конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Куадже Зурет Муратовна

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;  воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре.

 

Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев  сказки.                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_chteniya_skazka_o_tsare_saltane.zip2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе

Автор: Куадже  Зурет Муратовна, учитель начальных классов                         МАОУ СОШ № 11 г. Туапсе, Краснодарского края

Класс:    3 «А»

Дата проведения:  19.04.2013

Тема  урока: А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане…" (Закрепление)

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;  воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре.

Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев  сказки.                            

Оборудование: комплект УМК «Перспективная начальная школа» хрестоматия по литературному чтению3 класс (авт. О. В. Малаховская издательство Академкнига/Учебник);толковые словари Ожегова; портрет А.С. Пушкина; цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», «Сказка -  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».  

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, фонограммы «Прялица», «В гостях у сказки»,  фонограмма отрывка из оперы  Н.А. Римского Корсакова  «Три чуда».

Выставка книг А.С. Пушкина, реквизиты и костюмы для инсценировки; аудио- и видеоматериалы к уроку; чистоговорка для артикуляционной гимнастики, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, толковые словари, план для характеристики героев.

Эпиграф к уроку

«Что за прелесть эти сказки!

                                                  Каждая есть поэма»
                                                   А. С. Пушкин

Ход урока:

1. Организация класса.                                                                 (Слайд 1)

- Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха.

2.Мотивация учебной деятельности.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...)
- Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? 
(Внимательность, активность, старательность...)

  - Работать будем по группам.

Повторение правил работы в группах.

 - Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно)

3. Постановка учебной задачи и темы урока.

- Ребята, из  какой  сказки  эти  иллюстрации?           (Слайд 2)

- Кто написал эту сказку?

- Кто знает полное название сказки?

- Давайте прочитаем  чистоговорку  и  узнаем, чем мы будем заниматься на уроке.

Артикуляционная гимнастика(Слайд 3)

Ок-ок-ок –   начинаем наш урок

Ать-ать-ать – будем сказку Пушкина  читать

Ять-ять-ять –  план картинный  применять

Ость-ость-ость -  развивать выразительность

Ев-ев-ев – охарактеризуем любимых  героев

Ра-ра-ра – получить урок добра.

- У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе.Чем больше орешков вы соберёте, тем выше отметку в  конце урока  заработаете.

4. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта. (Слайды  4-8)

Вопросы викторины:

- Где  и когда родился А.С. Пушкин?

- Как звали  мать поэта? Отца?

- На каком языке говорили в семье Пушкина?

- Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?

- От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

- Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9)

5. Проверка домашнего задания.

- Первая  группа  ребят  подготовила  рисунки к сказкам  А.С. Пушкина. Представьте свои работы.

Презентация детских работ. (Первая  группа)

- Обратите  внимание, какие замечательные  иллюстрации делали художники к сказкам  А.С. Пушкина.                            (Слайды 10-12)

- Вторая  группа ребят   подготовила  инсценировку отрывка  из  сказки.

Звучит фонограмма «Прялица»(Слайд 13 - 14)

- Третья группа прочитайте  выразительно четвёртую часть в хрестоматии с.  115.

- При чтении сказки дома вы незнакомые слова обнаружили?

- Где вы нашли объяснение слов? Какие это слова?

- Четвертая  группа   объясните значения слов с помощью «Толкового словаря»:                                 (Слайд 15)

Средь зыбей

Клёв  –

Град  –

Вдовица –

Снурок -

Чародей -

Пятая группа составляла картинный план к «Сказке о царе  Салтане…»

-Не забудьте оценить свою работу, орешки на столах у вас.

6.Продолжение работы над сказкой. (Исследовательская работа)

 (Слайд 16)

- Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.

Выборочное чтение.  Работа по учебнику.

  1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 110)
  2. Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?(с.111)
  3. Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка с. 112)
  4. Кого родила царица?(с.112)
  5. Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.112)
  6. Какое указание дал гонцу царь?(с.113)
  7. На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?(с.113)
  8. О чём просило дитя волну?(с.114)
  9. Царевич, сделав лук, пошёл к морю.  Кого он увидел?(с.115)
  10. Что обещала лебедь царевичу?(с.116)
  11. Как стали величать  Гвидона  в  новом городе? (с.117)

7.Физ. минутка                                                                              (Слайд 17)

(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

  - Изобразите волны, набегающие на берег.

 - Летящую царевну Лебедь

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря.

 -Кто из вас знает, что за музыка звучала?

- Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».

А написал её  русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта.

- Многие художники - иллюстраторы изображали сказочных героев. Перед вами репродукция картины русского художника М. А. Врубеля  «Царевна Лебедь».

8. Продолжение работы над сказкой. Характеристика героев.

- А теперь продолжим работу над сказкой.

 Мы  выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем словами по плану. Прочитайте  план.

            План характеристики героев.                             (Слайд 18)

  1. Имя героя. Опишите  его внешность и характер.
  2. Действия и поступки, совершаемые героем.
  3. Отношение автора к герою.
  4. Ваше отношение к герою.

- Выберите по желанию одного из  героев  сказки  и  составьте характеристику.

Договоритесь между собой  и  выполните работу.

Дети выступают по группам.

9. Обобщение.

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Сам  А.С. Пушкин о своих сказках  говорил так:                      (Слайд 19)

«Сказка -  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

                                                                                                  (А.С. Пушкин)

- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?

 (доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .

10. Оценка работы детей.

- Давайте заглянем в  наши ларцы знаний…

Тем ребятам, кто активно работал и  набрал  4 и  более  орешков, оценка «5», а  тем, кто  набрал  мало  орешков,  предоставляется  возможность отличиться на следующем уроке.

11. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок сказки

А.С. Пушкина наизусть.                       (Слайд 20)

- Думал  ли  А.С.Пушкин  в  1831 году,  когда   писал  сказку,  что   дети

3 «А» класса с удовольствием и интересом  будут читать её в XXI веке?!  И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок.

12. Рефлексия.

- Закончить хочу урок словами стихотворения...                      (Слайд 21)

(Звучит фонограмма музыки)

            К нам приходят пушкинские сказки,

            Яркие и добрые, как сны.

            Сыплются слова, слова — алмазы

            На вечерний бархат тишины.

            Шелестят волшебные страницы,

            Всё скорей нам хочется узнать.

            Вздрагивают детские ресницы,

            Верят в чудо детские глаза!

            Даже если мы уже не дети,

            В тридцать, сорок или шестьдесят.

            Убегаем мы порою в детство,

            Убегаем к Пушкину опять!

            Убегаем в буйство свежих красок,

            В торжество добра над тёмным злом.

            Убегаем в пушкинские сказки,
           Чтоб добрей и лучше стать потом!

 - Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.

 Урок окончен! Всем спасибо!                       (Слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».

Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы

Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе.  Урок чтения...

Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы

Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе.  Урок чтения...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...