Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu._Stihi_N.Matveevoy..docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Тема: Стихи Н. Матвеевой.
Цели: 1) закрепить понятие «миниатюры»; познакомить учащихся с творчеством Новеллы
Матвеевой;
2) продолжить формирование умения работать с поэтическим текстом; формировать образное
и ассоциативное мышление учащихся; обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения; развивать читательский
интерес;
3) воспитывать чуткого, вдумчивого и эмоционально развитого читателя; воспитывать любовь
к прекрасному через слово и музыку.
Оборудование: портрет Н.Матвеевой, аудиозапись «Девочка и пластилин» (в исполнении
С.и Т. Никитиных), индивидуальные карточки (текст с пропущенными словами и
рисунок)
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Закрепление понятия «миниатюры».
- Над каким разделом работаем?
(Век XX. Новые встречи со старыми друзьями.)
- И действительно, мы с вами изучаем произведения тех писателей, с которыми встречались
раньше, но уже обращая внимание на какие-то новые особенности в их творчестве.
О творчестве какого писателя мы говорили с вами на предыдущем уроке?
(Геннадия Михайловича Цыферова)
- Что нового вы узнали о нём?
(Г.Цыферов – импровизатор; писал не только стихи, но и миниатюры)
- Что такое миниатюры?
(Художественное произведение малых размеров, а точнее – жанр художественной литературы;
или словами текста из учебника - Это крохотные сказки, похожие на картинки)
2) Выразительное чтение миниатюр Г.Цыферова.
- Какой приём использует автор?
(олицетворение)
3) Работа с текстом (в парах). «Реставрация».
Каждой паре заранее выдана карточка:
Но однажды ________ ветер размотал ________ клубочек. На пути, где ходило солнышко, от
________ холмов до ________ речки, протянулась ________ радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не ________. Оно ________.
Я предлагаю вам отреставрировать текст и рисунок. Какая часть речи поможет?
(Подсказка: слова, обозначающие признаки предметов, а именно – цвет)
Зачитывание 2-3 работ.
- А теперь сравните с оригиналом.
Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от
зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно
разноцветное.
- Какие средства художественной выразительности применил Г.Цыферов?
- В чём авторская индивидуальность Г.Цыферова?
III. Объяснение нового материала.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сведения об авторе.
Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе.
Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери, человека большой культуры и большого
артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации( т.е., чтение с особой
выразительностью), впервые Новелла услышала стихи Пушкина.
В доме Матвеевых не всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно.
Мама пела цыганские, русские и итальянские песни.
Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего
Востока: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты...
Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Тогда
же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи У. Шекспира, М. Лермонтова,
А. Фета...
В течение семи лет Новелла Матвеева работала в детском доме.
Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. Девушка из провинции с необычным
завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и
всю страну. Ее песни зазвучали на любительских магнитофонах.
Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте
имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз
писателей СССР.
Сейчас живёт и работает в Москве.
Ф и з м и н у т к а .
- Работа с текстами до чтения (с.178).
- В какой мир мы попадаем?
- С какими героями встретимся? Какими вы их себе представляете?
- Вспомните героев стихотворения Н.Матвеевой «Пираты». Сказочные они или реальные?
- Можно ли ещё до чтения выделить общее для стихов Н.Матвеевой?
- Работа с текстами во время чтения.
Стихотворение «Девочка и пластилин».
а) Самостоятельное чтение стихотворения. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение возникает после прочтения?
- Какое стихотворение В.Долиной вы вспомнили?
(«Песня про манную кашу»)
- Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. Найдите строки, которые
можно противопоставить.
(В. Долина: «Ах, какой ты славный!» Н.Матвеева: «Ты их любишь маловато!»
В. Долина: «Взрослый так слепить не может» Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…»)
- Отчего тяжко вздыхает девочка?
- Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями?
Почему вы так думаете?
б) Прослушивание аудиозаписи. Песня «Девочка и пластилин» в исполнении Сергея и Татьяны
Никитиных.
- Какое чувство ярко выражается после слушания песни?
в) Выразительное чтение стихотворения.
Стихотворение «Было тихо…»
а) Самостоятельное чтение стихотворения.
- Почему в названии стихотворения стоит многоточие?
- Как можно играть с этим стихотворением?
(Продолжить наполнять тишину ночи звуками до бесконечности)
- Понаблюдайте, как осторожно, вкрадчиво наполняется ночь звуками, как постепенно эти
звуки усиливаются. Как это можно передать при чтении стихотворения?
б) Выразительное чтение стихотворения.
Стихотворение «Путешественник»
а) Самостоятельное чтение стихотворения.
- Увидит ли когда-нибудь Тарасик острова?
- А отправится ли в новое плавание?
- Что говорит об этом автор? Что думаете вы?
- Какие чувства вызывает у вас герой стихотворения? Вам его жаль, или вы ему завидуете?
Почему?
б) Выразительное чтение стихотворения.
- Работа с текстами после чтения.
с. 183 вопросы 2, 5.
Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.
IV. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое стихотворение из представленного творчества Н.Матвеевой вам понравилось больше?
Почему?
- А захотелось ли вам прочитать другие стихи этой поэтессы?
V. Домашнее задание.
с.178 – 182 выр. читать, урок 122 (т.) – выполнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.
Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.Конспект урока - исследования по литературному чтению.Тема урока ,,Русская народная сказка ,,Сивка- б...
Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".
Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...
Конспект урока литературного чтения "С.Козлов "Лисичка", 4 класс, ПНШ
Конспект урока чтения...