штабе и совершали Тимур и его друзья?          

   Кому помогали?  (зачитайте, подтвердите ответ из текста)

- Как раньше называли объединение детей?

- Почему их так называли? Что значит пионер?

- Давайте перенесемся во времена Тимура и выполним маршировку с речевкой, как пионеры того времени.

Физминутка.

Вместе не трудно,

вместе не тесно.

Вместе легко

и всегда интересно!

3 команда. Блиц - турнир

- Назовите фамилию Жени и Ольги (Александрова)

 - какое воинское звание было у отца Жени? (полковник)

-Какой экзамен должна была сдавать Ольга ( математику)

-  «Девочка. Когда будешь уходить, захлопни крепче дверь» - ниже стояла подпись.  Какая? ( Тимур)

-Как звали собаку Тимура? ( Рита)

-  Как звали помощника Мишки Квакина? (Фигура)

- Что значит красная звезда на воротах дома?

- А красная звезда, обведённая черной каймой? ( служит в Красной армии; погиб)

Работа в группах( заполнить таблицу)

Давайте составим словесные портреты двух соперников. Выберите слова, характеризующие героев. Заполните первую строку таблицы.  Подтвердите свой ответ примерами из текста. Давайте сравним этих двух мальчишек. Какой Тимур? Какой Квакин?  Что у них общего?

Благородный, решительный, смелый, отзывчивый, хулиган, трусливый, грубый, безответственный.

К какому герою подойдут оставшиеся слова?

Имя

Тимур

Квакин

Благородный решительный смелый отзывчивый

Хулиган трусливый грубый безответственный

Название группы

команда

Шайка

Занятия

Помощь семьям красноармейцев

Обворовывание садов

Подготовка к бою

Ультиматум

Арест послов. Грубое ругательство

Поведение во время боя

Честное ведение боя

Отсутствие выдержки

- Почему за ними шли ребята?

- Что значит быть в команде? Что может людей объединить в команду?

   Кто может управлять командой?  Каким должен быть командир?

- Почему именно Тимур стал командиром? (Он мужественный, добродушный,  отзывчивый, сильный, честный)

- А как называет автор группу ребят под началом Мишки Квакина (шайка)

- Чем отличается шайка от команды?

- Давайте подслушаем разговор двух соперников (инсценировка)

- Вы можете проанализировать поведение этих мальчишек. Что вы можете сказать о них?

- Когда повесть напечатали в 1940 году в газете «Пионерская правда». Тимуровское движение стало массовым.

- Почему Тимуровское движение, а не Квакинское?

- Какие тимуровцы? Выбери и подчеркни подходящие качества для ребят из команды Тимура? (Скромные, злые, добрые, внимательные, безразличные, бескорыстные, веселые, дружные, смелые, шустрые, чуткие, добросовестные, медлительные).

- Что важного в их делах? (Ребята готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду)

- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?

 - Надо ли продолжать это движение?

-  Нужны ли современному обществу люди, обладающие такими качествами?

- Как называют людей, которые  помогают другим бескорыстно без вознаграждения? ( волонтёры)

- Какие добрые дела делали вы всем классом?

       Я вам раздам звездочки, подумайте и напишите на них, какое доброе дело вы хотите сделать в ближайшее время. Читать мы не будем, как гласит народная мудрость: «Кто добр поистине, тот творит добро в молчании»

      Скоро День Победы нашей страны в Вов. Участников осталось совсем немного, они нуждаются в помощи, порой просто в вашем внимании, окажите ветеранам внимание и помощь.

     Итак, подведем итоги. Каждый продолжит фразу…Ну уроке, я узнал…

     Оценим работу команд. Ребята, как вы оцените работу команды №1,2,3?

Оцените свою работу на уроке, поставьте отметку себе на звездочке      

 Домашнее задание: взять в библиотеке повесть и прочитать, чтобы рассказать от лица Жени о других добрых делах тимуровской команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час"  (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока обучение письму на тему: "Письмо заглавной и строчной буквы Ю,ю" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную буквы Ю, ю; формирование каллиграфического навыка; развитие речи, фонематического слуха. Планируемые результаты Пре...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Класс: 3УМК: «Начальная школа ХХI века»Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда» Тип урока: урок открытия нового знания....

Конспект урока литературного чтения "Характеристика героя. Картина Огюста Ренуара "Девочка с лейкой" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования умений  у учащихся создавать  целостное впечатление от картины;  понимать, в чём заключается главное переживание автор...

Конспект урока литературного чтения "Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух ...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...