Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Побережнюк Елена Валерьевна

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу работы с текстом  выполняют задания  в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить  работу  таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

            Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.

Групповые задания  выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски.  В конце урока сравниваются  и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Побережнюк Елена Валерьевна

учитель начальных классов ЧОУ – СОШ «Новый путь» г.Армавир Краснодарский край

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

        Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование:  выставка книг В.Ю. Драгунского,  учебник (Литературное чтение. 2 класс.  Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – стр.161 - 167 или текст рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», толковый словарь, карточки с заданиями,  декорации к инсценировке  ( стол, тарелка, ложка, шляпа).

Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу все задания выполняют в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить  работу  таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

        Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.

Групповые задания  выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски.  В конце урока сравниваются  и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.

Ход урока.

  1. Вызов.

- У В.Ю. Драгунского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Драгунского можно, взяв книги в библиотеке.

 - Сегодня мы с вами изучим рассказ В.Ю. Драгунского, который называется «Тайное становится явным».

 - Как вы думаете, а что такое тайна, тайное?

Ответы детей.

 - Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Тайна  1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. 2.Неч.то скрываемое от других, известное не всем, секрет. 3. Скрытая причина чего-нибудь.

Тайный – составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый.

 - О чём пойдёт речь в рассказе?

Предположения детей.  

Физкультурная разминка.

  1. Осмысление содержания:

1.Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Тайное становится явным»: читает учитель или дети прослушивают аудиозапись.

2. Работа с текстом.

 Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка.  Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа  повторно читает рассказ  В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

Первая  группа – составляет (последовательно выстраивает)  план (карточки даны вразброс)

- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны!  Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План:                                                                                                  КАРТОЧКИ

  • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
  • Завтрак.
  • Предложение мамы.
  • Мучения с кашей и избавление от неё.
  • Возмущённый милиционер.
  • Пострадавший дяденька.

Побережнюк Елена Валерьевна

  • Рассерженная мама.
  • Урок на всю жизнь.

Вторая  группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. 

 - Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:                                                  КАРТОЧКИ

Тайна

Плохой поступок

Наказание

Нечестно

Каша

Кощей

Кремль

Царь-пушка

Баночка с хреном

Сахар  соль

Кипяток

Окно  улица

Обидно

Стыдно

Мусоропровод

Гадость

Пострадавший

Шляпа

Каша на шляпе

Рассердилась

Почистить

Правильно

Запомним  

Побережнюк Елена Валерьевна

Вторая группа - придумывает вопросы к рассказу.

 - Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

 - Что однажды услышал Денис от мамы?

 - Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

 - Почему Дениска не хотел есть кашу?

 - Как мама уговорила сына?

 - Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

 - Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

 - Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

 - Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

 - Как выглядел пострадавший дяденька?

 - Рассердилась мама на Дениса?

 - Какой урок получил Денис?

Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.

 - Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке  ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» . Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то  из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.

Режиссер.

Действующие лица:

Денис

Мама

Милиционер

Пострадавший

Ответственные  за декорации.

 - Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности.  Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно  человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

 - Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.

        У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию: 

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
  • вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно  дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.
  • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей  - первая, вторая и третья команды.

Физкультурная разминка.

  1. Рефлексия:

Анализ полученной информации.

 - Сегодня я узнал (а)…

 - Было интересно…

 - Было трудно….

 - Теперь я могу…

Самооценка работы в группе:

        Вся работа полностью выполнена мною

        Я ничего не сделал (не сделала)

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.

 - Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?

Домашнее задание:

 Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.

Побережнюк Елена Валерьевна