Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Будкина Алла Юрьевна

 Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.

Конспект урока - исследования по литературному чтению.

Тема урока ,,Русская народная сказка  ,,Сивка- бурка ‘’.

 

Цель:   обобщить знания детей по теме ,,Волшебная сказка’’.

Задачи:

1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы обрядов;

2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;

3) вызвать интерес к изучению сказок;

4) развивать фантазию, воображение;

5) формировать систему читательских умений.

       Оборудование урока: видеоклип ,,Сказки гуляют по свету’’, карточки с названием частей сказки, слайды из  презентации ,, Устное народное творчество’’, сравнительная таблица ( сравнение народной и литературной сказки) для каждого учащегося, кассета   с аудиозаписью сказки  ,,Сивка – бурка’’, карточки с заданиями для работы в парах, хрестоматия по литературе, волшебный клубок и волшебный сундучок, ,,шкала настроения’’.

       Методы обучения:  исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы. Использовались  здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sivka-burka.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №585 Кировского района

Санкт – Петербурга

Санкт –Петербург, проспект Дачный д. 3/4

Программа ,,Школа России’’

3 класс

Уровень образования: начальное общее образование

Конспект урока - исследования по литературному чтению

Тема урока ,,Русская народная сказка  ,,Сивка- бурка ‘’

.                                                                                                  Учитель начальных классов

                                                                                                    Будкина Алла Юрьевна.

Санкт-Петербург

2011 год

Цель:   обобщить знания детей по теме ,,Волшебная сказка’’.

Задачи: 

1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить                                  находить в сказке следы обрядов;

2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;

3) вызвать интерес к изучению сказок;

4) развивать фантазию, воображение;

5) формировать систему читательских умений.

       Оборудование урока: видеоклип ,,Сказки гуляют по свету’’, карточки с названием частей сказки, слайды из  презентации ,, Устное народное творчество’’, сравнительная таблица ( сравнение народной и литературной сказки) для каждого учащегося, кассета   с аудиозаписью сказки  ,,Сивка – бурка’’, карточки с заданиями для работы в парах, хрестоматия по литературе, волшебный клубок и волшебный сундучок, ,,шкала настроения’’.

       Методы обучения:  исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы. Использовались  здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

-смена видов деятельности;        

-динамическая пауза;

-игровой компонент;

-рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная,

в парах.

Во время урока использовалось слушание, обсуждение, сравнительный анализ таблицы, работа с планом,просмотр видеоклипа, редактирование текста, чтение по цепочке, выборочное чтение, обращалось внимание на выразительность чтения,     

  При подготовке к уроку ученики должны прочитать сказку ,, Сивка – бурка’’ в хрестоматии, найти в тексте сказочные выражения., по желанию подобрать  интересный материал о древних обрядах, связанных со сказками.

                 Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этап урока.

Содержание учебного материала,

деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

1.Вступи-тельная беседа.

-Как называется большой раздел, из которого мы читали произведения на последних уроках литературного чтения?

Слайд  1.

Что значит устное?

-Что значит народное?

-Что значит творчество?

-Какие произведения входят в этот раздел?

Слайд 2.

-Какие произведения из этого раздела читаем сейчас?

-Устное народное творчество

-Передается из уст в уста.

-Придумал сам народ.

От слова ,,творить’’, ,,создавать’’

-Загадки, скороговорки, сказки, потешки, небылицы, считалки и т. д.

-Сказки.

2.Актуализация знаний о сказках.

-Посмотрите внимательно видеоклип и назовите сказки, герои которых встретились в этом клипе.

( См. приложение.)

-На какие 2 группы мы можем разделить все сказки?

Слайд 3.

-Чем они отличаются?

-Какие сказки мы читаем?

-Сказки какого народа?

-Какими жанрами ограничивается народная сказка?

Слайд 4.

Просмотр видеоклипа.

Белоснежка и 7 гномов.

Снежная королева.

Летучий корабль.

По щучьему велению.

Сивка-бурка.

Золушка.

Стойкий оловянный солдатик и т. д.

-Сказки литературные и народные.

Работа с таблицей.

Народная

Литературная.

1.Автор – народ.

1.Автор – конкретное лицо.

2.Существует в устной форме.

2.Создается в письменной форме.

3.Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

3.Внесение изменений не допускается.

4.Время создания определить невозможно.

4.Время создания сказки известно.

5.Народная сказка ограничивается определенным жанром:

-волшебная,

-бытовая,

-о животных.

5.Не ограничивается определенным жанром. Включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже  фантастику.

-Народные.

-Русского.

-Волшебная, бытовая, о животных. 

Физкультминутка.

Проводится под музыку песни ,,Сказки гуляют по свету’’ в исполнении В. Толкуновой.

3.Постанов-ка учебной задачи.

-Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем применять наши знания на практике.

-Наши последние сказки какого жанра?

-Что мы знаем об особенностях волшебных сказок?

-Какая это сказка?

-Волшебные.

-В ней должен быть зачин, должны быть волшебные предметы, троекратные повторы, борьба добра и зла, концовка.

-Сивка-бурка.

4.Анализ сказки.

1) –Давайте докажем, что это сказка.

-По каким признакам это можно определить?

Слайд 5.

-Есть ли в нашей сказке зачин?

-Какие еще зачины бывают?

Слайд 6.

-Есть ли концовка?

-Какие еще концовки бывают?

Слайд 7.

-Есть ли троекратные повторы?

-Дома вы должны были в тексте найти сказочные слова и выражения.

2) Давайте посмотрим, чему вы научились!

-Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником в устойчивых сказочных выражениях, используя редакторские знаки.

(См. приложение.)

3) Работа над элементами сюжета.

-Давайте еще раз обратимся к таблице. Прочитайте п.3 в столбце о народной сказке.

-Случалось ли вам читать разные варианты одной и той же сказки?

-Послушайте один из вариантов того, как начинается сказка ,,Сивка-бурка’’.

-А теперь сравним с тем, как начинается сказка в хрестоматии.

-Попробуем прочитать так же, с той же интонацией, как сказительница при прослушивании  аудиокассеты.

-Ведь сказки не рассказывают, а сказывают!

-В чем разница?

-Какой вариант больше нравится и почему?

4)Установление связи с обрядами.

-Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем про старинные обряды, связанные со сказками.

-Что еще интересного смогли найти?

-Разбирая предыдущие сказки, мы выяснили, как  строится волшебная сказка, из каких элементов состоит?

-Какой пункт плана соответствует эпизоду, который сейчас прочитали?

-Кто же оказался настоящим героем?

-Для чего он прошел испытания?

-С каким древним обрядом это связано?

-Отправляется ли на это испытание  наш герой?

-А как же он приобретает волшебную силу?

-Можно ли сказать, что Сивка – бурка – герой-помощник?

-А как его назовем?

-Волшебный помощник здесь нужен, ведь это один из способов приобщения к потустороннему миру. Он состоит в том, чтобы разыграть поглощение человека животным.

-В каких еще сказках встречались с волшебными помощниками?

-Итак, Иван прошел испытания и

обрел волшебную силу. Поэтому только он смог выполнить условия царя. Какое?

-Смог ли он сразу жениться?

-Как усложняется сюжет?

-Узнали ли Ивана братья?

-Почему они смеялись над Иваном?

-Согласны ли вы с мнением братьев?

-Какие еще вопросы вы хотели бы задать своим товарищам?

-Какие лучшие черты характера человека вложил народ в образ Ивана-главного героя сказки?

Ответы детей на основе знаний, полученных на предыдущих уроках.

Выборочное чтение.

-Жил-был старик…

Ответы детей из личного опыта.

-Веселым пирком да за свадебку.

Ответы детей из личного опыта.

3 раза герой ходил на могилу отца.

Выборочное чтение.

-Станешь куда какой молодец!

-Терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах.

-Поцеловал Несравненную Красоту в сахарные уста.

-Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.

Работа в парах по карточкам.

1.В тридесятом царстве, в некотором государстве жил-был царь.

2.И сказал Иван-царевич: Избушка- избушка, встань к лесу передом, а ко мне задом.

3.Скоро дело делается, не скоро сказка сказывается.

-Каждая сказка встречается в нескольких вариантах.

Ответы детей из личного опыта.

Прослушивание  аудиокассеты.

Работа над выразительностью чтения.

Обсуждение мнений учащихся.

-Знаем про обряд инициации- посвящение в мужчины. Юноша должен заручиться поддержкой предков, получить от них магическую силу, чтобы ему стала подвластна природа. А для этого он должен побывать в потустороннем мире у предков. В сказках это тридесятое царство.

Заслушиваются выступления учащихся, нашедших интересный дополнительный материал об обрядах.

На доске карточки с названием частей сказки.

1.Исходная ситуация.

2.Запрет.

4.Беда.

5.Уход героя из дома из дома.

6.Испытание героя.

7.Встреча с Бабой-ягой.

8.Встреча с героем-помощником.

9.Преследование.

10.Возвращение домой.

11Свадьба.

-Испытание героя.

-Иван, т.к. он прошел испытания.

-Чтобы получить право жениться.

-С обрядом инициации.

-Нет.

Выборочное чтение эпизода.

-Нет.

-Волшебный помощник.

-

,,Крошечка-хаврошечка’’, ,,Кобылья голова.’’

Выборочное чтение.

Нет.

-Царевна наложила знак. Это тоже древний обряд. Каждый род имел свой знак.

 

  Заслушиваются и обсуждаются  разные мнения детей.

    Задаются вопросы и обсуждаются ответы.

-Выносливость, доброта, стремление к красоте, скромность.

5.Итог урока.

6.Домашнее

задание.

7 Рефлексия.

-Кому было интересно читать и обсуждать сказку с новым сюжетом?

-Кто стал лучше понимать волшебные сказки и задумываться над поступками героев?

-Какие уроки вы получили, читая русские народные сказки?

-В чем основной смысл народных сказок? Поможет нам ответить на этот вопрос волшебный клубок.

Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам.

 Попробовать придумать свою волшебную сказку.

Слайд 8.

Кому было интересно на уроке?

-Что особенно понравилось?

-Когда было трудно?

-Кому хотели бы сказать спасибо?

-Закрасьте первый квадратик цветом, соответствующим вашему настроению в начале урока, а второй в соответствии с вашим настроением в конце урока.

Запись на доске:

,,Сказка- ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам – урок..’’

Ответы детей.

 Обсуждение приобретенного опыта.

Волшебный клубок катится и приводит нас к сундучку. Дети находят сундук. В сундуке сердце, внутри которого свиток со словами: ,Победа добра над злом .‘’

Слайд 9.

У учащихся полоска из 2 квадратиков. Это «шкала настроения».

Рекомендации по подготовке и проведению урока.

На уроках, предшествующих  данному, учащиеся уже знакомились  с волшебными сказками. При их проведении необходимо обратить особое внимание на структуру сказок. Если этот материал отработан, то дети легко сориентируются в особенностях  волшебной сказки с новым сюжетом.

Учителю необходимо перед уроком проверить и отредактировать материалы о древних обрядах, которые подобрали учащиеся к уроку, чтобы их содержание было доступно для восприятия учениками 3 класса.

Дети должны уметь работать с редакторскими знаками.

Учитель должен быть готов к неожиданным вопросам и нестандартным суждениям детей.

Анализ результативности деятельности на уроке.

Урок характеризовался высоким темпом работы. В течение его происходила поэтапная актуализация знаний, применение их как в стандартной ситуации, так и в ситуации, требующей творческого подхода. Урок оказался очень эмоциональным и интересным! Ребята с увлечением анализировали сказку, задавали неожиданные вопросы, высказывали и доказывали свое мнение о поступках героев.

  При сочинении дома своего произведения  практически никто не сделал ошибок в структуре волшебной сказки. Сказки получились интересными!                                                      

 Примеры детских работ.

        

На уроке присутствовали родители учеников.      

                                                 

                                             Прилож

                                                                  Приложение

1.Откуда возникли сказки? 

Сказки создавались в глубокой древности, когда писать люди не умели. Они хранились

лишь в народной памяти и, созданные несколько тысяч лет назад, были впервые записаны только лет 200-300 назад.

Много тысяч лет назад , при родовом строе, когда люди еще жили племенами, они очень сильно зависели от природы. Человек не верил в собственные силы, казалось, что стрела летит в цель не потому, что охотник метко стреляет, а потому, что она заколдована. Поэтому для древнего человека было чрезвычайно важно получить власть над предметами, над природными силами. Наблюдая за природой, за тем, как деревья теряют листву, а затем снова возрождаются к жизни, люди думали, что ничто в мире не умирает, не исчезает бесследно. НЕ умирают и люди , они лишь переходят жить в иной , потусторонний мир, и , попадая в этот мир, они приобретают магическую силу, они могут оказать помощь своему племени.

В эти времена существовал обряд инициации - обряд посвящения в мужчины. Юноша, достигший брачного возраста, должен был пройти суровое  испытание, чтобы получить право жениться и стать полноправным членом племени. Суть этого обряда сводилась к тому, чтобы юноша заручился поддержкой предков, получить от них магическую силу, чтобы ему стала подвластна природа. А для этого он должен был побывать в потустороннем мире у предков. Но ведь человек не может умереть на время, а потом опять вернуться к жизни. Поэтому в обряде имитировалась временная смерть – путешествие в царство мертвых.

В это время люди часто погибали во время охоты, поэтому и один из способов приобщения к потустороннему миру состоял в том, что разыгрывалось поглощение человека животным, но не настоящим. Животное, его чрево имитировалось – то есть строилось специальное сооружение, напоминающее животное, в этом помещении происходил обряд. Вспомните избушку бабы-яги, как она выглядит? У нее нет окон и дверей, зато она стоит на курьих ножках. Обряд был окружен тайной, проводился он в лесу, специальными людьми. Обычные члены племени не только не допускались к месту обряда, но и не должны были знать, что там происходит. Отец юноши отводил его в лес и оставлял там. Проводили обряд женщины, представительницы того племени, из которого юноша брал себе жену. В сказке, в избушке на курьих ножках живет баба-яга. Испытания, которым подвергался юноша, были очень жестокими. Если он выдерживал, то возвращался в племя и мог жениться. Шло время, люди убеждались в том, что не магия, а их труд способствует удачной охоте и хорошему урожаю. Постепенно их вера в необходимость обряда ослабевала, и обряд перестали проводить. Осталось воспоминание о нем. Рассказы передавались из уст в уста, обрастая новыми деталями и подробностями. Так возникли волшебные сказки.

2)Редакторские знаки:

^-вставить пропущенное слово;

- - - заменить слово;

1234- изменить порядок слов.                                        Литература

1.Берюхова Е.К. Видеоклип ,,Сказки гуляют по свету.’’ viki.ruhttp://video.mail.ru/mail/igordeeva/1885/1897.html

2.  Воюшина М.П. Хрестоматия по литературе для 3 класса четырехлетней начальной           школы. СПб.:,,Папирус’’, 2003.

3.Воюшина М.П. Методические рекомендации к урокам литературы во2 классе. СПб.:,,Папирус’’, 1998.

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. Т.В.Игнатьева, Л.Е.Тарасова.- М.: Издательство ,,Экзамен’’, 2010.

5.Нечаева Т.И. Презентация ,,Устное народное творчество’’. ’’www.viki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».

Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы

Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе.  Урок чтения...

Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы

Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе.  Урок чтения...

конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...


 

Комментарии

Дунаевская Ирина Александровна

Уважаемая Алла Юрьевна! Спасибо Вам за творчество, энергию, стиль! Замечательные материалы!