Главные вкладки

    Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Побережнюк Елена Валерьевна

    Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

    Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу работы с текстом  выполняют задания  в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить  работу  таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

                Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.

    Групповые задания  выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски.  В конце урока сравниваются  и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Побережнюк Елена Валерьевна

    учитель начальных классов ЧОУ – СОШ «Новый путь» г.Армавир Краснодарский край

    Урок литературного чтения во 2 классе.

    Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

            Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

    Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

    Задачи урока:

    • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
    • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
    • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
    • реализовывать творческие способности школьников.

    Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

    • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
    • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
    • развитие навыков сотрудничества;
    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

    Оборудование:  выставка книг В.Ю. Драгунского,  учебник (Литературное чтение. 2 класс.  Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – стр.161 - 167 или текст рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», толковый словарь, карточки с заданиями,  декорации к инсценировке  ( стол, тарелка, ложка, шляпа).

    Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу все задания выполняют в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить  работу  таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

            Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.

    Групповые задания  выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски.  В конце урока сравниваются  и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.

    Ход урока.

    1. Вызов.

    - У В.Ю. Драгунского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Драгунского можно, взяв книги в библиотеке.

     - Сегодня мы с вами изучим рассказ В.Ю. Драгунского, который называется «Тайное становится явным».

     - Как вы думаете, а что такое тайна, тайное?

    Ответы детей.

     - Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

    Тайна  1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. 2.Неч.то скрываемое от других, известное не всем, секрет. 3. Скрытая причина чего-нибудь.

    Тайный – составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый.

     - О чём пойдёт речь в рассказе?

    Предположения детей.  

    Физкультурная разминка.

    1. Осмысление содержания:

    1.Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Тайное становится явным»: читает учитель или дети прослушивают аудиозапись.

    2. Работа с текстом.

     Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка.  Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

    Работа в группах.

    Каждая группа  повторно читает рассказ  В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

    Первая  группа – составляет (последовательно выстраивает)  план (карточки даны вразброс)

    - Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны!  Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

    План:                                                                                                  КАРТОЧКИ

    • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
    • Завтрак.
    • Предложение мамы.
    • Мучения с кашей и избавление от неё.
    • Возмущённый милиционер.
    • Пострадавший дяденька.

    Побережнюк Елена Валерьевна

    • Рассерженная мама.
    • Урок на всю жизнь.

    Вторая  группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. 

     - Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

    Опорные слова и словосочетания:                                                  КАРТОЧКИ

    Тайна

    Плохой поступок

    Наказание

    Нечестно

    Каша

    Кощей

    Кремль

    Царь-пушка

    Баночка с хреном

    Сахар  соль

    Кипяток

    Окно  улица

    Обидно

    Стыдно

    Мусоропровод

    Гадость

    Пострадавший

    Шляпа

    Каша на шляпе

    Рассердилась

    Почистить

    Правильно

    Запомним  

    Побережнюк Елена Валерьевна

    Вторая группа - придумывает вопросы к рассказу.

     - Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

    Предположительно возможные вопросы:

     - Что однажды услышал Денис от мамы?

     - Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

     - Почему Дениска не хотел есть кашу?

     - Как мама уговорила сына?

     - Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

     - Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

     - Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

     - Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

     - Как выглядел пострадавший дяденька?

     - Рассердилась мама на Дениса?

     - Какой урок получил Денис?

    Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.

     - Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке  ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» . Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то  из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.

    Режиссер.

    Действующие лица:

    Денис

    Мама

    Милиционер

    Пострадавший

    Ответственные  за декорации.

     - Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности.  Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно  человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

    3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

     - Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.

            У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию: 

    • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
    • вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
    • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно  дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.
    • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей  - первая, вторая и третья команды.

    Физкультурная разминка.

    1. Рефлексия:

    Анализ полученной информации.

     - Сегодня я узнал (а)…

     - Было интересно…

     - Было трудно….

     - Теперь я могу…

    Самооценка работы в группе:

            Вся работа полностью выполнена мною

            Я ничего не сделал (не сделала)

    Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.

     - Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?

    Домашнее задание:

     Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.

    Побережнюк Елена Валерьевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)

    На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание....

    Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

    Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

    Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

    Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....

    Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

    Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все ...

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

    Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе ОС "Школа России" В. Драгунский "Тайное становится явным"

    Настоящая разработка урока составлена с применением технологии продуктивного чтения. Соответствует требованиям ФГОС НОО....