Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Наталья Блохина

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».

Цель:  познакомить  с  темой  раздела,  с   произведениями раздела: А.С.Пушкина, Р.С.Сефа и В.Лунина, развивать навыки выразительного чтения, памяти, внимания, воображения; прививать интерес к литературе.

Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на  чтение  про  себя;  воспринимать на слух художественное произведение.

 

Предметные результаты:

  • познакомить обучающихся с произведениями раздела «Я фантазирую и мечтаю»;
  • учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;
  • формулировать простые выводы, основываясь на содержании услышанных произведений;
  • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения (читать вслух, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных текстов);
  • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста).

 

Формируемые УУД:

Личностные результаты:

  • осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.
  • совершенствование умения готовить своё выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
  • учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом и с учителем.

Регулятивные УУД:

  • формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план последовательность действий.
  • умение прогнозировать содержание по названию произведения;
  • умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
  • умение определять основную мысль.

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
  • развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствование умений определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Ивантеевка Московской области «Гимназия №3»

_________________

Открытый урок

в рамках методической работы кафедры учителей начальных классов

Предмет: Литературное чтение на родном  языке.

Класс: 1Д

Дата: 27 октября  2021 г.

          Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо»,  

           В.В.Лунин «Я видела чудо».

          Подготовила и провела

          учитель начальных классов высшей квалификационной категории  

          Блохина Наталья  Юрьевна

https://myslide.ru/documents_7/a06db64483125b961d4c3a15c5040dae/img13.jpg

2021-2022 учебный год

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».

Цель:  познакомить  с  темой  раздела,  с   произведениями раздела: А.С.Пушкина, Р.С.Сефа и В.Лунина, развивать навыки выразительного чтения, памяти, внимания, воображения; прививать интерес к литературе.

Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на  чтение  про  себя;  воспринимать на слух художественное произведение.

Предметные результаты:

  • познакомить обучающихся с произведениями раздела «Я фантазирую и мечтаю»;
  • учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;
  • формулировать простые выводы, основываясь на содержании услышанных произведений;
  • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения (читать вслух, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных текстов);
  • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста).

Формируемые УУД:

Личностные результаты:

  • осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.
  • совершенствование умения готовить своё выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
  • учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом и с учителем.

Регулятивные УУД:

  • формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план последовательность действий.
  • умение прогнозировать содержание по названию произведения;
  • умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
  • умение определять основную мысль.

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
  • развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствование умений определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Технологии: игровая, ИКТ, интеграция (окружающий мир, ИЗО, музыка), личностно-ориентированная.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Основные понятия и определения:

Пейзаж, портрет, анималист, натюрморт, оглобли, хомут.

Оборудование: учебник, презентация.

Методы: учитывая особенности обучающихся 1 класса и особенности данного предмета, использовались приемы и методы работы на уроке:

объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

словесные методы: беседа, монолог, дискуссия, рассказ учителя и ученика, цитирование (строк  стихотворения)

наглядные:  презентация, демонстрационный материал.

работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя.

практические методы: подготовка сообщений, чтение стихотворений.

по источнику знания: репродуктивные, эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на вопросы;  учитель составляет систему вопросов, которые последовательно вели бы мысль учащихся к изучению нового материала на уроке).

План и хронометраж урока.

Этапы урока

Хронометраж

(в мин.)

1

Организационный момент. Мотивационный этап.

1

Психологический настрой обучающихся.

2

Фонетическая разминка. Составь слова.

4

3

Актуализация знаний и введение в тему урока.

5

Выступления обучающихся.

4

Подготовка обучающихся к восприятию материала.

5

Чтение стихотворения учителем.

5

Словарная работа

1

Физкультминутка

1

6

Самоопределение к деятельности.

2

Постановка темы и цели урока.

7

Включение в систему знаний и умений.

5

Первичное знакомство с  произведением: прослушивание, чтение и первичный анализ  стихотворения.

8

Работа по теме урока.

5

Первичное знакомство с  произведением: слушание, чтение и первичный анализ  стихотворения.

9

Работа по теме урока.

5

Первичное знакомство с  произведением: прослушивание, чтение и первичный анализ  стихотворения.

10

Итог урока. Рефлексия.

1

Итого

35 мин

Оформление доски

Основные понятия

27 октября.

Что такое чудо?

Ты веришь в чудеса?

экран

Ход урока:

Название слайда

Содержание урока

1

Титульный лист

I. Мотивационный этап.  

«Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу дружок!»

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, подарите им частичку своего тепла.

- Я верю в вас, надеюсь, на вас и точно знаю, что у нас все получится.

На меня все  посмотрели

И тихонечко все сели.

2

Речевая разминка

II. Фонетическая зарядка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- А для этого как всегда  выполним  мозговую зарядку.

Чистоговорки:  

Са-са-са - Соня идет в сад,
Cа-са-са - в саду оса,
Со-со-со - оса пьет сок,
Су-су-су - Соня видит осу,
Сы-сы-сы - у осы усы,
Сы-сы-сы - в саду нет осы.

3

Картинная галерея 

Натюрморт

III. Актуализация знаний и введение в тему урока.

Происходят в этом мире постоянно чудеса!

Ну а что такое чудо?  Кто сумеет рассказать?

Чудо расчудесное! Людям неизвестное!

Как же чудо происходит? И откуда к нам приходит?

- Чтобы продолжить знакомство с чудесами литературы, я предлагаю нам совершить небольшую экскурсию в картинную галерею. Но прежде, скажите, а знаете ли вы, что такое картинная галерея?

Картинная галерея — специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения. Чтобы интереснее было путешествовать, нам помогут ребята из нашего класса.

– В первом зале вам представлены картины известных художников. Ребята попробуйте определить, к какому жанру живописи они относятся?

https://urok.1sept.ru/articles/627015/f_clip_image003.gif

Если видишь на картине, чудо-вазу на столе
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем
Стоит множество посуды, и стеклянной и простой
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А еще и так бывает нарисована там дичь.
В завершении положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт
И поэтому картина назовётся 
натюрморт.

Натюрмо́рт (фр. nature morte — мёртвая природа) — жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра».

Портрет

- Прошу вас пройти в следующий зал. Посмотрите на картины, и подумайте, какой жанр представлен в этом зале?

https://urok.1sept.ru/articles/627015/f_clip_image005.gif

Если видим на картине, чей-то профиль иль анфас.
Или, может быть задорный и весёлый, чей-то глаз.
Может грустный или смелый, может добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, папа или мама, может дедушка и я
Нарисована в картине, может вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет.
Что красивая картина называется 
портрет.

Портрет — это один из жанров изобразительного искусства. На портретах художники изображают конкретного человека или группу людей. Слово пришло из французского языка, в котором оно означает «воспроизводить что-либо точно». Мастера портрета стремятся передать не только внешний облик человека, но и его характер и настроение.

Анималист

- Определите, какой жанр живописи представлен в этом зале? (анимализм – изображение животных)

https://urok.1sept.ru/articles/627015/f_clip_image007.gif

Я пишу сейчас с натуры,
Под кустами мокнут куры
И лохматый пес Барбос, спрятал в будку мокрый нос.
Я друзья не портретист, а художник
 анималист.

Анималист - художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных.

Пейзаж

– Продолжаем нашу экскурсию и направляемся в следующий зал. К какому жанру относятся остальные картины?

https://urok.1sept.ru/articles/627015/f_clip_image009.gif

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется 
пейзаж.

Пейза́ж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

- Казалось бы, обыденные предметы, могут стать настоящим чудом или даже шедевром, которым восхищались и восхищаются миллионы людей. Это ли не чудо?

4

IV. Подготовка обучающихся к восприятию материала.

Объясните мне немного, 
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.

Если семечко живое
Посадить и поливать -
Будет дерево большое,
Надо только подождать!

После дождика возможно,
Вот так чудо из чудес,
Видно радугу - дорожку
Аж до Солнца и небес.

Ночью, чудная минута -
Месяц вышел, лунный принц,
Словно огонек салюта,
Звездочка упала вниз.

А недавно мне приснился
Добрый и волшебный сон.
Как же тут не удивиться?
Ведь сегодня сбылся он!

Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!

- А вы верите в чудеса?

- Что вы понимаете под словом чудо?

- Были ли  в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?

5

Словарная работа

V. Словарная работа.

- Если обратиться к словарям. То мы узнаем значение слова  «чудо».

Чудо – необычайная вещь, случай или явление. Что-либо едва сбыточное.

                                                                                               В. И. Даль

В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.

Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

                                                                                             С.И. Ожегов

Физкультминутка 

Руки  в  стороны  поставим,

Правой  левую  достанем.

А  потом – наоборот:

Будет  вправо  поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись  ещё  разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки  выше, плечи  шире!

Опускаем  руки  вниз

И  за  парты  вновь  садись.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7682967181714278443&text=%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C+%C2%AB%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%82+%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0%C2%BB&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F2607986364059467957

6

VI. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели вы можете поставить перед собой на уроке?

- Где мы можем встретить чудеса в нашей жизни?

- Чудеса мы можем встретить везде, в том числе и в сказках.

- Вспомните сказки о добрых чудесах.  («Золушка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Иван –царевич и серый волк», «Дикие лебеди» и др.)

- Назовите героев, которые совершают добрые чудеса в сказках. (Фея, Василиса Премудрая, Емеля, Элиза и др.)

- Так вот откройте учебники на стр. 68. И прочитайте название темы раздела, который мы начнём изучать сегодня. («Я фантазирую и мечтаю»).

7

Портрет

А.С.Пушкина

Сказки Пушкина

VII. Включение в систему знаний и умений.

- Прочитайте имя автора на стр. 68. (Александр Сергеевич Пушкин)

- Известно ли вам это имя?

В детстве Александр Сергеевич Пушкин проводил много времени со своей любимой  няней — Ариной Родионовной. Она рассказывала маленькому Саше интересные сказки, тем самым привила ему любовь к литературе. Пушкин рано научился писать и читать. В их доме было очень много книг. И чтение стало любимым занятием Пушкина с самого детства. Он написал много красивых стихов, поэм и сказок. Он стал величайшим русским поэтом. Его стихи известны по всему миру.

- С какими произведениями А.С. Пушкина вы знакомы?

- Послушайте отрывок из сказки, назовите её, если узнаете. (Ответы детей.)

- О каком чуде говорится в этой сказке? (Рыбка разговаривала).

- О каких ещё чудесах приходилось вам читать?

- Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из сказки.

8

Выставка книг

Портрет

Р.Сеф

VIII. Работа по теме урока.

-  Мы продолжаем знакомство с произведениями раздела «Я фантазирую и мечтаю». Рассмотрите нашу выставку книг. Какие из них  вам знакомы? Написал эти произведения Роман Семёнович Сеф.  Роальд Семенович Фаермарк – детский писатель, поэт, прозаик, переводчик, драматург. Сеф – псевдоним отца автора этой книги, Семена Ефимовича Фаермарка. Псевдоним – имя, используемое человеком вместо настоящего.

Я предлагаю вам прослушать одно из его стихотворений.

Прослушивание стихотворения «Чудо».

– Какое чудо описывает автор?

– Какие чувства вызвало произведение?

– Почему автор называет увиденное просто чудо?

– А почему это удивительное чудо?

- Каким настроением проникнуто стихотворение, какими чувствами оно наполнено? (Восторженное удивление, сожаление, призыв, тайна, открытие).

 – Какими близкими по значению словами можно заменить слова:
Возле – рядом;
Сквозь – через.

- Попробуйте передать это в своем чтении стихотворения. Помните: выразительно прочитать стихотворение - это значит не только передать его смысл, но и все разнообразие интонаций, эмоций.

- Какой вы представляли ее? (Маленькой, хрупкой, тоненькой, беззащитной, крохотным росточком - всего несколько листочков)

-  А почему именно такой вы увидели березку? Какое слово в стихотворении подсказало вам именно такой образ? (Слово "пробивается")

 - Объясните его значение: "Сквозь асфальт на перекрестке пробивается березка".  (Пробивается - значит, прорастает с трудом, прилагает огромные усилия, борется с тяжестью асфальта)

9

Портрет

В.Лунина

Оглобля

хомут

IX.  Работа по теме урока.

-  Откройте учебники на стр. 70, прочитайте название стихотворения, которое мы будем сегодня изучать. («Я видела чудо»)

- Кто его написал? (Виктор Владимирович Лунин)

- Подумайте, о чём может быть стихотворение с таким названием? Может быть, иллюстрация вам поможет? (Предположения детей.)

- Послушайте стихотворение. (Читает учитель.)

- Какие слова были непонятны вам в тексте?

Оглобля – длинный брус, который крепится одним концом к оси колеса телеги, а другим – к дуге и хомуту лошади.

Хомут – в упряжи надеваемый на шею лошади округлый деревянный осто́в с мягким валиком на внутренней стороне.

- Можете ли вы определить, кто герой этого стихотворения – взрослый или ребёнок? (Это девочка, так как в стихотворении есть строчки: «Я видела чудо! Я чудо видала!» Так восхищаться лошадкой может только ребёнок.)

- О чём это стихотворение?

- Как вы считаете, это действительно может быть чудом? (Да, это чудо, так как девочка впервые увидела живую лошадку.)

Прочитайте  текст  самостоятельно.  Подумайте,  почему в нём восемь восклицательных знаков. (Дети самостоятельно читают стихотворение, затем говорят, что каждое из этих предложений выражает чувство восхищения.)

- Прочитайте эти предложения с правильной интонацией.

- Поделитесь своими мыслями о стихотворении.

- Какое настроение автора вы почувствовали (радостное, грустное, спокойное, печальное, изумление, страх, стыд, любовь).

10

Рефлексия.

Подведение итогов

X. Итог урока. Рефлексия

-  С какими произведениями мы познакомились на уроке?
- О чем они? Что в них общего?
- Какое чудо описал Р. Сеф в своем стихотворении, а В. Лунин в своем?

- Какое настроение создают эти произведения?

-Сегодня на уроке мы говорили с вами о чуде, обыкновенном чуде, которое происходит рядом с нами, но чтобы его увидеть, нужно уметь удивляться самым обычным вещам, любить мир, который нас окружает, и делать его светлее, добрее, чудеснее.

- Тренируемся дома читать эти удивительные стихи, а при желании выучить наизусть понравившееся стихотворение.

Использованные источники, электронные ресурсы

  1. https://infourok.ru/prezenaciya-r-s-sef-chudo-v-v-lunin-ya-videla-chudo-5182367.html
  2. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7682967181714278443&text=%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C+%C2%AB%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%82+%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0%C2%BB&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F2607986364059467957
  3. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/chudiesavokrughnasrsiefchudobzakhodiergdiepostavitzapiatuiuabartochudonaurokie
  4. С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению на родном языке к УМК О.М.Александровой, 1 класс, Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. Дети знакомились с нравственными...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина;           показать яркость языка произведений и многоплановость творчества...

Урок литературного чтения на родном языке (русском). Тема "Времена года на Севере в рассказах Ф.А. Абрамова

Формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф.А. Абрамова...

Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видел чудо»

Презентация по литературному чтению на родном русском языке, 1 класс . Автор: Александрова...

урок литературного чтения для 2 класса. Тема урока : "А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика героев".

Урок литературного чтения для 2 класса. УМК "Перспектива".   Цель урока: формировать умение создавать образы героев, развитие умения анализировать образы героев, аргументируя свой ...

Открытый урок литературного чтения в 3 классе на тему А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»"

УМК « Школа России »Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»Цель урока:  продолж...