урок литературного чтения для 2 класса. Тема урока : "А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика героев".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чашева Зоя Викторовна

Урок литературного чтения для 2 класса. УМК "Перспектива".   Цель урока: формировать умение создавать образы героев, развитие умения анализировать образы героев, аргументируя свой ответ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»

 

 

Урок по литературному чтению

2 класс

 

 

А.С. Пушкин

« Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа над образами героев сказки.

 

 

 

 

 

Провела:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Чашева Зоя Викторовна

Йошкар-Ола

2023 

 

 

Номер урока по теме: 2

УМК «Перспектива»

Цель урока: формирование  умения  создавать образы  героев сказки и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Задачи урока:    -развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;

    -развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;

    -воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

 Формируемые УУД: Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Ход урока:

  1. Организационный момент.   

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас.

2.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

- Почему А.С.Пушкина  называем «солнцем русской поэзии?

- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Перечислите?

- Какую сказку вы готовили к сегодняшнему уроку?

- Приведите доказательства того, что  произведение написано в жанре сказки.

Анализ  «скозочных»  примет : зачин, троекратный повтор, «Сказочные числа», волшебный герой, волшебные события, положительные и отрицательные герои, добро и справедливость побеждает зло и алчность.

  1. Словарная работа.

Произведение «Сказка о рыбаке и рыбке»  было написано в начале 19 века.

Поэтому, вам встретилось несколько слов-архаизмов. Вспомним их значение:

невод, землянка, столбовая дворянка, чёрная крестьянка, кичка, маковка, парча, душегрейка, взашеи затолкали, молвить, воротился, на посылках.

( на иллюстрациях к сказке  желательно найти некоторые из перечисленных предметов)

  1. Проверка знания и понимания содержания сказки.

- Вашему вниманию предлагается таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Каждый из вас, может выбрать вопрос. Тонкий вопрос предполагает  односложный ответ, возможен ответ- цитата   из сказки. «Толстый» вопрос предполагает развёрнутый ответ.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько лет жили  в землянке старик и старуха?

Кого из героев сказки ты считаешь положительными героями, кого – отрицательными? Почему?

Сколько раз старик ходил к морю?

Почему рыбка каждый раз не показывала своего недовольства, а исполняла  просьбы старика?

Чем занимался старик?

Какие качества характера мы видим у старика? у старухи?

Чем занималась старуха?

В сказках часто природа показывает свое отношение к героям, событиям. Что в этой сказке показывает  своё отношение к происходящему? (море)

Как старуха называла старика. браня его?

Можно ли рыбку назвать доброй, справедливой? Почему?

Кем каждый раз хотела стать старуха?

Найдите и прочитайте строки из сказки, подходящие к каждой иллюстрации.

С чем осталась старуха в конце сказки?

Почему в последний раз рыбка ничего не сказала?

  1. Постановка цели урока:

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказкой А.С.Пушкина. Мы будем учиться характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним,  читать выразительно отрывки-диалоги сказки.

  1. Характеристика  героев  сказки.

Одной  из «Сказочных»  примет   является присутствие в сказке, положительных и отрицательных героев. Видим мы их и в этой сказке. А так-же, можно выделить героев- помощников, нейтральных героев ( чьё присутствие в сказке никак не влияет на ход событий).

Дети заполняют первую таблицы. Проводится проверка после каждого выполненного задания.

Герои сказки

Положительные             отрицательные         помощники      нейтральные

______________            _______________    ____________    ____________

  (старик)                              (старуха)                             (рыбка)              (стража, дворяне, бояре)

Но, следует отметить, что старика   хоть мы и считаем положительным героем, но ему не хватает самоуважения, силы характера)

старик

старуха

рыбка

Где живет?

Чем занимается?

Какие поступки совершает?

Как автор относится к герою?

Твоё отношение к герою.

 

Подчеркни  слова , описывающие характер старухи, красным цветом, а старика – синим:  мягкий,  злобный , властный, добрый,  грубый,  жадный, алчный, безвольный,  смиренный,  требовательный, неблагодарный,  безответный.

При выполнении этого задания  прочитайте выразительно диалоги:

-старика  и  старухи

- рыбки и старика.

Одним из неодушевлённых персонажей сказки является море. Характер моря постепенно меняется . Изобразим   характер море ( выполним рисунки)

   Море слегка разыгралось                                          помутилося синее море

  Не спокойно синее море                                          почернело синее море

На море чёрная буря

В связи с чем меняется характер моря? ( соедините каждый рисунок моря с просьбой старухи).

Изба               корыто             дворянка      царица             владычица морская

5. Работа с пословицами.

- На примере сказки объясним смысл пословиц ( задание 4 стр учебника 7)

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

-

А теперь вернемся к началу урока.  -Что значат слова А.С. Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».

- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

6.Итог урока. Рефлексия.

- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка?

 (Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.)

Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.»

Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор любима читателями.

Как вы думаете, в современности  встречаются ли такие же проблемы, как в этой сказке?

- А вы бы хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

7.Домашнее задание( выбрать одно или несколько из предложенных):

1) Написать сочинение «Если бы я поймал золотую рыбку…»

2) нарисовать  диафильм (5-7 кадров) к сказке

3) выполнить рисунок к сказке.

4) выучить наизусть фрагмент сказки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»

 

 

Урок по литературному чтению

2 класс

 

 

А.С. Пушкин

« Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа над образами героев сказки.

 

 

 

 

 

Провела:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Чашева Зоя Викторовна

Йошкар-Ола

2023 

 

 

Номер урока по теме: 2

УМК «Перспектива»

Цель урока: формирование  умения  создавать образы  героев сказки и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Задачи урока:    -развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;

    -развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;

    -воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

 Формируемые УУД: Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Ход урока:

  1. Организационный момент.   

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас.

2.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

- Почему А.С.Пушкина  называем «солнцем русской поэзии?

- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Перечислите?

- Какую сказку вы готовили к сегодняшнему уроку?

- Приведите доказательства того, что  произведение написано в жанре сказки.

Анализ  «скозочных»  примет : зачин, троекратный повтор, «Сказочные числа», волшебный герой, волшебные события, положительные и отрицательные герои, добро и справедливость побеждает зло и алчность.

  1. Словарная работа.

Произведение «Сказка о рыбаке и рыбке»  было написано в начале 19 века.

Поэтому, вам встретилось несколько слов-архаизмов. Вспомним их значение:

невод, землянка, столбовая дворянка, чёрная крестьянка, кичка, маковка, парча, душегрейка, взашеи затолкали, молвить, воротился, на посылках.

( на иллюстрациях к сказке  желательно найти некоторые из перечисленных предметов)

  1. Проверка знания и понимания содержания сказки.

- Вашему вниманию предлагается таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Каждый из вас, может выбрать вопрос. Тонкий вопрос предполагает  односложный ответ, возможен ответ- цитата   из сказки. «Толстый» вопрос предполагает развёрнутый ответ.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько лет жили  в землянке старик и старуха?

Кого из героев сказки ты считаешь положительными героями, кого – отрицательными? Почему?

Сколько раз старик ходил к морю?

Почему рыбка каждый раз не показывала своего недовольства, а исполняла  просьбы старика?

Чем занимался старик?

Какие качества характера мы видим у старика? у старухи?

Чем занималась старуха?

В сказках часто природа показывает свое отношение к героям, событиям. Что в этой сказке показывает  своё отношение к происходящему? (море)

Как старуха называла старика. браня его?

Можно ли рыбку назвать доброй, справедливой? Почему?

Кем каждый раз хотела стать старуха?

Найдите и прочитайте строки из сказки, подходящие к каждой иллюстрации.

С чем осталась старуха в конце сказки?

Почему в последний раз рыбка ничего не сказала?

  1. Постановка цели урока:

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказкой А.С.Пушкина. Мы будем учиться характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним,  читать выразительно отрывки-диалоги сказки.

  1. Характеристика  героев  сказки.

Одной  из «Сказочных»  примет   является присутствие в сказке, положительных и отрицательных героев. Видим мы их и в этой сказке. А так-же, можно выделить героев- помощников, нейтральных героев ( чьё присутствие в сказке никак не влияет на ход событий).

Дети заполняют первую таблицы. Проводится проверка после каждого выполненного задания.

Герои сказки

Положительные             отрицательные         помощники      нейтральные

______________            _______________    ____________    ____________

  (старик)                              (старуха)                             (рыбка)              (стража, дворяне, бояре)

Но, следует отметить, что старика   хоть мы и считаем положительным героем, но ему не хватает самоуважения, силы характера)

старик

старуха

рыбка

Где живет?

Чем занимается?

Какие поступки совершает?

Как автор относится к герою?

Твоё отношение к герою.

 

Подчеркни  слова , описывающие характер старухи, красным цветом, а старика – синим:  мягкий,  злобный , властный, добрый,  грубый,  жадный, алчный, безвольный,  смиренный,  требовательный, неблагодарный,  безответный.

При выполнении этого задания  прочитайте выразительно диалоги:

-старика  и  старухи

- рыбки и старика.

Одним из неодушевлённых персонажей сказки является море. Характер моря постепенно меняется . Изобразим   характер море ( выполним рисунки)

   Море слегка разыгралось                                          помутилося синее море

  Не спокойно синее море                                          почернело синее море

На море чёрная буря

В связи с чем меняется характер моря? ( соедините каждый рисунок моря с просьбой старухи).

Изба               корыто             дворянка      царица             владычица морская

5. Работа с пословицами.

- На примере сказки объясним смысл пословиц ( задание 4 стр учебника 7)

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

-

А теперь вернемся к началу урока.  -Что значат слова А.С. Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».

- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

6.Итог урока. Рефлексия.

- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка?

 (Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.)

Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.»

Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор любима читателями.

Как вы думаете, в современности  встречаются ли такие же проблемы, как в этой сказке?

- А вы бы хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

7.Домашнее задание( выбрать одно или несколько из предложенных):

1) Написать сочинение «Если бы я поймал золотую рыбку…»

2) нарисовать  диафильм (5-7 кадров) к сказке

3) выполнить рисунок к сказке.

4) выучить наизусть фрагмент сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок литературного чтения 1 класс тема "Творчество А.С. Пушкина"

На данном занятии учащиеся, отгадывают загадки, ребусы....

Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....

Урок литературного чтения, 1 класс, тема урока "Слово и предожение"

В данном документе конспект урока литературного чтения в первом классе. Тема урока "Слово и предложение". В конспекте преоставлены цель урока, задачи, планируемые результаты и сам ход урока....

Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»

Конспект  урока литературного чтения 2 классТема урока:  И.А. Бунин«Матери»...